Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище. Вопросы жилья были, есть и остаются одними из самых значимых.
Одна из основных целей реализации жилищной политики Тюменской области – увеличение доступности жилья для людей с разным уровнем достатка и обеспечение комфортности проживания. В связи с этим в области уже несколько лет разрабатывается и реализуется комплексный
подход к застройке населенных пунктов. Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» явилась его естественным развитием и это один из основных приоритетов социально- экономической политики Правительства области. Во всех 26-ти муниципальных образованиях Тюменской области приняты муниципальные программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Плотность населения Тюменской области (без автономных округов)
Численность населения Тюменской области на начало 2014 года составила 1 409,4 тыс. человек, из них 64,3 % проживает в городах, из сельского населения – порядка 29% в районных центрах. По возрастной структуре 25,7 % населения городов и 19,4 % населения сельской местности – молодое население от 18 до 30 лет. Благоприятные условия проживания, реализация демографических программ позволяют прогнозировать прирост населения, связанный с положительной динамикой миграции и ростом рождаемости.
Планы развития жилищного строительства в Тюменской области учитывают структуру населения и специфику экономики территорий.
Как правило, интенсивно развиваются муниципальные образования, прилежащие к транспортным артериям: Тюмень-Ишим-Омск, Тюмень-Тобольск — Ханты-Мансийск.
Объем ввода жилья в городах составляет около 80% от общего ввода, большую его долю (82%) составляет многоэтажная застройка. В сельской местности делается акцент на индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС), которое является основой развития малоэтажного жилищного строительства. Многоквартирные дома строятся только в районных центрах.
В целом по Тюменской области доля ввода малоэтажного жилья в общем объёме вводимого жилья в 2012 году– 30,9%, в 2013 году – 40 %, до 2020 года запланировано, что объём ввода малоэтажного жилья составит не менее 36% от общего объема ввода жилья ежегодно.
Планируемый ввод в действие жилых домов по Тюменской области в 2014–2020 годах, тыс.кв.м
Объём ввода жилья в том числе малоэтажного жилья
Для обеспечения запланированного объема ввода жилья в Тюменской области заключены соглашения о взаимодействии между ГУС ТО и органами местного самоуправления по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Повышение доступности жилья
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено до 2018 года обеспечить снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Решение данной задачи в Тюменской области планируется по следующим направлениям:
— ежегодное увеличение объемов ввода жилых домов (в том числе жилья экономического класса);
— инженерное обеспечение площадок под жилищное строительство;
— более широкое применение в строительстве жилья инновационного оборудования, экономичных местных строительных материалов, соответствующих требованиям энергоэффективности.
Динамика стоимости жилья в Тюменской области
руб. за1 кв.м
Период |
Первичный рынок |
Вторичный рынок |
Средняя стоимость |
1 |
2 |
3 |
4 |
2007 |
42 193 |
48 782 |
45 488 |
2008 |
41 573 |
46 037 |
43 805 |
2009 |
38 802 |
44 146 |
41 474 |
2010 |
40 047 |
42 750 |
41 399 |
2011 |
40 860 |
46 705 |
43 783 |
2012 |
45 716 |
50 432 |
48 074 |
1 кв. 2013 |
46 556 |
51 556 |
49 056 |
2 кв.2013 |
46 625 |
51 556 |
49 090 |
3 кв. 2013 |
46 675 |
52 010 |
49 342 |
4 кв. 2013 |
46 906 |
52 243 |
49 575 |
1 кв. 2014 |
50 796 |
54 269 |
52 533 |
2 кв. 2014 |
51 398 |
59 728 |
55 563 |
3 кв. 2014 |
52 255 |
61 399 |
56 827 |
Несмотря на то, что более привлекательным для покупателей был и остается рынок новостроек, вторичный рынок также востребован.
Средняя цена 1 кв.м общей площади на рынке жилья, рублей
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
год |
год |
год |
год |
год |
год |
год |
|
Первичный |
42 209 |
41 989 |
39 534 |
39 992 |
39 511 |
43 841 |
49906 |
рынок |
|||||||
Вторичный |
48 441 |
45 855 |
44 712 |
42 722 |
45 837 |
48 598 |
52243 |
рынок |
Коэффициент доступности жилья для населения Тюменской области, лет
Повышающийся интерес к недвижимости приводит к росту цен с темпом на уровне инфляции, именно такую динамику традиционно показывает рынок недвижимости в период стабильности. Дополнительным стимулом увеличения стоимости жилья является восстановление рынка ипотеки.
Сложность разрешения проблем по обеспечению населения доступным (с точки зрения – стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения – условий проживания) жильем определяется зависимостью от большого количества разнородных факторов:
— состояния жилищного фонда, характеризующегося большой степенью износа;
— уровня обеспеченности инженерной инфраструктурой, недостаток которой испытывают не только сельские населенные пункты области, но и отдельные районы городских округов;
— состояния и проблем развития жилищно-коммунального хозяйства, степень износа которого высока;
— проблем и перспектив развития жилищного строительства, связанных с недостатком дешевой продукции организаций – производителей строительных материалов и конструкций;
— проблем и перспектив в финансовом обеспечении жилищного строительства;
— выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из-за недостаточного объема федеральных средств для обеспечения жильем всех состоящих на учете граждан данных категорий.
Проблемы носят комплексный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и являются основными причинами для формирования данной программы. Их решение позволит обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья.