Поддержка и стимулирование жилищного строительства

стимулирование жилищного строительства

Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище. Вопросы жилья были, есть и остаются одними из самых значимых.

Одна из основных целей реализации жилищной политики Тюменской области – увеличение доступности жилья для людей с разным уровнем достатка и обеспечение комфортности проживания. В связи с этим в области уже несколько лет разрабатывается и реализуется комплексный
подход к застройке населенных пунктов. Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» явилась его естественным развитием и это один из основных приоритетов социально- экономической политики Правительства области. Во всех 26-ти муниципальных образованиях Тюменской области приняты муниципальные программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Плотность населения Тюменской области (без автономных округов)

население Тюменской области

Численность населения Тюменской области на начало 2014 года составила 1 409,4 тыс. человек, из них 64,3 % проживает в городах, из сельского населения – порядка 29% в районных центрах. По возрастной структуре 25,7 % населения городов и 19,4 % населения сельской местности – молодое население от 18 до 30 лет. Благоприятные условия проживания, реализация демографических программ позволяют прогнозировать прирост населения, связанный с положительной динамикой миграции и ростом рождаемости.

Планы развития жилищного строительства в Тюменской области учитывают структуру населения и специфику экономики территорий.

Как правило, интенсивно развиваются муниципальные образования, прилежащие к транспортным артериям: Тюмень-Ишим-Омск, Тюмень-Тобольск — Ханты-Мансийск.

Объем ввода жилья в городах составляет около 80% от общего ввода, большую его долю (82%) составляет многоэтажная застройка. В сельской местности делается акцент на индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС), которое является основой развития малоэтажного жилищного строительства. Многоквартирные дома строятся только в районных центрах.

В целом по Тюменской области доля ввода малоэтажного жилья в общем объёме вводимого жилья в 2012 году– 30,9%, в 2013 году – 40 %, до 2020 года запланировано, что объём ввода малоэтажного жилья составит не менее 36% от общего объема ввода жилья ежегодно.

Планируемый ввод в действие жилых домов по Тюменской области в 2014–2020 годах, тыс.кв.м

ввод в действие жилых домов

Объём ввода жилья в том числе малоэтажного жилья

Для обеспечения запланированного объема ввода жилья в Тюменской области заключены соглашения о взаимодействии между ГУС ТО и органами местного самоуправления по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Повышение доступности жилья
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено до 2018 года обеспечить снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.

Решение данной задачи в Тюменской области планируется по следующим направлениям:
— ежегодное увеличение объемов ввода жилых домов (в том числе жилья экономического класса);
— инженерное обеспечение площадок под жилищное строительство;
— более широкое применение в строительстве жилья инновационного оборудования, экономичных местных строительных материалов, соответствующих требованиям энергоэффективности.

Динамика стоимости жилья в Тюменской области

руб. за1 кв.м

Период

Первичный рынок

Вторичный рынок

Средняя стоимость

1

2

3

4

2007

42 193

48 782

45 488

2008

41 573

46 037

43 805

2009

38 802

44 146

41 474

2010

40 047

42 750

41 399

2011

40 860

46 705

43 783

2012

45 716

50 432

48 074

1 кв. 2013

46 556

51 556

49 056

2 кв.2013

46 625

51 556

49 090

3 кв. 2013

46 675

52 010

49 342

4 кв. 2013

46 906

52 243

49 575

1 кв. 2014

50 796

54 269

52 533

2 кв. 2014

51 398

59 728

55 563

3 кв. 2014

52 255

61 399

56 827

Несмотря на то, что более привлекательным для покупателей был и остается рынок новостроек, вторичный рынок также востребован.

Средняя цена 1 кв.м общей площади на рынке жилья, рублей

рынок жилья

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

год

год

год

год

год

год

год

Первичный

42 209

41 989

39 534

39 992

39 511

43 841

49906

рынок

Вторичный

48 441

45 855

44 712

42 722

45 837

48 598

52243

рынок

Коэффициент доступности жилья для населения Тюменской области, лет

Коэффициент доступности жилья

Повышающийся интерес к недвижимости приводит к росту цен с темпом на уровне инфляции, именно такую динамику традиционно показывает рынок недвижимости в период стабильности. Дополнительным стимулом увеличения стоимости жилья является восстановление рынка ипотеки.

Сложность разрешения проблем по обеспечению населения доступным (с точки зрения – стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения – условий проживания) жильем определяется зависимостью от большого количества разнородных факторов:

— состояния жилищного фонда, характеризующегося большой степенью износа;
— уровня обеспеченности инженерной инфраструктурой, недостаток которой испытывают не только сельские населенные пункты области, но и отдельные районы городских округов;
— состояния и проблем развития жилищно-коммунального хозяйства, степень износа которого высока;
— проблем и перспектив развития жилищного строительства, связанных с недостатком дешевой продукции организаций – производителей строительных материалов и конструкций;
— проблем и перспектив в финансовом обеспечении жилищного строительства;
— выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из-за недостаточного объема федеральных средств для обеспечения жильем всех состоящих на учете граждан данных категорий.

Проблемы носят комплексный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и являются основными причинами для формирования данной программы. Их решение позволит обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья.