Экскурсия по Московскому метрополитену

23.01.2018

Вернисаж под землей

Экскурсия по метрополитену

Для зарубежных гостей Москвы экскурсия по столичному метрополитену входит в один ряд с обзорной экскурсией по городу, посещением храмов Кремля и Оружейной палаты.

По роду своей деятельности я имела дело с англоязычными туристами из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США и ЮАР. Осмотр столичных станций вызывал у них неподдельный интерес: нигде в мире в подземном пространстве города не создано таких масштабных и интересных с точки зрения архитектуры объектов. Огромные вестибюли, широкие коридоры, сопоставимые по своим размерам с городскими кварталами европейских городов, отделка помещений натуральным камнем, сложные виды декора – все это выполнено на высоком художественном уровне и размещено под землей, что само по себе не может не удивлять любого человека.

Пышностью и грандиозностью стиля сталинский ампир посетителей покоряют станции Кольцевой линии. Более продвинутые в вопросах архитектуры гости интересуются также конструктивизмом, который популярен в мире. В этом смысле их привлекает станция архитектора Алексея Душкина «Маяковская» – с мозаичными панно художника Александра Дейнеки. Очень нравятся разноцветные витражи «Новослободской».

Кроме того, каждая станция является свидетельством своего времени, отражением важных событий в политике страны – например, «Киевская». Посещая ее, туристы могут познакомиться со всей трехсотлетней историей отношений между Украиной и Россией: 18 пилонов с мозаичными панно из смальты посвящены самым разным сюжетам истории. На них изображены такие деятели истории и культуры, как Петр Первый, Богдан Хмельницкий, Александр Пушкин, Тарас Шевченко.

Станция метро «Белорусская» была открыта в 1952 году, и авторский коллектив был удостоен за эту работу Сталинской премии. Известно, что западный павильон, расположенный у Белорусского вокзала, стены зала, где находятся кассы и турникеты, украшены редкими видами мрамора – например, красным мрамором, который иногда еще называют мраморовидным известняком. В стенах зала можно даже увидеть окаменевших моллюсков. В переходе использована другая разновидность мрамора – светлого. Здесь же находится самый крупный в столичном метро монумент «Белорусские партизаны».

Станция «Комсомольская» кроме своих масштабов удивляет богатым оформлением. Темой ее мозаичных панно является «Борьба российского народа за свободу». Здесь изображены выдающиеся политические и военные деятели – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Дмитрий Донской и Александр Невский. Есть панно, изображающие советских солдат и офицеров под стенами Рейхстага. Известно, что до 1963 года на станции были еще два изображения – «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы». На них был изображен Сталин. Но позже это изображение заменили портретом женщины, символизирующей Родину-мать, на фоне Спасской башни Кремля, и на Ленина, выступающего перед красногвардейцами. Дополняют оформление станции вставки из мозаики и барельефы, изображающие оружие.

Гостям вообще интересны живописные, мозаичные и скульптурные изображения и вождей, и героев революционной эпохи, и просто жителей страны. Хотя многофигурной скульптурой отличается только одна станция – «Площадь революции». С ней связано много народных примет, и иностранцы с интересом наблюдают, как студенты «на счастье» натирают нос собаке, мальчики и подростки рассматривают оружие в руках революционных матросов.

К сожалению, многие станции метро в ходе его эксплуатации утратили некоторые элементы декора и отделки. Я имею в виду не только те самые револьверы матросов и солдат, которые, как известно, много раз возвращали на свое место после похищения вандалами, но и, например, целые мозаичные панно и мраморные полы станции «Киевская», которые были заменены гранитными, а сложные двухслойные стеклянные светильники – более простыми. Воспроизвести то, что было изготовлено в соответствии с авторской идеей архитектора Чечулина, не удалось. Отнесение станций к категории памятников архитектуры, конечно, позволит более тщательно относиться к их реставрации.

Что еще удивляет иностранцев в нашем метро? Глубина тоннелей и идеальная чистота. Они спрашивают: почему нигде нет урн, но при этом так чисто? Я это объясняю тем, что люди воспринимают метро как музей и уже поэтому стараются не мусорить.

В числе современных станций их восхищает «Славянский бульвар». Она декорирована растительными орнаментами, другими элементами декора в стиле модерн, но при этом видно, что это новая станция.
Мне кажется, что для иностранцев московское метро представляет собой симбиоз очень необычного – ярких образцов классической архитектуры, совмещенных с элементами промышленного дизайна и к тому же размещенных под землей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мнение обычных москвичей, принявших участие в голосовании и решивших судьбу трех станций, ставших объектами культурного наследия, совпало с мнением профессионалов, известных в мире архитектуры. Вот как они прокомментировали решение, основанное на результатах опроса жителей.
Никита Явейн, руководитель
архитектурного бюро «Студио 44»:

– Московская архитектура метро – это, конечно, во многом мировое событие. Дворцы под землей! Ранние станции выполнены особенно хорошо. А в целом станции, конечно, разные по своему качеству, но имеют большое художественное значение.
Если принято такое решение – о признании трех станций Кольцевой памятниками архитектуры, – значит, меньше будет переделок, лучше будет их сохранность. А если бы признали памятниками все станции Кольца, то это было бы еще лучше!
Борис Левянт, архитектор,
генеральный директор ABD architects:

– Отношение к такому событию крайне положительное. Потому что станции, входящие в основное кольцо Московского метрополитена, хоть и не обладают изысканностью архитектуры Душкина (метро «Маяковская»), но тем не менее ярко и точно передают атмосферу и качество жизни конца 1930-х годов, когда они были построены. Поэтому я считаю, что они имеют полное право быть памятниками архитектуры не только регионального, но и федерального значения. Чем точнее и качественнее будут сохраняться эти объекты, тем лучше.
Сергей Абрамов,
архитектор:

– Двумя руками за! Особенно если учесть, что станции стоили для наших людей огромного напряжения и сил. Эти и другие станции Московского метрополитена строили тогда, когда народ испытывал огромные лишения и сложности.
По поводу включения всех станций Кольца в список памятников – это вопрос дискуссионный. А «Киевская», «Белорусская» и «Комсомольская», несомненно, заслуживают этого звания.

Лилия Крол