ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

 

Согласно Конституции РФ (ст. 72), земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Нормативно-правовые акты, содержащие нормы земельного права, образуют следующую систему:

1. Международные нормативно-правовые акты:
а) договоры;
б) конвенции;
в) декларации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные ЗК РФ, то применяются правила международного договора.

2. Федеральные нормативно-правовые акты:
а) Конституция РФ;
б) федеральные законы (Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и т.д.);
в) федеральные подзаконные акты:

— указы Президента РФ,
— постановления Правительства РФ (от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; от 25 августа 1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»; от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и др.),
— распоряжения, инструкции, письма, решения Верховного Суда РФ и иные акты.

3. Региональные нормативно-правовые акты.
При оценке земельного участка необходимо установить правовой режим, который определяется принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием.
Правовой режим земельного участка включает в себя:
— целевое назначение;
— форму собственности;
— разрешенное использование.
Целевое назначение земель — порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель, установленные законодательством.
Весь земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Переход к рыночным отношениям в России привел к образованию новых форм собственности: федеральной, региональной, муниципальной, частной и др. Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, являются государственной собственностью.
В состав федеральной собственности входят:
— земельные участки, необходимые для обеспечения нужд обороны и безопасности государства;
— земли, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности;
— государственные природные заповедники, национальные парки;
— лечебно-оздоровительные местности;
— объекты историко-культурного наследия и др.
В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты поселений, за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.
В настоящее время граждане Российской Федерации имеют земельные участки на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды.

 

Источник: Оценка недвижимости : учебное пособие / Т. Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. — М.: КНОРУС, 2010. — 752 с