Госведомства нашли способ закупать ИТ, не платя НДС

Счетная палата обнаружила, что необлагаемые налогами и
неподотчетные Минкомсвязи НИОКРы стали использоваться госведомствами для прикрытия
работ по реальному созданию и развитию информсистем. В поле зрения аудиторов
попало Минэнерго, но проблема, видимо, гораздо шире. В отдельных случаях бюджет
может недополучать десятки и сотни миллионов рублей.

Реальные ИТ под видомНИОКРов

Госведомства научились маскировать исследовательскимиработами непосредственное создание новых информсистем и их развитие, чтопозволяет им не платить НДС и не включать эти проекты в планы информатизации,которые нужно согласовывать с Минкомсвязи. Такое наблюдение было сделаноаудиторами Счетной палаты.

«Так, Минэнерго России в 2015-2016 гг. осуществлено восемьзакупок на общую сумму 55 млн руб. по 241 виду расходов на выполнениенаучно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ (НИОКР, — прим.CNews), содержащих признаки мероприятий по информатизации и не включенных в утвержденныепланы информатизации Минэнерго», — говорится в документах Счетной палаты.

Аудиторы напоминают, что госорганы обязаны ежегодносоставлять упомянутые планы в соответствии с постановлением ПравительстваРоссии от 24 мая 2010 г. № 365 и направлять их на заключение в профильноеминистерство. В них ведомства должны включать все мероприятия, направленные насоздание, развитие, эксплуатацию и использование ИКТ. Реальные НИОКРы под этунорму не подпадают, что и может быть использовано за счет присвоения той илииной закупке соответствующего названия.

zakupkigovru600.jpg

Счетная палата обнаружила за НИОКРами на госзакупках ИТ-проекты, которые требовали налогообложения и согласований с Минкомсвязи

Что касается налогообложения, то и здесь у НИОКРов явное преимущество перед подрядными ИТ-работами — в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса России, НИОКРы за счет бюджета никакими налогами не облагаются. «Это влечет непоступление в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 18% от цены заключенных государственных контрактов», — сокрушаются аудиторы.

Примеры возможных лже-НИОКРов,вплоть до ГИС за 700 миллионов

Упомянутые восемь госзакупок Минэнерго ИТ-услуг,замаскированных под НИОКРы, были обнаружены Счетной палатой в ходетематического контрольного мероприятия, охватившего период 2015-2016 гг. ипервую половину 2017 г. Первые результаты этого аудита были представлены общественности в январе 2018 г. То есть проверка осуществлялась еще при прежнем руководстве Счетной палаты — при Татьяне Голиковой, покинувшей пост председателя надзорного органа в мае 2018 г.

Какие конкретные закупки имеются в виду, в представленных впубличном доступе документах CNews обнаружить не удалось. Однако мониторингсайта госзакупок позволяет предположить, что одной из таких закупок мог статьзапущенный Минэнерго в конце мая 2017 г. конкурс с начальной ценой контракта в9 млн руб. на выполнение НИОКР по теме «Разработка программно-аппаратногокомплекса и организация информационного взаимодействия в электронном виде длявыполнения административных процедур при предоставлении Минэнерго госуслуги поутверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики…». Всоответствии с техзаданием, часть работ действительно можно однозначно отнеститолько к исследованиям, однако один из пунктов предписывает исполнителю непосредственноесоздание упомянутого комплекса.

Другой возможный пример — запущенный Минэнерго в сентябре2015 г. конкурс с начальной ценой контракта в 8,6 млн руб. на НИОКР по теме«Разработка технического решения по созданию системы контроля состоянияинформбезопасности информсистемы центрального аппарата Минэнерго России в частиобнаружения и предупреждения компьютерных атак». Результатом работ должен былстать «действующий макет» данной системы — с развертыванием, настройкой иопытной эксплуатацией.

За рамками срока проверки можно обнаружить конкурс конца2014 г. ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго с начальной ценойконтракта в 700 млн руб. на НИОКР по теме: «Создание госинформсистемытопливно-энергетического комплекса» (ГИС ТЭК). Контракт предусматривалполноценное создание системы. В сопроводительных документах отдельноподчеркивалось, что данная закупка в силу своей специфики не облагалась НДС,который в данном случае мог бы составить 126 млн руб.

В целом беглый анализ сайта госзакупок позволяет судить отом, что НИОКРы, подразумевающие в своем названии непосредственное создание илиразвитие информсистем, периодически проводят самые различные госорганизации. Толькосреди крупных заказов — с начальной ценой контракта от 20 до 100 и более млнруб. — CNews за последние два года обнаружил не меньше десятка таких заказанныхработ.

ПосткомментарийМинэнерго

После публикации материала с CNews связались представителипресс-службы Минэнерго с комментариями относительно выводов аудиторов в свойадрес. По их словам, в акте Счетной палаты по итогам проверки министерства «признакимероприятий по информатизации, то есть мероприятий госорганов, направленных насоздание, развитие, эксплуатацию или использование ИКТ» были, в частности,обнаружены в НИОКРе «по разработке предложений по повышению эффективностифункционирования и использования системы мониторинга разработки и утверждениясхем теплоснабжения городов, анализу показателей мероприятий модернизации схемтеплоснабжения городов в рамках системы мониторинга разработки и утверждениясхем теплоснабжения».

В министерстве считают, что эти работы носят ярко выраженныйнаучно-исследовательский характер, и не могут быть отнесены к категории услуг,выполняемых в рамках плана информатизации. Свои выводы чиновники основывают набукве федерального закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственнойнаучно-технической политике». В соответствии с ним, научная(научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная наполучение и применение новых знаний.

Другие, ставшие проблемными для министерства НИОКРы, ведомствомв комментариях упомянуты не были.