Фотограф Константин Кокошкин

27.12.2017

Константин Кокошкин: «Москву просто люблю». Фотограф Константин Кокошкин снимает город и помогает нам увидеть красоту

Константин Кокошкин

Премия мэрии Москвы, «Золотой глаз России», трижды «Лучший автомобильный журналист года» и прочие титулы, которыми Константин Кокошкин награждался за свои фотоработы в разные годы, для него мало что значат. Он и не помнит, чем там его отмечали. Для него гораздо важнее, когда кто-то, случайно увидев его «картинку», прозревает: «Это Тверская Застава? Обалдеть!», или «Это же будущее!», хотя на его страничке в «Фейсбуке» – самое что ни на есть настоящее, сегодняшняя Москва, без прикрас. Потому что приукрашивать ее бессмысленно, она хороша всегда, считает Кокошкин. И любит ее такой, как есть, – с осенними лужами и зимней слякотью, с современными скоростями и вечно спешащими усталыми горожанами. Он ее рисует, хотя не считает себя фотохудожником. Он ее пишет, хотя признается, что далеко не поэт. Он ее снимает – и так самовыражается. А получается, что открывает Москву для нас и в нас самих, заставляя удивляться и радоваться, что мы живем в этом городе.

– Константин, в вашем портфолио чего только нет – лица красивых девушек и черные руки нефтяников, неожиданные городские пейзажи и узнаваемые природные ландшафты. А вам самому что ближе, какая натура?
– Это правда – чего я только не снимал, много лет безвылазно работал как студийный фотограф, в рекламе «нефтянки», в автомобильной съемке, но как только поманили в газету, все бросил и пошел. Это другая реальность, она затягивает. Потом был журнал, который «умер» через несколько лет, но я успел за казенный счет объездить мир. Снимал карнавал в Рио и сафари в Африке, больше 90 стран посмотрел. В итоге понял, что нет для меня лучше России, лучше Москвы.

Хотя снимать Москву я начал не сразу, а году так в 97-м, когда обрушился кризис. Работы не стало, денег тоже. Однажды вышел из автомобиля и пошел снимать город – просто для себя, для души. А так как я москвич не в одном поколении, мама из «дворян арбатского двора», где бабушки в коммуналках говорили по-французски, то получилось совершенно естественно, что тема Москвы, можно сказать, сама меня нашла. И оказалась не только бесконечной, но и востребованной.

– Где вы учились? Образование повлияло на выбор профессии?
– Я по образованию строитель. Окончил МИСИ, специализация конструкторская – «теория сооружений». Неплохо учился, между прочим.

– Так вот откуда такая четкая структура ваших снимков?
– Ну, это на подкорке, наверное. Суметь расположить объекты так, чтобы любой визуальный образ мгновенно доходил до сознания.

– Не так давно прошла ваша выставка, но не в выставочном зале, а прямо на улице, в Пушкинском сквере. Такой формат вернисажа, на который мог бесплатно прийти любой желающий, вы сами придумали?

– Придумал не я, но когда мне предложили, с удовольствием по-
участвовал. Устроители рождественских праздников в городе начали искать фотографии современной Москвы. Неожиданно оказалось, что только я ее и снимаю. Тот редкий случай, когда все совпало: интересы московских чиновников, мои профессиональные и тех людей, которые просто гуляют по городу и хотят новых впечатлений.

– Люди же видят, чувствуют ваше неравнодушное отношение к «натуре». К примеру, очень интересная серия снимков площади Маяковского до реконструкции и после того, как она начала преображаться. Те же качели, которые поначалу казались здесь неуместными, на ваших снимках очень даже хороши. Вот как вы это делаете, что за магия?
– Я просто снимаю тот город, в котором живу, и он мне нравится, мне в нем комфортно. Не так важно – сквер или памятник, это все – моя Москва. И свои чувства я выражаю в снимках. Например, как можно представить Москву без памятника Маяковскому? А качели – новый образ, но он тоже вписался в стилистику Москвы.

– Как вы выбираете сюжеты для снимков?
– Выбор сюжета происходит на уровне подсознания – это импульс. Зачем я именно туда иду с камерой? Мне это интересно! Сначала фотографирую глазами. Хочется передать свои эмоции зрителям. Столько времени уходит, прежде чем найдешь нужный ракурс, свою погоду, свет. Иногда могу все стереть, если картинка не удается.
– Вы перфекционист. Но ведь 35 лет работы должны, наверное, давать уверенность в себе?
– Уверенность в себе появилась у меня лет в 40. Это как второе дыхание, когда понимаешь – вот оно, удается! Но и сегодня между задумкой и результатом проходит порой очень большой период. Но зато когда получается, это доставляет необыкновенное наслаждение!

– Вот некоторые комментарии людей, посмотревших ваши снимки: «Нам бы жить в таком городе, как у Кокошкина»; «Мы живем и не замечаем красоты…» У вас действительно какое-то другое восприятие действительности. Вы не замечаете, что перед вами лужа, что запачкали туфли, что рядом угрюмые люди? Простите, но вы приукрашиваете действительность?

– Может, и приукрашиваю, но я так вижу. Я оптимист, но, заметьте, на моих снимках лишь то, что есть в реальности, без фотошопа. Может, другие просто этого не замечают.
Вот недавно ехал в центр, смотрю – все Сити под облаками, свет от огромного рекламного баннера падает на столбы высотных зданий… Какой-то сюрреалистический вид. Тогда решил: приеду сюда с восходом солнца, получится интересно.

– Какие у вас любимые места в Москве?
– Район Воронцова Поля, между Покровкой, Яузой и Садовым кольцом. Очень московское место. Неистоптанное. Там дворы проходные остались. Москва – это ведь отдельная планета. Сегодня говорят, что она как-то не так застраивается. Но я уверен, что не надо волноваться по этому поводу, Москва 870 лет строилась без особого порядка и всегда была пестрой, яркой.

– А как вам реконструкция улиц в центре?
– Да супер! Все эти огромные тротуары, люди пошли по Москве, народу полно осенью и зимой, в любую погоду! У людей ощущение безопасности – город живет. И я его снимаю с удовольствием!

Вообще-то описывать снимки словами бесполезно, надо смотреть. Поэтому мы решили сделать нашим читателям подарок – календарь в этом номере со снимком Константина Кокошкина. Смотрите и наслаждайтесь!

Жанна Авязова

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»