Эксперты: рост стоимости битума лишает дорожников остатков рентабельности

Рост стоимости битума из-за проведения налогового маневра вкупе с жестким контролем цен строительных контрактов снижает до минимума рентабельность подрядчиков дорожного строительства, заявил РИА Новости президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров.

МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости/Прайм. Рост стоимости битума из-за проведения налогового маневра вкупе с жестким контролем цен строительных контрактов снижает до минимума рентабельность подрядчиков дорожного строительства, заявил РИА Новости президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров.

По данным отраслевых ресурсов и экспертов, битум в стране подорожал в среднем на 15-18% за год, до уровня 17-18 тысяч рублей за тонну. «Это может увеличить расходы дорожных фондов примерно на 13,5 миллиардов рублей за 2018 год. Но теряют эти деньги не дорожные фонды, это будет взято из кармана подрядных организаций, многие из которых на грани разорения, либо никто не будет выходить на торги, потому что стоимость проекта, прошедшего Главгосэкспертизу, заведомо ниже реальной стоимости», — отмечает Быстров.

По его словам, в отрасли обозначился явный дисбаланс между ценой исходных материалов на рынке, который не контролируется государством, и стоимостью дорожных работ, которые государством регулируются жесточайшим образом через систему определения максимальной стоимости строительства при прохождении Главгосэкспертизы. «В итоге, за последние пять лет уровень годовой рентабельности наших крупнейших подрядных организаций упал примерно с 14%-15% до, максимум, 3,5%», — подчеркивает эксперт.

По оценке Vygon Consulting, в 2018 году цены на битум выросли на 15%, а налоговый маневр может прибавить к цене тонны битума 1-2 тысячи рублей в 2019 году. «В 2019 году расходы дорожных фондов из-за роста цен на битум могут увеличиться на 7-9 миллиардов рублей при цене на нефть 63 доллара за баррель. После завершения налогового маневра в 2024 году дополнительные затраты дорожных фондов могут вырасти до 36-40 миллиардов ежегодно», — говорит аналитик компании Евгений Тыртов.

Цены на битум связаны с ценой на нефть, поэтому выводы делать рано, предостерегает глава департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ-Капитала» Олег Панкратов. «Асфальт – важная составляющая, но далеко не главная с точки зрения цены на дорогу. Хотя рентабельность контрактов в дорожном строительстве сейчас и так оставляет желать лучшего, поэтому подорожание любых материалов оказывает негативное влияние», — уточняет он. Объемы использования битума в асфальтобетонной смеси настолько ничтожны, что динамика цен на него никак не влияет на общую финансовую картину, отмечает, в свою очередь, представитель «Мостотреста».

По оценке Росавтодора, среднее содержание битума в асфальтобетонной смеси — от 4 до 7%. Цена контракта от этого не меняется, не меняется и средняя стоимость строительства или реконструкции автодороги, цена материалов прежде всего влияет на рентабельность подрядчика, объясняет представитель агентства. По данным Росавтодора, средняя стоимость строительства 1 километра полосы движения автодороги II категории с учетом НДС и затрат на подготовку территории в РФ сейчас составляет 49 миллионов рублей, что значительно дешевле по сравнению с рядом европейских стран, США, Канадой и Китаем.