Гостиничный бизнес в России

06.06.2016

Гостиничный бизнес в России укрепляет позиции. Большинство сограждан вынуждены попрощаться с поездками за рубеж на неопределенное время

Гостиничный бизнес

Впервые за много лет наши соотечественники массово отказались от отдыха за границей в майские праздники. И отнюдь не уверены, что удастся скопить денег на летний отдых в любимой Италии или Испании. При этом госслужащие, может, и рады бы выехать за пределы страны, да некоторым из них этого не позволяют сделать законодательные ограничения.

В итоге народ отправился в родные края. Пустовавшие еще недавно гостиницы заполнились путешественниками со всей страны. Заметно прибавилось и иностранных туристов, для которых отдых в России из-за ослабления рубля значительно подешевел.

— В 2016 году большинство курортов, региональных рекреационных комплексов обсуждают и ожидают рост показателей, — говорит генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. — Спрос на поездки на отечественные курорты вырос на 37%.

— Количество россиян, выезжающих на отдых за границу, за два года сократилось в два раза. Сейчас даже те, кто проводил отпуск в дальнем зарубежье до четырех раз в год, планируют отдых из такого расчета: 3 раза «здесь» и, если будут деньги, один раз «там», — рассказывает ведущий аналитик ЦИАН Александр Пыпин. — Но отпуска никто не отменял, поэтому большим спросом стали пользоваться внутренние туристические маршруты и направления в России и странах Содружества независимых государств: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Алтай, Золотое кольцо, Минск, Грузия, Армения, Астрахань, Калининград.

Что касается популярности отелей курортов именно на майские праздники, то, по данным Елены Лысенковой, явным лидером является Краснодарский край с Большим Сочи. На втором месте — Крым (особенно Южный берег). Третья позиция — у Санкт-Петербурга. «Загрузка отелей в топ-3 варьируется в зависимости от активности службы продаж от 60 до 90%, — поясняет эксперт. — В последний момент продаж и тарифы были самыми высокими, и номера остались самые дорогие. Интерес сфокусирован на семейных отелях или отелях для компании друзей. Именно они пользуются самым заслуженным спросом. Как бы грубо это ни звучало, отдыхать семьей с детьми стало модным. Предпочтения в уровне звездности, как и прежде, зависят от кошелька. В топ-3 майских направлений популярны отели 3, 4 и 5 звезд. Правда, и требования у «премиальных» туристов завышенные и амбициозные. В других странах их претенциозность сдерживает плохое знание языка, или же им просто лень говорить на иностранном. А вот в родной стране их ничего не ограничивает».

Специалисты говорят, что на курортах популярны конкретные отели, а не конкретные места. Условно говоря, одна из двух одинаково пользующихся спросом гостиниц может располагаться в Адлере, а другая — в Дагомысе (расстояние между этими пунктами — больше 30 километров по прямой).

Неудивительно, что заполняемость мало-мальски приличных гостиниц на праздники достигла почти 100% и сформировалась заранее. Поэтому активно стал развиваться как альтернатива гостиницам сегмент посуточной аренды. «Сдавать квартиру туристам можно начать быстрей, чем построить или реконструировать здание под гостиницу. Трудно предсказать, сохранится ли повышенный спрос туристов на места временного пребывания через 2–3 года (столько нужно для строительства крупной гостиницы). Но малый бизнес, открывающий мини-гостиницы за несколько месяцев, вполне может успеть поймать волну внутреннего туризма. Летом стоит ожидать высокого спроса на гостиничные номера, хостелы, квартиры в центральной части городов, сдающиеся на короткий срок», — считает Александр Пыпин.

— На фоне слабого рубля, административных ограничений и падения доходов населения спад выездного турпотока из России по итогам года на 20–30% выглядит вполне реалистичным сценарием, — уверен финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Тем не менее эту негативную тенденцию несколько нивелирует 10–15-процентный годовой рост въездного и внутреннего турпотока (а также туризма в странах СНГ). Сложившаяся ситуация выглядит стабильной в долгосрочной перспективе, если не произойдет значительного укрепления рубля.

Наряду с понижением реальных доходов есть и другие причины переориентирования на внутренний туризм: «Во-первых, закрытие самых популярных для посещения стран, таких как Турция и Египет, которые и в кризис оставались доступны для большинства россиян. Другая причина — неспокойная обстановка в некоторых европейских странах, связанная с возможностью террористических актов. И третья причина — сложность в получением шенгенской визы для жителей многих регионов России в связи с введением обязательной процедуры дактилоскопии для всех туристов старше 12 лет. Впервые со времен СССР в этот летний сезон отели Черноморского побережья России будут работать со 100-процентной загрузкой», — говорит владелица турагентства Анна Булгакова.

— По итогам 2015 года мы зафиксировали рост числа соотечественников, останавливавшихся в наших отелях, на 27%, — приводит данные директор по маркетингу группы компаний AZIMUT Hotels Company Елена Пальчунова. — Но, несмотря на рост внутреннего, а также въездного туризма из некоторых стран, например Китая, я бы не стала говорить о росте рентабельности гостиничного бизнеса. В связи с девальвацией курса рубля относительно основных валют затраты операторов выросли, а из-за падения доходов россиян и конкуренции на рынке отели не могут резко увеличить стоимость проживания. В этой ситуации гостиничные операторы вынуждены оптимизировать собственные расходы, искать новых поставщиков, находить внутренние резервы».

Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру и нестабильность на финансовом рынке, гостиничный бизнес в России по-прежнему демонстрирует устойчивое развитие, подытоживает Тимур Нигматуллин: «Рынок брендированных отелей (качественный номерной фонд, обычно возводимый иностранными инвесторами) в России в 2015 году увеличился на 5,1 тыс. номеров. У рынка существенно изменились «точки роста». Так, если в 2014 году драйвером была Олимпиада (на Сочи пришлось три четверти введенного качественного номерного фонда), то сейчас таковыми стали подготовка к чемпионату мира по футболу-2018 и ослабление рубля с соответствующей переориентацией туристических потоков на внутренний туризм. В целом российский гостиничный рынок остается интересным для инвестиций. Я ожидаю, что качественный номерной фонд будет стабильно расти в ближайшие годы. Впрочем, сложная экономическая конъюнктура все-таки скажется на его темпах роста: вряд ли мы увидим столь высокие темпы ввода, как в 2014 году».

Ольга Грекова

Источник: mk.ru

print