Главархив рассказал, как работал гужевой транспорт в 1930-е годы

В начале 1930-х годов москвичи передвигались по городу в основном на трамвае. Автобусные перевозки тогда были незначительны, а троллейбусы начали ходить лишь в 1933-м. В то же время оставались востребованными повозки, запряженные лошадьми. Гужевой транспорт использовали не только как пассажирский, но и как грузовой. Однако непрерывное развитие города требовало внесения коррективов в транспортную структуру. Свидетельства об этом сохранились в Главархиве Москвы.

Дешево и рентабельно

В начале 1930-х число повозок оставалось значительным, количество автомобилей в то время еще не позволяло отказаться от использования лошадиной силы. Железнодорожный транспорт возил груз на расстояния свыше 25 километров, а в пределах города эту функцию выполнял гужевой транспорт. Остальные способы перевозки были дорогими и нерентабельными.

В период индустриализации на повозки был возложен огромный объем перевозок. На складах железнодорожных станций, откуда гужевой транспорт должен был вывозить прибывающие в Москву грузы, стали образовываться остатки. Лошади не справлялись, склады быстро переполнялись, товары доставляли в город не вовремя. Это могло нарушить работу многих секторов городского хозяйства и негативно сказаться на экономике.

Лошади — один из видов городского транспорта. Фото Н. Щапова. Париж. 1905 год. Главархив Москвы

Кроме того, массовое использование гужевого транспорта днем осложняло ситуацию на дорогах — из-за пересечения потоков трамваев, автомобилей и повозок затруднялось движение.

Чтобы нормализовать ситуацию, было решено увеличить время работы гужевого транспорта. С 3 февраля 1931 года груз со склада стали вывозить и ночью. Четыре месяца спустя вышло постановление, которое призывало усилить контроль за исполнением этого распоряжения. Все горожане, организации, предприятия и учреждения, на чей адрес поступали грузы, должны были в течение трех дней сообщить в областное совещание по перевозкам фамилии тех, кто привозил грузы. Если груз не вывозился со склада в срок, виновные несли административную ответственность.

Принятые меры помогли наладить доставку по городу, грамотно распределить объемы грузов и уменьшить заторы на дорогах.

Наравне с автомобилями

Актуальности гужевой транспорт не потерял и к началу 1940-х. В 1941 году вышло распоряжение Моссовета, позволившее увеличить поголовье молодняка гужевых лошадей, завести две тысячи лошадей, которых можно запрягать, подготовить и переподготовить около пяти тысяч возчиков и конюхов.

Такое решение помогло во время войны, когда повозками можно было заменить автомобили, остро необходимые для нужд фронта.

Гужевой транспорт был полностью вытеснен с московских улиц только к середине XX века, когда количество механизированного транспорта позволило отказаться от использования повозок.

Последний конный транспорт на Новой площади. Фото Г. Корабельникова. 1979 год. Главархив Москвы