Фади Джабри рассказал о популярных в Японии методах комплексного проектирования

Фади Джабри, исполнительный директор компании NIKKEN SEKKEI, рассказал порталу «Архсовет Москвы» о популярных в Японии методах комплексной системы проектирования и создании уличного пейзажа.

Фади Джабри, исполнительный директор компании NIKKEN SEKKEI, рассказал порталу «Архсовет Москвы» о популярных в Японии методах комплексной системы проектирования и создании уличного пейзажа.

— Как часто меняются градостроительные нормы в вашей стране?

— В Японии не существует регулярного пересмотра градостроительных норм за исключением политики землепользования. Обычно это зависит от общих социальных потребностей или политических причин, таких как стимулирование экономики путем содействия развитию недвижимости. Например, в период администрации Коидзуми, в целях повышения конкурентоспособности японского мегаполиса, была введена норма «Городское возрождение специальных районов», в соответствии с которой отменяются существующие правила градостроительного планирования, и разрешается застройка высокой плотности и произвольной формы.

— Какие из норм вашей страны (либо стран, в которых вы работаете) вы бы могли предложить для применения в России?

— Необходима более гибкая система для решения сложных городских задач. В случае, когда застройщик способствует развитию/улучшению прилегающей к участку городской среды, то существующие нормы или правила отменяются, и могут быть применены новые правила, выработанные в результате переговоров с ним. В Японии популярны и репрезентативны методы «Комплексной системы проектирования» и вышеупомянутого «Городского возрождения специальных районов». Первый метод заключается в том, что процент застроенности участка может быть увеличен в соответствии с масштабом открытого пространства на участке.

— Возникают ли какие-либо сложности, связанные с особенностями нормативной базы, ограничивающей вас в возможности реализации ваших проектов на территории России?

— Инсоляция, санитарные требования и требования к автостоянкам определенно ограничивают возможности создания привлекательной городской застройки и являются причиной высокой стоимости строительства. Желательно, чтобы при определенных условиях эти ограничения могли быть сняты. Например, если участок застройки располагается близко к метро (менее 500 м) или расположен в зоне с высокой транспортной доступностью, то количество парковочных мест может быть уменьшено.

— Какие российские нормы вы считаете полезными к применению в том числе в других странах?

— Направление в жилой застройке, предусматривающее кварталы человеческого масштаба, полезно в мировой практике. Застройка огромных кварталов способствует реализации открытого пространства большой площади, но это пространство не связано с существующим городским контекстом и создает случайный уличный пейзаж.

— Каковы мировые тенденции в отношении нормативов градостроительного проектирования?

— Тенденции очень различаются между развивающимися и развитыми странами за исключением Японии. В развивающихся странах все еще популярна многоэтажная и плотная застройка огромных кварталов, вследствие этого городская структура и контекст меняются радикальным образом. В развитых странах за единицу застройки обычно принимают квартал в границах существующего городского контекста, например, как в программе «Застройки поселкового типа» в Портленде, США.

— В вашей стране какова роль архитекторов и архитектурного сообщества в разработке нормативов?

— Архитектурное сообщество должно интересоваться и заботиться о градостроительном проектировании. Оно несет ответственность за результат городского строительства. Но в Японии архитекторы обычно не уделяют достаточно внимания градостроительному аспекту.

— Есть ли в вашей стране практика изменения устаревших норм силами профессионального сообщества, и как контролируются новые инициативы, чтобы избежать злоупотреблений?

— Да, конечно. Япония подвергалась различным стихийным бедствиям, таким как тайфуны, землетрясения и пожары, поэтому нормы для проектирования архитектурных сооружений и противопожарные нормы часто пересматривались после катастрофы. Что касается градостроительного проектирования, то поскольку мы сталкиваемся с сокращением населения и его сверхстарением, нам необходимо пересмотреть и создать соответствующие нормы и правила. Например, мы внедрили новые нормы для продвижения «Компактного города».

Буклет «Комфортный город. Нормы и правила» можно скачать по ссылке.