Экзамен для учителей: победители профессиональных конкурсов — о своих впечатлениях

В апреле стали известны итоги московских профессиональных конкурсов в сфере образования «Молодые педагоги — московскому образованию», «Учителя года Москвы — 2021» и «Воспитатель года Москвы — 2021». Участники практически сдавали экзамены: снимали ролики о своих уроках, объясняли, как применить математические теоремы и законы физики в быту, отвечали на сложные вопросы о будущем школ. Три победителя конкурсов рассказали, через что они прошли, чему научились и какие выводы сделали.

Английский за 15 минут

В конкурсе «Молодые педагоги — московскому образованию» в 2021-м участвовали 900 учителей — в три раза больше, чем год назад. До финала дошли 133 человека. У Натальи Медведевой, учительницы английского языка из школы № 1287, победившей в номинации «Учитель-мастер», были серьезные конкуренты.

«Именно они и помогли мне выиграть. Несмотря на соперничество, мы все общались, обменивались эмоциями, впечатлениями, добавляли друг друга в друзья в соцсетях. Я видела себя со стороны, их глазами, понимала, что еще нужно доработать. Ведь в соревновании важна не столько похвала, сколько экспертная оценка. Важно обмениваться опытом с коллегами», — рассказывает педагог.

Для первого этапа конкурса молодая учительница подготовила два видеоролика. Первый назывался «Просто о сложном». В нем Наталья Медведева поделилась лайфхаками из своей практики. Например, чтобы лучше запомнить слова, нужно переключить гаджеты на язык, который изучаешь. Кроме того, она порекомендовала школьникам подписаться в соцсетях на профили зарубежных артистов: у них в постах встречаются ходовые выражения. Каждый день нужно посвящать хотя бы 15 минут прослушиванию песен любимых иностранных исполнителей и чтению газет и журналов на языке оригинала. И еще один совет: наклеить на все предметы в доме стикеры с переводом названий этих предметов на английский.

«Во втором ролике я представила себя. Рассказала, как выглядит моя обычная неделя после уроков. Так, в понедельник я проверяю тетради, во вторник встречаюсь с друзьями, в среду иду на занятия по легкой атлетике, это мое хобби. Хотела показать, что учитель — тоже человек, у него есть увлечения, зачастую близкие и понятные ребятам», — объясняет она.

На следующем этапе девушке предстояло участвовать в командном турнире и отвечать на вопросы жюри. А после Наталья Медведева представила 15-минутный урок английского языка. По ее словам, это было самое сложное испытание. Соперники выступили в роли фокус-группы и оценивали урок так, как если бы им действительно пришлось сесть за школьную парту. Учительница на английском языке рассказывала слушателям, как подготовиться к марафону в Лондоне, а параллельно на доске выписывала фразы для запоминания.

«Когда я преподаю детям, стараюсь, чтобы урок получился живым, интерактивным, динамичным. Вот и на конкурсном испытании я взяла скакалку и предложила “ученикам” посчитать, сколько раз я прыгну за 20 секунд. Так мы выучили числительные и выражение “сколько раз”. Присутствующие удивились, как быстро запоминаются новые слова», — делится Наталья.

В финале участники конкурса рассказывали заместителю руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталии Киселевой, что бы они хотели изменить в школах.

«Подобные конкурсы нам очень нужны. В процессе я многому научилась, родились новые идеи. В частности, поняла, что хочу в будущем соединить два предмета в один: преподавать физкультуру на английском языке. Для этого мне нужно получить дополнительную квалификацию учителя физкультуры. Я перфекционистка и почти всегда добиваюсь своего», — говорит Наталья Медведева.

В Москве назвали победителей конкурса молодых педагогов

Зачем нужны теоремы

Конкурс «Учителя года Москвы — 2021» второй раз подряд прошел в командном формате: 720 учителей из 144 школ присоединились к профессиональному состязанию. У команды-победителя, в которую вошел учитель физики из школы № 1520 имени Капцовых Артем Барат, в финале оказалось пять соперников.

«Мы долго и упорно готовились к соревнованию. В команду вошли пять учителей, активные участники других конкурсов. Вместе мы обсуждали идеи, отбрасывали непродуктивные, не подходящие для состязания. На мой взгляд, важно, что игра была командной: ты представляешь не себя одного, а всю школу», — вспоминает педагог.

Сначала конкурсанты показали ролик-визитку о своей школе, ответили на вопросы теста, посвященного нормативно-правовой базе в области образования, и написали педагогический диктант. На втором этапе соревнования нужно было оригинально ответить на вопросы учеников, их родителей и своих коллег.

«Например, один из школьников задал вопрос о том, какие жизненные проблемы поможет решить теорема Пифагора. Я вспомнил, как однажды проектировал шкаф для прихожей: именно знание этой теоремы позволило мне сделать конструкцию ровной. Еще запомнился вопрос коллеги: чему нельзя научить детей? Многие сошлись в том, что их не научишь быть счастливыми», — говорит Артем Барат.

Затем каждая команда тянула жребий и шла всем составом в другую столичную школу обмениваться опытом и договариваться о совместном проекте. Команде Артема, которой руководил учитель иностранных языков Илья Громов, выпала школа № 827. В итоге решили провести общий турнир химиков-испытателей.

На следующем этапе каждый из учителей команды провел мастер-класс для коллег-соперников.

«На меня произвело впечатление открытие нашего капитана Ильи Громова. Он сообщил, что выучить иностранный язык мешают три фактора: незнание слов, незнание культуры страны и незнание себя. Если их устранить, язык можно выучить», — делится впечатлениями Артем.

В финале команда школы № 1520 имени Капцовых представила социальный проект — серию настольных игр-знакомств с сайтом mos.ru. Каждая игра посвящена одному из разделов портала: здоровью, ЖКХ, культуре, образованию. Игроки вытаскивают карточки с заданием, для выполнения которого нужно внимательно изучить mos.ru. «Нам хотелось, чтобы школьники узнали об инициативах Правительства Москвы», — объясняет педагог.

Напоследок участникам предстоял разговор с руководителем Департамента образования и науки Москвы Александром Молотковым. «Он предложил нам порассуждать о том, что изменится в нашей педагогической жизни в случае победы в конкурсе. Мы подумали и ответили: нужно организовать беседу между учителями и синхронизировать школьные предметы. Например, если по биологии проходят цветное зрение, то я должен и по физике объяснять эту тему. Так дети будут лучше усваивать материал», — рассказывает учитель физики.

По словам Артема Барата, такие конкурсы, как «Учителя года Москвы», заряжают педагогов энергией, идеями, вдохновением, повышают квалификацию.

«Я считаю полезными соревнования, конференции и турниры. Постоянно участвую в них со своими учениками. В этом году мы планируем поехать в Санкт-Петербург на Всероссийский турнир юных естествоиспытателей. Детям особенно понравилась турнирная задача, где нужно исследовать время всплытия пельменей. Конечно, это задание кажется шуточным. Но, во-первых, когда ребята видят, что физика нужна на практике, а не только в теории, у них появляется интерес. Во-вторых, они учатся вести дискуссии, защищать свои доклады. Похожие практики помогут в изучении любого предмета. Начав с занимательных исследований, ребята в будущем смогут погрузиться в большую науку», — говорит учитель.

Звонок от Чиполлино

За победу в финале конкурса «Воспитатель года Москвы — 2021» боролись 28 педагогов дошкольного образования. Лучшей стала воспитатель школы № 1980 Татьяна Аникеева.

«Чтобы попасть в финал, нужно было сначала пройти два этапа. На первом мы готовили видеовизитку с презентацией своего профессионального опыта. На втором представляли авторский ролик “Моя педагогическая находка”. В нем я описала собственный опыт организации творческой лаборатории в нашем дошкольном отделении, где ребята занимаются созданием мультфильмов, лего-конструированием, рисуют 3D-ручкой трехмерные предметы», — делится Татьяна Аникеева.

В финале участники показывали педагогические мероприятия с воспитанниками своей группы. Татьяна Аникеева провела занятие для детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

«Нужно было не просто разработать мероприятие, а придерживаться заданной темы “Во саду ли, в огороде”. Я придумала сюжет образовательного квеста, в котором дети должны были помочь Чиполлино собрать музыкальный оркестр.Во время игры ребята определяли съедобные части овощей и фруктов, решали логические задачи. Задания квеста способствовали развитию слуховой памяти, мелкой моторики, мышления, внимания», — рассказывает воспитатель.

Самым сложным, с точки зрения Татьяны, оказался заключительный этап: 12 лауреатов отправились на три дня в «Поведники» — филиал Московского городского дома учителя, чтобы принять участие в финальном конкурсном испытании «Профессиональный диалог». Участники, объединившись в команды, разрабатывали проект, направленный на повышение качества дошкольного образования. Команда Татьяны Аникеевой предложила создать центр поддержки и взаимодействия педагогов «Наставничество», помогающий молодым специалистам и воспитателям войти в систему московского образования.

«Я пока до конца не осознала, что победила в конкурсе. Чувствую радость, гордость. Не запаниковала, не растерялась, собралась. Такие мероприятия позволяют повышать компетенцию, профессионализм, самосовершенствоваться», — говорит Татьяна Аникеева.

Соревнование закончилось, но на каникулы уходить рано: Татьяна Аникеева будет представлять Москву на Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России». «Все мысли об этом. Хочу достойно представить столичное образование», — признается победительница.

В столице объявили финалистов конкурса «Воспитатель года Москвы — 2021»В столице определили победителей конкурса «Учителя года Москвы — 2021»Стали опытнее и терпеливее: как прошел 2020 год для столичных учителейПедагог XXI века: интервью с победителями конкурса «Учителя года Москвы — 2020»Про 1 Сентября и не только, или Чему учат в школе нового поколения