Мероприятия Программы стимулирования развития жилищного строительства в 2011-2015 годах

Недвижимость Ульяновска

Параграф 1. Мероприятия Программы стимулирования развития жилищного строительства в 2011-2015 годах

Для достижения установленных целевых параметров Программы, установленных в параграфе 3 главы 2 настоящей Программы, необходима реализация комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности участников рынка жилищного строительства и обеспечивающих стимулирование покупательской активности на этом рынке, в том числе включающих:
разработку градостроительной документации в срок до 1.01.2012 г.;
выделение и комплексное обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой под жилую застройку, в том числе малоэтажную;
обеспечение земельных участков объектами как инженерной, так и социальной инфраструктуры;
проведение реконструкции объектов коммунального назначения с целью увеличения мощностей и дополнительного развития на их базе жилищного строительства;
улучшение качества жилищного фонда за счет обеспечения благоустроенным жильём граждан, проживающих в помещениях, не отвечающим установленным требованиям;
развитие производственной базы стройиндустрии;
обеспечение повышения платежеспособности населения, в том числе молодых семей, при приобретении жилья за счет оказания государственной поддержки и развития института ипотечного жилищного кредитования.

Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в параграфе 1 главы 2 настоящей Программы, осуществляются в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Программы (приложение № 2 к Программе)

Параграф 2. Мероприятия по подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий

В настоящее время в Ульяновской области утверждено 58 из 168
документов территориального планирования и градостроительного
зонирования различного назначения. В работе находится 110 проектов.

Для достижения полной обеспеченности территории Ульяновской области градостроительной документацией предусмотрена реализация
мероприятий в объёме 122,5 млн. рублей, в том числе:

22,5 млн. рублей на разработку документов территориального планирования по планировке территории на условиях софинансирования из областного бюджета местным бюджетам по схеме: 50 *50 процентов;
100 млн. рублей – на подготовку документации по планировке территории под размещение объектов капитального строительства регионального значения.
Для достижения полной обеспеченности территории Ульяновской области градостроительной документацией необходимо провести разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территорий, в том числе в сроки:

до 1 января 2012 года документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований.

Параграф 3. Мероприятия по обеспечению жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья эконом — класса

В целях обеспечения жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья эконом — класса, в течение 2011-2015 годов реализуются следующие мероприятия:

1. Реализация механизма упрощенного порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно бесплатно в собственность граждан отдельных категорий в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель находящихся в государственной собственности Ульяновской области для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома» (разрабатывается в соответствии с Законом Ульяновской области № 118-ЗО от 27.08.2010).

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях, если граждане постоянно проживают на территории Ульяновской области и:

1) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
3) не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
4) являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
5) являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей.
По состоянию на 01.10.2010 г. зарегистрировано 4667 многодетных семей, в том числе молодых (возраст супругов до 35 лет) в которых после 01.07.2008 г. родился 3-ий и более ребѐнок – 1326 семей.

2. Вовлечение в хозяйственный оборот для целей жилищного
строительства земельных участков на территории Ульяновской области,
находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществления
взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного
строительства (далее – Фонд РЖС).

Реализация мероприятий предусматривается в соответствии с
Соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) между Правительством Ульяновской области и Фондом РЖС от 30 января 2009 г. № С-07, № 3-ДП.
В зависимости от существующих инвестиционных условий в отношении каждого участка будет реализовано его освоение.

Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, переданных Ульяновской области

№ п/п Местонахождение земельного участка Тип застройки Категория земель Планируемый вид

использования

Площадь

 земельного участка,

га

Обеспечение

инфраструктурой

Ввод

жилья

тыс.м.кв.

1.

Чердаклинский р-н, пос.Октябрьский малоэтажная Земли населеных пунктов Комплексное

освоение

45

2012 -2015

2012 -2015

37.8

2. г. Димитровград, ул. Лесная Горка, 10 малоэтажная Земли населенн ых пунктов Комплексное

освоение

0,67

2012 -2015

2012 -2015

0,84

На данных земельных участках планируется осуществление строительства и ввод в эксплуатацию жилья в 2012-2015 годах с ориентировочным вводом малоэтажного жилья эком — класса 38,6 тыс.кв.м.

Перечень земельных участков, заявки по которым переданы в Фонд РЖС для передачи Ульяновской области

№ п/п Местонахождение земельного участка

Тип застройки

Категория земель

Планируемый

вид использования

Площадь

земельного

участка,

га

1

г. Димитроград, шоссе Западное малоэтажная Земли

населенных

пунктов

Комплексное освоение

76,4 (из 3150,2)

2 г. Димитроград ул. Куйбышева, 294 малоэтажная Земли

населенных

пунктов

Комплексное освоение

5 (из 11,8)

3 г. Ульяновск, пос. Сельдь, ул. Сурова малоэтажная Земли

населенных

пунктов

Комплексное освоение

5,88

4 Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Полевая., 33 «А» малоэтажная Земли

населенных

пунктов

Комплексное освоение

2,5

На данных земельных участках планируется осуществление строительства жилья до 2015 года с ориентировочным вводом малоэтажного жилья – 75,4 тыс.кв. м.

3. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, освобождаемых в результате ликвидации на этих участках аварийного и ветхого жилья.

При этом средства местных бюджетов, полученные в результате распоряжения земельными участками, изъятыми для муниципальных нужд при реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, планируются использовать исключительно на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Параграф 4. Мероприятия по обеспечению территорий жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры

Уровень комфортности жилья и уровень жизни населения в значительной степени зависит от состояния жилищного фонда, в том числе от бесперебойного обеспечения населения качественными коммунальными услугами.

Темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального комплекса отстают от темпов их старения, и средний износ основных фондов сохраняется на уровне около 60 процентов. Большинство коммунальных инженерных систем Ульяновской области были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 годы и построены без учета современных требований, что приводит к завышению затрат на производство коммунальных услуг.

Инвестиционные проекты развития инженерной инфраструктуры, как правило, имеют высокую стоимость. В целях выполнения капиталоѐмких проектов строительства и реконструкции муниципальных объектов коммунального назначения будут привлечены внебюджетные средства организаций коммунального комплекса и средства бюджетов различных уровней.

Поэтому в рамках реализации данных мероприятий предусматриваются следующие механизмы создания и обновления объектов коммунальной инфраструктуры.

1. Строительство объектов инженерной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса – сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей согласованной с организациями коммунального комплекса платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы будут корректироваться с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

2. На оказание государственной поддержки муниципальным образованиям в Ульяновской области в целях развития инженерной инфраструктуры реализуются мероприятия областных целевых программ:

«Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009 – 2011 годы»;

«Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010 – 2012 годы».

До 30.12.2010 г. будет принята областная целевая программа «Чистая вода» на 2011 – 2016 годы.

Перечень объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности, софинансирование строительства (реконструкции) которых предусматривается из областного бюджета, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (приложение № 3 к Программе).

Параграф 5. Мероприятия, направленные на поддержку развития малоэтажного жилищного строительства

Доля индивидуальных жилых домов в общем объѐме ввода жилья на территории Ульяновской области в 2007-2009 годах составила в среднем 59 %. Строительство малоэтажного жилья в Ульяновской области в настоящее время ведется преимущественно индивидуальными застройщиками.

Малоэтажное домостроение перед строительством многоэтажного жилья обладает такими существенными преимуществами, как возможность снижения себестоимости и сроков строительства, возможность строительства автономных систем инженерного обеспечения участков жилой застройки в виде обособленных имущественных комплексов, экономия эксплуатационных затрат при обслуживании таких систем инженерного обеспечения, применение экологичных и энергоэффективных конструкций домостроения, в том числе из дерева и с применением отходов его переработки.

Прогнозируемая структура ввода жилья в Ульяновской области определяет соотношение между строительством многоквартирного жилого фонда и малоэтажного жилья к концу действия Программы как 40 на 60 процентов. Основанием прогноза является устойчивый тренд данного соотношения в структуре ввода жилья на протяжении последних лет, а также предусматриваемые меры поддержки индивидуального жилищного строительства.

Обеспечение земельных участков под малоэтажную застройку объектами инженерной инфраструктуры будет осуществляться на условиях:
государственно-частного партнерства, при котором осуществляется софинансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры на обеспечение инженерной подготовки земельных участков, ранее выделенных застройщикам под малоэтажное жилищное строительство, при условии продажи жилых помещений отдельным категориям граждан по согласованной с Правительством стоимости.
На обеспечение 1683,0 гектаров земельных участков под малоэтажную жилую застройку объектами коммунальной и инженерной инфраструктуры, включающей электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, строительство дорог и благоустройства за счет консолидации средств сетевых компаний, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимо финансирование в объѐме 6 млрд. 092 млн. рублей.

Проведение указанных мероприятий подпрограммы позволит дополнительно ввести 1353 тыс. кв. метров малоэтажного жилья.
Перечень площадок под обустройство земельных участков под малоэтажное строительство на территории муниципальных образований Ульяновской области приведѐн в приложении № 4 к Программе.

Перечень земельных участков, приведенных в приложении 4, является неокончательным и подлежит корректировке по мере формирования земельных участков.

Форма для разработки сетевых графиков реализации проектов жилищного строительства на территории Ульяновской области в рамках областной целевой программы приведена в приложении № 4.1.к Программе.

В качестве субсидий привлечены средства в общем объеме свыше 6,0 млрд. рублей. Инвестиции самих застройщиков и девелоперов только на строительство жилья составит более 34,5 млрд. рублей. Ввод жилья по площадкам за 2011-2015 гг. составит более 1353 тыс. кв. м. Для реализации программы необходима разработка проектов необходимой инженерной инфраструктурой, автодорог и объектов социальной сферы.

Вложения бюджетов всех уровней в рамках ФЦП «Жилище» по всем направлениям государственной поддержки (финансирование строительства инженерных сетей, автомобильных дорог, субсидирование первоначального взноса по кредитам на строительство и приобретение жилья) по указанным проектам составит 4,5 тыс. рублей в расчете на 1 квадратный метр введенного жилья.

Кроме мер, направленных на снижение стоимости подготовки земельных участков под малоэтажную жилую застройку, существенным фактором, влияющим на снижение стоимости строительства малоэтажного жилья и повышающим доступность строительства жилого дома для населения, является разработка проектных решений жилых домов многократного применения с использованием новых технологий в строительстве и современных строительных материалов.

Определение зон размещения территорий малоэтажной жилой застройки и применение в строительстве современных технологий и конструктивов, отвечающим современным техническим и экологическим требованиям, соответствующим природно-климатическим условиям региона, позволит осуществить проживание населения не только в экологически чистых зонах, но и в жилых помещениях, зданиях и сооружениях, построенных с учетом экологических требований.

Параграф 6. Мероприятия по комплексному обеспечению территорий жилой застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры

Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации в области крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.

Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется проектом федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 гг. и заключается в предоставлении на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Ульяновской области субсидий на следующие цели:

— возмещение затрат застройщиков по проектам жилищного строительства по уплате процентов по кредитам, привлеченным для обеспечения территорий жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры;
— финансирование строительства автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой многоквартирной и малоэтажной жилой застройки;
— финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы для проектов комплексного освоения и развития территорий.

В ситуации стабилизации экономики и выхода строительной отрасли из кризиса, особое внимание будет уделяться проектам комплексного освоения территорий жилой застройки, в том числе и возобновления реализации ранее приостановленных инвестиционных проектов.

Приоритетным направлением комплексного обеспечения территорий в целях жилищного строительства, реализуемых на территории Ульяновской области, определен следующий инвестиционный проект:

Приоритетный инвестиционный проект комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства

Наименование проекта

Тип застройки

Территория

муниципального образования

Общая Площадь осваиваемой территории, (га)

Ввод жилья по проекту млн.кв.м

Количество жителей тыс.чел.

п/п

1.

Микрорайон «Запад-1» в Засвияжском районе

смешанная

город Ульяновск

92,8

1,05

35

Несмотря на экономический кризис, начавшийся в середине 2008 года, и негативно отразившийся на финансово-экономическом состоянии строительной отрасли, в Ульяновской области продолжается реализация инвестиционного проекта комплексной застройки микрорайона «Запад-1» в Засвияжском районе г. Ульяновска, (реализация начата в 2009 году) где предусмотрено:

— строительство жилых домов общей площадью 1,05 млн. квадратных метров и
коммерческой нежилой недвижимости;
— инженерная подготовка территории и создание инженерной
инфраструктуры;
— строительство объектов социальной инфраструктуры (образования,
здравоохранения),
— формирование дорожной и транспортной инфраструктуры.
На 2011 год запланировано на реализацию проекта освоить собственных средств – 432,01 млн. рублей, на строительство инженерных сетей — из бюджета города Ульяновска – 50,12 млн. рублей.

График ввода жилых домов микрорайона «Запад-1» 2011 — 2015гг.

Наименование

Период
 

 

2011

2012 2013

2013

2014

2015

ИТОГО

Объем ввода жилых домов эконом класса общей площади, кв.м.

32 000

38 000 50 000

75 000

100 000

295 000

Объемы строительства, тыс. руб.

512 000

608 000 800 000

1

200 000

1

600 000

4 720 000

Проведение указанных мероприятий подпрограммы обеспечит территорию района жилой застройки микрорайона «Запад-1» в Засвияжском районе г. Ульяновска необходимыми объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и позволит дополнительно ввести 1050 тыс. кв. метров жилья к 2017 году.

На территории Ульяновской области реализуется инновационный
проект по созданию агропромышленного кластера «Новая деревня» в посѐлке Александровка Новомалыклинского района Ульяновской области.

Инициатор: ООО «Александровка». Данное предприятие создано в июне 2009 года с целью реализации проекта «Строительство агропроизводственного комплекса «Новая деревня».

Агропроизводственный комплекс включает в себя:
155 современных автоматизированных миниферм, производящих все основные виды животноводческой продукции, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием;
земельные угодья и сельхозтехника для выращивания кормовых культур и растениеводческой продукции, а также оборудование для производства кормов;
предприятия переработки, производящие убой и разделку скота и птицы, упаковку продукции (в том числе овощей), обслуживающие как сам агропроизводственный комплекс, так и небольшие фермерские хозяйства в радиусе 40 км;

128 комфортабельных меблированных фермерских домов на 1-2 семьи, построенных рядом с фермами, с социальной инфраструктурой (детский сад, школа, медпункт, спортивные сооружения и т.п.), в которых проживают фермеры, обслуживающие минифермы, обеспечивающие производство кормов, а также функционирование самой деревни.

Первая очередь строительства жилых домов предусматривает строительство 21 жилого дома площадью 3640 кв.м.
Вторая очередь предусматривает строительство 85 жилых домов площадью 13000 тыс. кв.м.

В процессе реализации проекта будет создано 258 рабочих мест, в том числе: Агропроизводственный комплекс – 214 рабочих мест, управляющая компания — 44 человека.

За счет производимой продукции будет покрыта потребность населения области на 3% в продукции агропромышленного комплекса.

Параграф 7. Мероприятия по развитию производственной базы строительного комплекса Ульяновской области

Минерально-сырьевые ресурсы области разнообразны и по промышленной ценности имеют как федеральное (региональное) значение (сырье для стекольной, цементной промышленности, фильтровальных порошков), так и местное (областное) – для выпуска строительной извести, силикатного и глиняного кирпича, щебня, бетона.

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов Ульяновской области занимают стекольное, цементное, кремнистое и карбонатное сырье, а также сырье для грубой керамики.

Ульяновская область в части сырьевых ресурсов является практически самодостаточной, на сегодняшний день в Ульяновскую область ввозится из других регионов – металл, стекло строительное, высокомарочный щебень использующийся для производства железобетонных изделий и конструкций крупнопанельного домостроения.

В целях обеспечения жилищного строительства современными технологиями и материалами, отвечающими требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности в Ульяновской области, разработана областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области» на 2011-2014гг. от 26.10.2010 № 39/356-п (приложение № 5).

В рамках реализации данной Программы предусматривается внедрение в производство новых мощностей: технологических линий и производств, которые обеспечивают потребности Ульяновской области в современных строительных материалах, которые будут использоваться, в том числе и для жилищного строительства.

Перечень основных инвестиционных проектов в приложении №6.

Производство основных строительных материалов на территории Ульяновской области к 2015 г.

Наименование 2010 г. прогноз 2015 г. оценка %

2015 г. к 2010 г.

Цемент, тыс. т 1300 2400 184
Кирпич, млн. шт. усл. Кирпича 102 175,5 172
Стеновые блоки из ячеистого бетона шт. усл. кирпича 2 6,4 320
Линолеум, тыс.кв.м 11053 11600 104
Мягкие кровельные материалы, млн.кв.м 26,77 33,6 125
Листы асбоцементные, млн. усл. пл. 83,5 87,3 105
Сборные железобетонные конструкции и изделия, тыс. куб. м 170 200 117
Вата минеральная и изделия из неѐ, тыс. куб. м 275,8 305 110

Приоритетами развития промышленности строительных материалов являются:
1.Модернизация и техническое перевооружение существующей базы строительной индустрии.
2.Внедрение новых энергоэффективных технологий и энергосберегающих стройматериалов, изделий и конструкций.
3. Повышение качества строительных материалов и конструкций.
4. Создание базы для подготовки квалифицированных специалистов.
5. Создание новых, наукоемких (инновационных) технологий, обеспечивающих эффективное использование местных сырьевых ресурсов.

Плановое проведение мероприятий должно привести к комплексному обеспечению капитального строительства качественными, экологически чистыми, современными по дизайну строительными материалами и возведению объектов, отвечающих требованиям архитектурной выразительности и разнообразия, экономичной эксплуатации как производственных, так и жилых объектов и комфортности жизнедеятельности населения в них.

Параграф 8. Мероприятия по улучшению качества жилищного фонда Ульяновской области

В соответствии с данными Территориального органа службы государственной статистки по Ульяновской области общая площадь ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде Ульяновской области на конец 2009 составила 317,0 тыс.кв.м, в том числе:

общая площадь ветхого жилья – 273,3 тыс.кв.м;
общая площадь аварийного жилья – 43,7 тыс.кв.м.

Доля ветхого и аварийного жилья составляет 1,07 % от всего жилищного фонда Ульяновской области.

В период 2008-2010 годов на территории Ульяновской области реализуются мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На данные цели Ульяновской области представлена финансовая поддержка за счѐт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 2501,337 млн. рублей, в том числе 2054,54 млн. рублей — на реализацию региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и 446,797 млн. рублей — на реализацию в 2009 году региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

За три года реализации программных мероприятий на территории 45 муниципальных образований Ульяновской области по 1142 многоквартирным домам проведён капитальный ремонт конструктивных элементов и инженерной инфраструктуры, в 793-х многоквартирных домах установлены коллективные (общедомовые) приборы учѐта потребления энергоресурсов, а жители 63 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, переселены в новые квартиры.

Благодаря этому 102950 человек смогли повысить комфортность проживания в своих многоквартирных домах, а 1510 человек получили новые квартиры в домах-новостройках.

Средства, направленные на завершение строительства многоквартирных домов на территории Ульяновской области, позволили сохранить объёмы строительного производства, сохранить рабочие места, обеспечить ввод в эксплуатацию 8-ми многоквартирных домов.

В целях снижения социальной напряженности населения и улучшения качества жилищного фонда в 2011-2015 годах планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию жилых домов на территориях муниципальных образований в Ульяновской области в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа. Общая потребность в средствах на данные цели в 2011-2015 годах составляет 1133,505 млн. рублей (расчёт приведён в Приложении № 12 к Программе).

Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 — 2012 годах ежегодно потребуются средства в сумме 226,7 млн. рублей, в том числе прогнозные средства Фонда ЖКХ – 105,2 млн. рублей, средства областного бюджета Ульяновской области – 28,7 млн. рублей, дополнительные средства областного бюджета на разницу в стоимости 1 кв.м. и разницу в площадях – 92,8 млн. рублей.

Объёмы финансовой поддержки за счёт средств Фонда ЖКХ в 2011-2012 годах на строительство жилья в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда будут уточняться с учѐтом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также размера увеличения имущественного взноса Российской Федерации.

Выписка из реестра аварийных домов, находящихся на территории Ульяновской области приведена в Приложении № 8 к Программе.

С целью обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области, отвечающего требованиям энергетической эффективности планируется создание Регионального фонда.

Региональный фонд будет осуществлять следующие функции.
1. Рассматривать заявки лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, на проведение капитального ремонта многоквартирного дома за счёт средств Фонда.
2. Вести сбор и учёт средств, поступивших в Региональный фонд от лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом.
3. Перечислять на основании заявок средства для оплаты услуг и работ за проведение капитального ремонта многоквартирного дома организациям, оказывающим работы и услуги на основании актов приёмки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
4. Осуществлять мероприятия по привлечению кредитных ресурсов.
5. Управлять временно свободными денежными средствами Регионального фонда.
6. Предоставлять лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, имеющиеся в его распоряжении временно свободные денежные средства в качестве займа для финансирования работ по осуществлению капитального ремонта.
7. Организовывать и проводить мероприятия по осуществлению строительного контроля при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
8. Осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти Ульяновской области, органами местного управления, управляющими организациями и их саморегулируемыми организациями, кредитно — финансовыми организациями, общественными и иными заинтересованными организациями.

Указанные функции Регионального фонда будут осуществляться за счёт следующих источников.

1. Средства, перечисляемые лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
2. Средства, предоставляемые, в том числе на безвозмездной основе, бюджетом Ульяновской области и бюджетами органов местного самоуправления.
3. Доходы от размещения временно свободных средств.
4. Кредитные ресурсы.

Создание Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области позволит продолжить работу, начатую по капитальному ремонту жилищного фонда Ульяновской области в 2008-2010 годах.

Параграф 9. Развитие классического ипотечного жилищного кредитования

Вопрос стимулирования спроса на рынке жилья – одна из задач государства при реализации им жилищной политики. Потому что, влияя на спрос и повышая доступность приобретения жилья, опосредованно стимулируется предложение на рынке жилья, активность строительных организаций. Именно поэтому значительное внимание в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» уделяется не только вопросам обеспечения жильём наименее защищенных категорий граждан – молодых семей и получателей сертификатов (военнослужащих, переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развитию системы классической ипотеки, рефинансирования ипотечных кредитов и внедрению в практику новых ипотечных продуктов.

Региональным оператором АИЖК в Ульяновской области является ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства».

С момента создания системы классического ипотечного жилищного кредитования в Ульяновской области были успешно выполнены задачи, поставленные АИЖК и Правительством Ульяновской области, а именно:

1) создана инфраструктура участников рынка ипотеки. Организована совместная работа всех организаций, задействованных в процессе: банков, страховых и оценочных компаний, риэлтерских агентств, строительных организаций;
2) обеспечен приток инвестиционных ресурсов в сферу ипотеки и строительного комплекса. Запущена система рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья;
3) обеспечена доступность ипотечных кредитов и расширен спектр ипотечных продуктов;
4) успешно отработан механизм по выдаче и рефинансированию военной ипотеки. В 2009 году к данной программе подключились и другие участники
рынка (первичные кредиторы);
5) с 2009 года реализуются программы с использованием средств материнского капитала, по оказанию поддержки заемщикам, оказавшихся в трудном финансовом положении.

На сегодняшний день в Ульяновской области по данным ЦБ РФ работают 25 кредитных организаций (в том числе филиалов). Данные организации в 2009 году выдали 1 181 ипотечных кредита на сумму 971,7 млн. рублей. На 01.01.2010 задолженность по ипотечным кредитам составила 4591,7 млн. рублей, из нее просроченная задолженность составила 41,6 млн. рулей. Средневзвешенная процентная ставка по данным организациям составляет 14,6 %, средневзвешенный срок кредитования 16,5 лет.

Статистика последнего периода говорит о том, что на рынке наблюдается оживление ипотечных сделок:

— если влияние кризиса 2008 – 2009 годов сказалось таким образом, что объем сделок по ипотеке сократился в области более чем в 3 раза (в 2008 году – 3,5 млрд. рублей, в 2009 году – 0,97 млрд. рублей – по данным ЦБ РФ), то динамика начала 2010 года говорит нам о том, что объем сделок 1-го квартала 2010 года практически составил около 40 % от объема сделок за 2009 год в целом (объем 2009 года – 971,7 млн. рублей, объем 1-го квартала 2010 года – 363 млн. рублей).

Если же брать итоги 1-го полугодия 2010 года, то в области выданы 1090 кредитов на общую сумму 949 млн. рублей, что в 3 раза больше уровня 2009 года По прогнозам к концу 2010 года будет выдано кредитов на сумму около 2 млрд.рублей. Данные результаты были достигнуты благодаря успешной реализации антикризиных мер, принятых Правительством Российской Федерации.

На ближайшие годы основными векторами развития рынка ипотечного жилищного кредитования в Ульяновской области станут:
1) массовое внедрение механизмов, предусмотренных программой «Стимул», обеспечивающих заказ, строительство и кредитование жилья эконом класса;
2) разработка и внедрение новых ипотечных продуктов для различных социально-ориентированных групп населения;
3) поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
4) осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием ОАО «АИЖК»;
5) разработка схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
Региональному оператору будут отведены следующие функции:
1) участие в реализации программ заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
2) участие в развитии рынка найма жилья;
3) участие в организации кооперативов для строительства и приобретения жилья;

4) участие в строительстве жилья экономического класса;
5) участие в разработке специальных программ ипотечного кредитования, в т.ч. стимулирующих приобретение жилья экономического класса и направленных на развитие социальных программ;
6) развитие и обучение игроков рынка ипотеки;
7) участие в разработке стандартов качества работы экспертов, оценщиков, брокеров, агентов по взысканию и других участников;
8) выполнение функций гаранта по сбыту по программе «Стимул» при финансовой поддержке Правительства Ульяновской области.

Для выполнения возложенных задач необходимо решение вопроса увеличения уставного капитала регионального оператора АИЖК (главным образом, для привлечения средств по программе Стимул на строительство жилья экономического класса).

Приоритетным для Ульяновской области проектом, который предполагается реализовать за счет механизма, предусмотренного программой «Стимул», на период 2011-2015 годы является Микрорайон «Запад-1» в Засвияжском районе г. Ульяновска.

За счѐт средств ОАО «АИЖК» по программе «Стимул» в 2011 году планируется привлечь в Ульяновскую область до 750 млн. рублей. Предполагаемый срок направления заявки – февраль-март 2011 года. В настоящее время согласовываются застройщики.

Целевым показателем ввода дополнительных квадратных метров жилья за счет реализации программы «Стимул» на территории Ульяновской области определено 30 000 кв. метров ежегодно в период 2011-2015 г. Реализация предложенных мер позволит:

1) избежать роста цен на жилье благодаря привлечению средств по федеральным программам для финансирования жилья экономического класса;
2) обеспечить доступность ипотечных кредитов за счет расширения программ ипотечного жилищного кредитования, снижения размера первоначального взноса и т.д;
3) обеспечить доступность механизмов приобретения жилья путем участия граждан в строительстве жилья (жилищно-строительные кооперативы,  стройсберкассы и т.д.).
4) увеличить долю семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми

помещениями, с помощью собственных и заѐмных средств с 2%

приростом

%

2010

год

2011

год

2012

год

2013

2014

2015

год

год

год

2

20

22

24

26

28

30

Развитие ипотечного жилищного кредитования будет ориентировано на достижение двух основных целей:
1) обеспечить доступность механизмов приобретения жилья;
2) обеспечить низкую стоимость жилья.
Доступность механизмов приобретения жилья обеспечивается за счет доступной ипотеки и разнообразия форм приобретения жилья. Доступность ипотеки достигается за счет:
1) развития рынка строительства жилья экомического класса;
2) расширения ипотечных программ;
3) снижения размера первоначального взноса;
4) увеличение механизмов и объемов привлечения средств.

Развитие рынка строительства жилья экомического класса будет обеспечиваться в рамках реализации программы «Стимул». В рамках реализации программы «Стимул» на первом этапе реализации настоящей Программы 12 мая 2010 года было заключено соглашение между Правительством Ульяновской области, АИЖК и региональным оператором – ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства».

Начиная с 2010 года внедрены и в течение срока реализации Программы будут действовать новые ипотечные программы:
— «Переменная ставка» (процентная ставка для жилья на первичном рынке
– 9,25-10,75 %, на вторичном рынке – 10,25-11,45%);
— «Материнский капитал» (для жилья на первичном рынке – 10,25-10,75%, на вторичном рынке – 11,25-11,75%);
— стандартный ипотечный кредит (для индивидуальных домов – 11,50-11,75%, для квартир в многоквартирных домах – 11,50-12,00%);
— «Новостройка» (10,5-11,00%). Кредиты предоставляются на приобретение квартир в домах, построенных не ранее 2007 года. Квартиры можно покупать и в готовых, и в строящихся домах, при условии, что права собственности на приобретенное жилье будут оформлены до конца 2010 года. Ставки снижаются за счет специальных вычетов:

1) стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилья не превышает норматива, установленного Министерством регионального развития Российской Федерации для данного региона (размер процентной ставки по ипотечному кредиту в этом случае для гражданина уменьшается на 0,5%);
2) на уплату первоначального взноса за жилье направляются средства материнского капитала (размер процентной ставки по ипотечному кредиту уменьшается на 0,25%);
3) заемщик – участник подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (размер процентной ставки по ипотечному кредиту уменьшается на 0,25%);
4) заемщик-владелец государственного жилищного сертификата участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (размер процентной ставки по ипотечному кредиту уменьшается на 0,25%).

При отсутствии страхового обеспечения в виде личного страхования Заемщиков от несчастных случаев и болезней, соответствующий размер процентной ставки увеличивается на 0,7 процентных пункта.

Снижение размера первоначального взноса по ипотечным кредитам будет достигаться за счет ипотечного страхования АИЖК (страхование обеспечивает защиту кредитора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по ипотечному кредиту, последующему обращению взыскания на заложенную недвижимость, и недостатка денежных средств от реализации недвижимости для полного удовлетворения требований кредитора по ипотечному кредиту).

Разнообразие форм приобретения жилья достигается за счет поддержки развития новых механизмов кредитования (по аналогии со стройсберкассами, жилищно-строительными кооперативами с гарантией государства).

Кроме вышеуказанного, в целях обеспечения права граждан на жилище, утративших это право в результате обращения взыскания на жильё, планируется создание механизма, предусматривающего формирование маневренного фонда в Ульяновской области.

В этой связи предполагается использовать несколько способов поддержки заѐмщиков:

— создание специализированных жилищных фондов силами региональных администраций путем строительства нового жилья «особого класса». Агентство совместно с ОАО «АИЖК» в данном случае может выступать в качестве сокредитора — данная схема уже реализуется в некоторых регионах;
— в случае недостатка организационных сил у региональной администрации и/или небольшого объема заявок на использование указанных фондов заемщиками, лишающимися единственного для проживания жилья, региональные власти могут напрямую выкупать данное жилье у кредиторов-залогодержателей, в т.ч. у ОАО «АИЖК» и ОАО «АРИЖК», с сохранением права на проживание заемщиками, в рамках существующего законодательства;
— проведение региональными органами власти монетарной поддержки заемщиков для целей обеспечения их дальнейшего проживания, реализуемой путем выделения субсидий на аренду жилья тем бывшим заемщикам, которые вынуждены освободить жилое помещение, находящееся в залоге у кредитора, по решению суда;
— внедрение более сложных механизмов взаимодействия с привлечением частного капитала (частно — государственное партнерство).

В целях реализации вышеуказанных механизмов предполагается подписание соответствующего соглашения с ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов». Подписание указанного соглашения предполагается 26 января 2011 года. Для решения указанных задач предполагается приобретать квартиры по мере необходимости.

Параграф 10. Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан

На конец 2009 года в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях стояло 16,6 тыс. семей. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. число очередников сократилось на 1,8 тыс. семей. В течение 2009 года для получения жилья на учет принято 1183 семей, из них 39,3 процентов малоимущих.

За 2009 год получили жилые помещения и улучшили жилищные условия 1807 семьи (на 49 семей меньше, чем за 2008 г).

Одним из направлений стимулирования жилищного строительства является оказание государственной поддержки отдельным категориям гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе обеспечение жилыми помещениями в установленном порядке:
1) отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством:
граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц;
граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС
2) молодых семей.

Предоставление государственной поддержки указанным категориям граждан осуществляется приобретением жилых помещений преимущественно на первичном рынке.

В рамках реализации Программы планируется обеспечить жильем:
2485 семей ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
30 семей граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
265 семей граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
51 семью граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц;
104 семей граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц;

Объём финансирования обеспечения жильём граждан данных категорий устанавливается в соответствии с ежегодно определяемыми объемами ассигнований из федерального бюджета.
5337 — молодых семей.

Государственная поддержка молодым семьям в улучшении жилищных условий предоставляется в форме социальных выплат:

1) молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретении (строительство) жилых помещений;
2) молодым семьям для компенсации части расходов по оплате процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным на приобретение (строительство) жилых помещений.
На реализацию мероприятий предусматривается 1 млрд. 650 млн. рублей, в том числе:

645,374млн. рублей на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений;
15 млн. рублей на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка;

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Ульяновской области.

Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита (займа), создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.

Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.

Параграф 11. Мероприятия, направленные на снижение административных барьеров в строительстве

Существующая практика свидетельствует о том, что полный цикл строительства объекта с учетом запараллеливания возможных мероприятий и получения согласований с первой попытки составляет 1179 дней (3,2 года). Если же эти процессы идут не параллельно, то общий срок согласования и строительства объекта составляет 2 181 день (т.е. почти 6 лет).

Проблемными вопросами для застройщиков остаются оформление земельных участков, не отработан регламент перевода земель из земель сельхозназначения в земли под строительство, после принятия муниципальными образованиями схем территориального планирования, существуют проблемы при кадастровом учете земельных участков.

Выдача технических условий осуществляется сетевыми компаниями с завышенными требованиями (когда предоставляются земельные участки не обеспеченные инженерной инфраструктурой), есть вопросы у строителей и к службе Ростехнадзора при оформлении документов по подъемно-транспортному оборудованию, электроустановкам, лифтовому хозяйству, подсоединению к газовым сетям. По вопросу технических условий предоставляемых сетевыми компаниями следует отметить их увязку с формированием тарифов. Низкие тарифы отражаются в повышенных размерах взимания платы со строителей, нужна прозрачность инвестиционных программ. Иногда технические условия являются просто не подъемными для инвесторов, стоимость подключения делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.

Необходимо принять меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство, при этом необходимо исключить из практики предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения. Необходимо сократить количество согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

Отсутствие генеральных планов не позволяет муниципалитету системно определить, как он будет развивать территорию, на которой инвестор хочет осуществить строительство. Отсюда следуют противоречивые технические условия, жилые дома без соцкультбыта и другие проблемы при строительстве и вводе объектов в эксплуатацию.

Тем не менее, в Земельном и Градостроительном Кодексах Российской Федерации изначально предусмотрена оптимальная для инвестора, но требующая вложений для муниципальных образований, схема предоставления земельных участков.

При этой схеме орган местного самоуправления:
— обеспечивает подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки;
— определяет сроки и объемы финансирования для обеспечения развиваемых территорий инженерной инфраструктурой;
— путем подготовки документации по планировки территории устанавливает назначение и границы земельных участков;
— обеспечивает подготовку технических условий;
— готовит документацию для аукционов;
— продает сформированные и обеспеченные всеми документами земельные участки, включая в их стоимость свои затраты на их подготовку.

Переход на такую схему позволит инвестору выбирать из подготовленных к продаже земельных участков наиболее подходящий для осуществления его строительных намерений и значительно сократит сроки проведения разрешительных процедур в строительстве. Необходимо изменить сам порядок, при котором отправной точкой для инвестора будет не поиск участка неосвоенной территории, а выбор из готовых и продуманных градостроительных решений.

Кроме того для реального сокращения разрешительных процедур в строительстве необходимо комплексное рассмотрение вопросов всего цикла: — оформление прав на землю, сбор исходных данных, подготовка, согласование и экспертиза проектной документации, получение разрешений, строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Для каждого этапа должны быть установлены регламенты, определяющие порядок и сроки их прохождения. На сегодняшний день у большинства ведомств таких документов нет. И самое главное — не отработаны вопросы взаимодействия согласующих организаций между собой и ответственности каждого за конечный результат.

Например, когда осуществляется строительство в пределах охранных зон, заинтересованные организации устанавливают лишь запреты и ограничения, но не предлагают условий по возможному использованию территорий. Все эти вопросы должны быть прописаны в регламентах, устанавливающих режимы разрешенного использования территорий. Более того, в соответствии с регламентами и нормативными документами, должна быть четко установлена мера ответственности конкретных должностных лиц за несоблюдение сроков принятия решения о согласовании/несогласовании документов и за непринятие такого решения.

Перевод в электронный вид оказываемых государственных услуг в сфере строительства позволит обеспечить исчерпывающую информацию об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам. Необходимо организовать работу с заказчиками и инвесторами в режиме «одного окна».

Требуется принять меры, направленные на предупреждение и устранение злоупотреблений сетевых компаний, выдающих технические условия.

Кроме сокращения сроков согласовательных процедур, необходимо законодательно урегулировать и сроки строительства самих объектов. С учетом новых технологий, применяемых в строительстве, их дальнейшего совершенствования, необходимо пересмотреть существующие нормативные сроки, и учитывать их при проведении конкурсных процедур на предоставление заказа на строительство объектов в рамках программ, имеющих бюджетное финансирование.

В рамках этого направления предусматривается:
Реализация мероприятий, направленных на прозрачность предоставления услуг органами государственной власти в области жилищного строительства, в том числе:

1) разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в соответствии с утвержденными регламентами;
2) осуществление контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными регламентами;
3) предоставление в электронном виде услуг на стадиях экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию с включением этих услуг в перечни первоочередных услуг, предоставляемых в электронном виде;
4) внедрение процедуры электронных торгов размещения государственных и муниципальных заказов на подрядные строительные работы для государственных и муниципальных нужд;
5) внедрение упрощенного порядка подготовки и согласования документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории в соответствии с требованиями федерального законодательства;
6) оптимизация процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями федерального законодательства;
7) развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу;
8) снятие избыточных административных барьеров при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения и снижение стоимости подключения;
9) установление административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, нарушение порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также за истребование документов и проведение согласований, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства;
10) установление административной ответственности организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний, а также их должностных лиц за нарушение правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с требованиями федерального законодательства;
11) Сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении многоквартирных жилых домов до 22 рабочих дней ; ограничить сроки подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков для строительства жилых домов до 10 рабочих дней; сократить сроки выдачи разрешения на строительство многоквартирных жилых домов до 5 рабочих дней.

Сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до 44 рабочих дней в отношении объектов капитального строительства, проектируемых за счѐт средств областного бюджета. (местных бюджетов)
12) реализация мероприятий принимаемой до 01.01.2011 года Министерством строительства Ульяновской области Программы «Снятие административных барьеров в строительстве».

Параграф 12. Мероприятия по созданию системы профессиональной начальной подготовки кадров для строительного комплекса Ульяновской области

В настоящее время в Ульяновской области действуют 9 учреждений начального, среднего профессионального и высшего образования, которые осуществляют подготовку кадров для отрасли строительства и архитектуры, в том числе начального профессионального образования – 5, среднего профессионального образования – 2, высшего образования -2. Выпуск ими специалистов по основным строительным специальностям в основном обеспечивает существующую потребность в кадрах, предъявляемую организациями строительного комплекса Ульяновской области.

Образовательный процесс и обновление материально-технической базы учреждений ведутся в рамках заключенных соглашений с профильными предприятиями строительного комплекса.

Сведения о подготовке специалистов по строительным специальностям в образовательных учреждениях Ульяновской области

 

 

 

2011

 

2012

 

2013

 

2014

 

2015

 

Высшее профессиональное

образование

85 83 98 93 159
Среднее профессиональное

образование

261 267 260 260 260
Начальное профессиональное

образование

171 184 133 93 93

Вместе с тем, строительная отрасль Ульяновской области ощущает нехватку высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и рабочих специальностей. Отсутствие института девелоперов, отсутствие необходимого количества грамотных управленцев зачастую приводит к стратегическим просчетам в экономике и менеджменте организаций, что в свою очередь приводит их на порог финансово-нестабильной ситуации.

Таким образом, кадровая потребность строительной отрасли Ульяновской области высока, особенно в специалистах рабочих квалификаций. Требуется системный подход к формированию прогнозных показателей и обучению персонала для формирования у специалистов необходимых для профессиональной деятельности квалификаций и компетенций.

В рамках обеспечения строительной отрасли Ульяновской области достаточным количеством специалистов будет продолжена практика совместной подготовки специалистов учреждениями начального и среднего профессионального образования с участием профильных отраслевых предприятий. Проводится работа по подготовке нормативной базы для взаимодействия учебных заведений с предприятиями и организациями строительного комплекса Ульяновской области по системе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Потребность в специалистах по строительным специальностям в Ульяновской области

 

 

2011

 

2012

 

2013

 

2014

 

2015

 

 

 

Высшее

профессиональное

образование

 

35

 

26

 

24

 

32

 

32

Среднее

профессиональное

образование

35 26 24 32 32
Начальное

профессиональное

образование

40 51 23 45 45

Изучается возможность модернизации, ныне существующей системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работников предприятий и организаций строительного комплекса под современные технологические и организационные потребности строительного комплекса.

Параграф 13. Мероприятия по созданию фонда арендного жилья на территории Ульяновской области

На территории Ульяновской области возможность развития арендного рынка жилья и «доходных» домов по аналогии с практикой города Москвы рассматривалась региональными застройщиками и девелоперами, однако для Ульяновской области сочли данное направление развития рынка недвижимости невостребованным.

Строительство «доходных» домов без бюджетной поддержки не будет привлекательным для застройщиков, поскольку срок окупаемости таких проектов из-за низких цен сдачи в наем значительно возрастает.

Таким образом, в нормативных правовых актах Ульяновской области необходимо предусматривать особые условия и льготы для застройщиков «доходных» домов.

Вместе с тем строительство государственных или муниципальных «доходных» домов поможет решить сразу несколько проблем. Во-первых, нуждающиеся граждане получат доступное современное жилье. Оно послужит своеобразным «буфером» между спросом и предложением на рынке жилья,

способным снизить рост цен. Во-вторых, доходные дома смогут успешно конкурировать с частными квартирными хозяевами, сдающими жилье в коммерческий внаем.

Также, необходимо принимать во внимание положения Жилищного Кодекса РФ, регламентирующие обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и особые условия для граждан, признанных в установленном порядке малоимущими гражданами, которые освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), занимаемым по договорам социального найма.

Анализ опыта развития арендного рынка жилья и «доходных» домов на территориях других регионов, введение данного направления на территории Ульяновской области в условиях выхода строительной отрасли из кризиса преждевременным и может быть рассмотрено в последующие годы на основе оценки эффективности создания фонда арендного жилья («доходные дома») как отдельного бизнеса, условий его формирования и использования.

С учётом анализа опыта развития арендного рынка жилья и «доходных» домов на территориях других регионов для граждан, временно проживающих на территории Ульяновской области, либо не имеющих возможности приобретения собственного жилья, в рамках реализации Программы предусматривается в 2011-2012 годах:

произвести оценку эффективности создания фонда арендного жилья («доходные дома»), как отдельного бизнеса;
определить условия его формирования и использования;
разработать нормативную правовую базу создания и использования фонда арендного жилья («доходные дома»).

При участии частного бизнеса в сфере развития данного сегмента рынка недвижимости в последующие годы разработать механизмы строительства жилья для предоставления в наѐм гражданам отдельных категорий, нуждающихся в жилье.

Параграф 14. Мероприятия по реализации условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области.

В целях реализации на территории Ульяновской области государственной политики в энергетике и создания стимулирующих условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» разработана Областная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области на период 2010 – 2020 годы /№33/302-П от 14 сентября 2010 года/. Основные задачи реализации:

— создание условий для повышения качества жизни населения и переход Ульяновской области на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создание условий для повышения энергетической эффективности региональной экономики и бюджетной сферы;
— реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
— развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, а также внедрение энергосберегающих технологий на территории Ульяновской области;
— обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области;
— внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с государственным и муниципальным участием Ульяновской области, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении , в строительстве, промышленности и на транспорте;
— создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счѐт реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;
— оснащение и осуществление расчѐтов за потреблѐнные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учёта, автоматизация с сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
— улучшение показателей среды обитания за счѐт создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива;
— развитие научно- исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
— пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в решение энергосбережения энергетической эффективности.

В ходе реализации программы будут достигнуты следующие показатели:
— снижение энергоѐмкости валового регионального продукта Ульяновской области не менее чем на 40%;
— доля органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области,
организаций и предприятий строительного комплекса с участием государства и муниципальных образований Ульяновской области, прошедших обязательные энергетические обследования и энергетическую паспортизацию – 100%;

— доля энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ) централизованного электроснабжения, расчѐты за которые осуществляются с использованием приборов учѐта – 100%;
— улучшение экологической обстановки в Ульяновской области к 2020 году за счѐт сокращения выбросов «парниковых» газов и иных вредных выбросов в атмосферу на 10 %.

Параграф 15. Осуществление контроля и мониторинга за ходом жилищного строительства на территории Ульяновской области

В целях выполнения установленных показателей ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, формированием ежегодных программ по вводу жилья на территориях муниципальных образований, а также обеспечения строительства жилья в установленные сроки предполагается:

1) проведение работы с органами местного самоуправления по установлению контрольных параметров ввода жилья в муниципальных образованиях;
2) проведение мониторинга жилищного строительства на территории Ульяновской области, в том числе:

формирование перечня объектов жилищного строительства, расположенных на территории Ульяновской области, завершение строительства которых возможно в 6-месячный срок;
формирование перечня объектов жилищного строительства, строящихся с привлечением средств граждан-дольщиков;
формирование перечня объектов жилищного строительства, которые находятся на начальной стадии строительства;
3) обеспечение комплекса мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости, направленных на предотвращение застройщиками, осуществляющими привлечение денежных средств граждан на строительство указанных объектов, нарушений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В рамках данных мероприятий ежегодно формируется программа мероприятий по обеспечению установленного объема ввода в эксплуатацию жилья.

Программа ввода 2011 года многоквартирных жилых домов в эксплуатацию приведена в приложении № 7 к настоящей Программе.