Электродепо

24.10.2017

По самым современным технологиям. «Моспромстрой» возводит одно из самых современных электродепо столицы «Лихоборы», которое обеспечит надежную работу Люблинско-Дмитровской линии метрополитена

Электродепо – это целый комплекс инженерно-технических сооружений. Здесь поезда проверяют на исправность, ремонтируют, моют, оставляют на ночь. Так, в электродепо «Лихоборы», которое возводит ПАО «Моспромстрой», будет установлено самое современное и высокопроизводительное оборудование. «Строительство подобных объектов – серьезное событие в метростроении. Это не какие-то небольшие сооружения, а настоящие заводы, на которых работают тысячи людей разных специальностей», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.

«Лихоборы» станут главными в плане технического обслуживания и ремонта подвижного состава Люблинско-Дмитровской линии метро. К строительству электродепо компания «Моспромстрой» приступила в 2013 году.
Комплекс из 35 зданий и сооружений возводится на месте реорганизуемой промышленной зоны в районе Верхнелихоборской улицы. «Объект весьма непростой с точки зрения строительства, – говорит директор ПАО «Моспромстрой» Юрий Гурецкий. – С трех сторон он окружен железной дорогой, а с четвертой – рекой. Поэтому мы не можем развернуться всем фронтом и трудимся в весьма стесненных условиях, выполняя работы этапами. К тому же через стройплощадку осуществляется транзитное движение пассажиров, что еще больше осложняет работу».
До сентября 2015 года подрядчикам не удавалось решить проблему освобождения стройплощадки от прежних строений, 40 процентов которой занимал автосервис. Это мешало им вовремя выполнить перенос инженерных коммуникаций. «Однако в этом году мы основные работы на объекте завершим и начнем, согласно графику, сдачу депо в эксплуатацию метрополитену. Площадь всех зданий депо составит 86 тыс. кв. метров. Фактически это будет небольшой метрогородок со столь необходимой столичной подземке инфраструктурой», – говорит Гурецкий.

В 2012 году «Моспромстрой» успешно завершил реконструкцию депо «Печатники», удовлетворив все требования заказчика. Несмотря на огромный опыт в части промышленного строительства, подобный проект был у «Моспромстроя» первый. «Депо – не жилой дом, и в ходе его возведения возникает множество непредвиденных нюансов. Но все сложности мы преодолели. Качество нашей работы было весьма высоко оценено, и генподрядчик – «Мосинжпроект» – начал активно привлекать нас для дальнейшего строительства инфраструктурных объектов метрополитена», – прокомментировали в пресс-службе строительной компании.
Однако даже полностью задействованных мощностей реконструированного депо «Печатники» уже не хватает, и теперь только депо «Лихоборы» сможет обеспечить поезда Люблинско-Дмитровской ветки необходимыми местами техобслуживания, планового и экстренного ремонта составов.

Все основные объекты депо «Лихоборы» возведены, сейчас ведется отделка зданий, монтаж и пусконаладка инженерных систем.
Работы на объекте идут опережающими темпами и выполнены уже на 80 процентов. В электродепо будет установлено самое современное оборудование: стенды для диагностики, ремонта и испытания узлов и деталей, многоуровневые механизированные площадки для проведения технического обслуживания и ремонта вагонов, металлообрабатывающие станки, системы для сборки крупных узлов и проведения пусконаладочных работ.
Основное здание комплекса – отстойно-ремонтный корпус, где оборудованы 42 канавы для стоянки поездов в ночное время, их технического обслуживания, ремонта и мойки. Здесь будут проводиться работы, которые не потребуют кардинальной разборки подвижного состава и занимают обычно один-два дня. Канава предназначена для мойки составов – специальная подвижная рама, напоминающая огромную автомойку, будет очищать поезда от грязи и пыли.

На въезде в депо установлен диагностический пост. Попадая на его платформу, поезд проезжает по специальным датчикам, которые посылают сигнал на колесно-токарный станок о степени износа колес и необходимости их обточки. Прежде в большинстве депо эту работу можно было выполнить, лишь разобрав колесную пару. В «Лихоборах» установлены станки «проходного» типа, и обточка колес проводится во время проезда состава через них.

В депо также построен административно-бытовой комплекс со встроенными мастерскими, где будет проводиться мелкий ремонт вагонов, там же расположен объединенный склад, оснащенный специальными грузоподъемными механизмами и электрокарами для складирования грузов на стеллажи. Здесь будут храниться все материалы и оборудование.
Построены мотодепо (для мотовозов), участок техобслуживания транспорта, база аварийно-восстановительных средств и около 20 вспомогательных сооружений – трансформаторные подстанции, тепловые пункты, стрелочный пост, водомерные узлы и многое другое.
Получили дополнительные возможности отдохнуть и работники метрополитена. Строители оборудовали для них комнату отдыха и тренажерный зал.

«Используя новые технологии, мы не прятали коммуникации в бетон, а оставляли их на поверхности, что очень удобно в ходе их эксплуатации, – говорит Гурецкий. – Есть отличия и в части строительства современного депо по сравнению с объектами 20–30-летней давности. Прежние постройки – это чаще всего здания из железобетонного каркаса с навесными панелями. Об их энергоэффективности прежде не задумывались. Теперь все по-другому: мы монтируем металлокаркас и сэндвич-панели толщиной 100 мм, обеспечивающие энергоэфективность как у зданий с полутораметровой бетонной стеной и более низкие эксплуатационные затраты».

Основную часть строительных работ, монтаж и пусконаладку оборудования «Моспромстрой» выполняет своими силами. «Мосинжпроект» нам во всем помогает. Нет проблем с финансированием. Он вовремя выполняет свои обязательства по поставке оборудования и предоставления необходимых технологий. Мы на прямой связи с заказчиком и инвестором и максимально оперативно решаем с ними любые возникающие проблемы», – отмечает Юрий Гурецкий.

Завершая строительство электродепо «Лихоборы», «Моспромстрой» уже оформляет разрешительные документы и подготавливает частичный снос корпусов бывшего вагоностроительного завода им. В.Е. Войтовича, с тем чтобы реконструировать и приспособить оставшиеся здания под электродепо «Нижегородское», а также осуществить новое строительство.
Эта площадка также непростая – окружена со всех сторон различными строениями, к тому же над ней проходит эстакада Третьего транспортного кольца. К работам строители приступят уже в следующем году. Пока ведутся проектные работы, уточняются будущие объемы и функциональное назначение зданий.

На территории электродепо «Владыкино» «Моспромстрой» достраивает автобазу метрополитена. В конце года начнет реконструкцию отстойно-ремонтного корпуса (которая предполагает пристройку двух пролетов), моечной канавы и возведение административного корпуса. Это позволит увеличить мощность и вместимость депо, а также улучшит подготовку к выходу на линию поездов Серпуховско-Тимирязевской ветки.
Уже сегодня строители тщательно готовятся к реализации еще одного проекта, связанного с возведением станции метро «Стахановская улица» на Кожуховской ветке метро.

ВАЖНО
Накануне Дня строителя Мосгосстройнадзор подвел итоги конкурса «Лучший объект строительства-2016». Конкурс проводится ежегодно в целях повыше-
ния качества строительно-монтажных работ, создания благоприятных условий труда для рабочих на строительной площадке, а также распространения передового опыта по осуществлению строительного надзора. Среди представленных на конкурс 15 строящихся объектов по итогам многочисленных проверок специальной комиссией Мосгосстройнадзора лучшими были названы три объекта, среди них – электродепо «Лихоборы», строительство которого ведет компания «Моспромстрой».

СПРАВКА

Электродепо «Лихоборы» предназначено для обслуживания поездов Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена и представляет собой комплекс из 35 зданий и сооружений общей площадью 86 тыс. кв. метров, объединяющий отстойно-ремонтный корпус, где оборудованы 42 канавы (34 – для отстоя составов, 3 – для ремонта, 4 – для техобслуживания, 1 – для мойки поездов), административно-бытовое здание, здание мотодепо, участок техобслуживания транспорта, базу аварийно-восстановительных средств, компрессорную, тягово-понизительную подстанцию, трансформаторные, пост электрической централизации, стрелочный пост, производственные мастерские и прочие объекты.
Площадь территории – 13,24 гектара.
Начало строительства объекта – июнь 2013 года, завершение работ – декабрь 2017 года.
Инвестор – департамент строительства города Москвы.
Заказчик – ГУП «Московский метрополитен».
Генпроектировщик, генподрядчик – АО «Мосинжпроект».
Подрядчик – ПАО «Моспромстрой».

Андрей Мещеряков

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»