Государственная регистрация недвижимости

25.04.2016

Реестр перемен. С 2017 года появится единый государственный орган регистрации прав

Государственная регистрация

Органы регистрации прав со следующего года будут отвечать еще и за кадастровый учет. Более того, предусмотрена личная ответственность регистраторов за допущенные технические ошибки и безосновательный возврат документов. Помимо убытков за умышленное нарушение регистратору придется компенсировать и упущенную выгоду. Об этом на прошлой неделе рассказали журналистам специалисты столичного управления Росреестра.

На российском рынке недвижимости грядут большие перемены. С 1 января следующего года вступит
в силу 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который введет немало новшеств.

По словам Игоря Майданова, руководителя управления Росреестра по Москве, работа с физическими лицами на сегодняшний день ведется без нареканий. «В столице сотни МФЦ, которые принимают документы у населения, в частности на регистрацию прав на недвижимость. Далее бумаги передают в управление Росреестра, после чего проводится правовая экспертиза и люди получают свидетельство. Что касается юридических лиц, то здесь работа налажена не так четко», – объяснил господин Майданов.

Правда, положительные изменения уже есть. Например, регистрация прав на основании нотариально заверенных документов проводится не позднее, чем за 3 дня. Есть и более короткие сроки: если документ подается в электронном виде, то он проводится за один день. Для Москвы, по словам Игоря Майданова, эти сроки имеют серьезное значение.

А с 2017 года, когда новый закон вступит в силу, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимости планируется объединить в одну процедуру. Принимать заявки будет единый государственный орган регистрации прав.

«Сегодня мы имеем государственный кадастр недвижимости и единый госреестр прав. То есть люди сначала идут в кадастровую палату, ставят земельный участок или объект капитального строительства на учет, потом его регистрируют. В этом случае зачастую бывают проблемы, связанные с тем, что информация в этих двух базах противоречит друг другу. В результате процесс приостанавливается. Когда два реестра объединятся в один, это позволит устранить ошибки и повысить достоверность сведений общего реестра. Также мы сможем избежать дублирования информации об объекте недвижимости. В целом сейчас создается универсальный государственный информационный ресурс для администрирования рынка недвижимости», – пояснил господин Майданов.

По его словам, проблема ведения кадастрового учета особенно остро стоит для присоединенных территорий. «Мы до сих пор получаем дела из Московской области. Это сотни тысяч разных папок, огромное количество бумаг, где встречается масса противоречий. Например, человек хочет зарегистрировать свой дом где-нибудь в районе Коммунарки, а там даже нет адресного ориентира, дому присвоен лишь условный номер. Когда появится единый реестр, таких ошибок удастся избежать», – отметил руководитель ведомства.

Кроме того, законом предусмотрено внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае создания объекта недвижимости. По словам Игоря Майданова, работа будет вестись по принципу: одно окно – одно заявление – одна процедура – один документ о недвижимости. Максимальное сокращение сроков постановки недвижимости на кадастровый учет составит до 5 дней, регистрации прав собственности – до 7 дней. Единая услуга займет 10 дней.

Со следующего года органы регистрации прав начнут отвечать еще и за кадастровый учет. Как рассказала начальник отдела правового и методического обеспечения управления Росреестра по Москве Екатерина Филиппова, будет предусмотрена личная ответственность регистраторов за технические ошибки и безосновательный возврат документов. Регистратор, допустивший ошибку или нарушение, возместит убытки заявителю. Если нарушение умышленное, регистратору придется помимо убытков компенсировать еще и упущенную выгоду.

Кроме того, перечень необходимых для госрегистрации бумаг сократится, для этой процедуры больше не потребуются учредительные документы.

По словам госпожи Филипповой, свидетельства о регистрации права на недвижимое имущество выдаваться не будут – удостоверяющим регистрацию документом станет выписка из ЕГРН. Это позволит предоставлять всю документацию в электронном виде.

Для получения одновременно двух услуг – ГПЗУ и технических условий – потребуется одна общая заявка, а всю необходимую информацию Москомархитектура получит в электронном виде без участия заявителя. Об этом на прошлой неделе сообщил Сергей Лёвкин, руководитель столичного департамента градостроительной политики. По его словам, с 20 мая этого года вступают в силу положения о включении в ГПЗУ технических условий подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Также говорится о ситуационном плане с отображением расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Реализация этой нормы не потребует от застройщиков никаких дополнительных усилий.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print