Формирование модели частно-государственного партнерства в сфере кадрового обеспечения отрасли жилищного строительства.

Формирование моделижилищного строительства

Состояние строительной отрасли в регионе зависит от многих факторов, в том числе от наличия квалифицированных кадров.

Запланированный рост объёма ввода жилья повлечет за собой увеличение потребности в рабочих кадрах в сфере жилищного строительства.

Строительная отрасль — одна из наиболее масштабных и ёмких по количеству вовлечённых в эту деятельность людей.

Если в 2006 году количество строительных организаций в Тюменской области было 1600, то по состоянию на 01.01.2014 это число составило 6003.

Всего в строительной отрасли региона по данным статистики среднесписочная численность работников строительных организаций на 01.01.2014 составила 45,6 тыс. человек — это 6% от численности экономически активного населения Тюменской области.

В целом проблема дефицита кадров сегодня связана с ростом объёмов строительных работ и недостаточным качеством профессионального образования строительных кадров, несвоевременным прохождением курсов повышения квалификации.

Подготовка кадров для предприятий строительного профиля осуществляется в 2 образовательных организациях высшего образования, 13 профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования. Обучение ведется по всему перечню профессий и специальностей, востребованных предприятиями строительного профиля.

В целом ежегодное количество подготавливаемых специалистов строительного профиля по очной форме обучения всех уровней образования составляет более 2000 человек.

Кроме того, подготовка кадров для строительства осуществляется в системе дополнительного профессионального образования по курсовой форме обучения. Количество учебно-курсовых комбинатов, центров профессиональной подготовки и переподготовки составляет 7 образовательных организаций.

По данным социологического исследования 2013 года в сфере строительства наблюдается дефицит кадров. Заметна нехватка по профессиям: арматурщик, бетонщик, каменщик, маляр, монтажник, штукатур, что свидетельствует о потребности в увеличении выпуска данных специалистов.

Данная ситуация обусловлена наличием следующих проблем.
Во-первых, снижением интереса молодежи к получению рабочих профессий в целом, недостаточной привлекательностью профессий именно строительного профиля. В связи с этим возникает необходимость формирования новых подходов к организации профориентационной работы, апробированию новых моделей работы с учащимися с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных строительным комплексом Тюменской области, привлечения работодателей к работе по поднятию престижа рабочих профессий и специальностей строительного профиля.

Во-вторых, недостаточной заинтересованностью строительных организаций в решении вопросов профессионального образования. Решение данной проблемы возможно путем развития отношений государственно-частного партнерства.

В области осуществляется развитие взаимовыгодных отношений с работодателями, отработка нового формата взаимодействия образования с представителями бизнеса. В целях развития государственно-частного партнерства организована работа по заключению трехсторонних соглашений между Правительством области, работодателями и образовательными организациями. В настоящее время заключено 24 соглашения с предприятиями строительной отрасли.

Основными обязательствами работодателей являются участие в разработке профессиональных образовательных программ, в подборе квалифицированных преподавателей, предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики обучающихся и стажировок для мастеров производственного обучения, трудоустройство выпускников профессионального образования по полученной специальности.

За счет средств областного бюджета образовательные организации приводятся в нормативное состояние, совершенствуется материально-техническая база организаций.

Партнерство государства и бизнеса обеспечивает гибкость и учет интересов участников рынка.

В-третьих, качеством подготовки рабочих кадров и специалистов.Поэтому одним из важных направлений повышения качества профессионального образования является внедрение новых образовательных технологий, отвечающих требованиям работодателей, а также повышение квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Решением данной проблемы также является совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников, организация стажировок выпускников и мастеров производственного обучения на ведущих предприятиях отрасли.

В настоящее время в регионе ведется работа по переходу на обучение в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Основные профессиональные образовательные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов разрабатываются уже при непосредственном участии работодателей и учитывают их требования к уровню квалификации подготавливаемых специалистов. Особое внимание уделяется развитию системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, созданию центров сертификации.

В рамках реализации программных мероприятий планируется обеспечить строительный комплекс Тюменской области необходимым кадровым потенциалом.