Имя почетного метростроевца Юрия Кошелева достойно увековечивания в названии станции метро в Москве

01.02.2018

Соизмерим с масштабом дела. Имя почетного метростроевца Юрия Кошелева достойно увековечивания в названии станции метро

названии станции метро в Москве

Имя Юрия Анатольевича Кошелева – этого замечательного человека, талантливого инженера и руководителя, возглавлявшего в разные годы Московский метрострой и Главтоннельметрострой, стоит в одном ряду с именами известных российских ученых и инженеров. Кошелев посвятил жизнь отечественному метростроению. Заслуженный строитель, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На счету доктора технических наук, лауреата Государственной премии СССР – 60 авторских свидетельств. 11 декабря 2017 года его не стало. Но при жизни своей главной заслугой как руководителя и человека Юрий Кошелев считал то, что в нелегкие 90-е сумел сохранить коллектив Метростроя дать ему разгон для дальнейших достижений.

Техника победила философию
Он мечтал стать философом или историком, с интересом изучал философские труды Гегеля, исторические – Ключевского и Соловьёва. Но в МГУ выпускнику-отличнику Рязанского железнодорожного техникума посоветовали идти по профилю, в МИИТ. «Я ни на минуту не пожалел о том, что техника, к которой тяготел не меньше, победила философию. И благодарен судьбе за то, что она сделала меня метростроевцем. Это огромная честь», – говорил он в одном из своих последних интервью.

Жизнь его не баловала, да и сам он не искал легких путей. После окончания института, получив красный диплом, который давал неплохие перспективы работы в столице, отправился на мыс Лазарева, на строительство тоннеля под проливом Невельского, где уже через несколько месяцев был назначен начальником участка. Руководил проходкой ствола диаметром 8,5 метра и строительством дамбы.
Эта грандиозная стройка, отмеченная суровым климатом и не менее суровыми условиями труда, дала инженеру Кошелеву не только колоссальную практику, но и подарила встречу с легендарными первопроходцами метро, имена которых гремели в тридцатые годы, – Алексеем Яремчуком и Иваном Яцковым. Именно они пригласили молодого, но уже проверенного в деле инженера в Московский метрострой – после смерти Сталина строительство на Сахалине было ликвидировано. «Как человек и руководитель, я сформировался под влиянием того метростроевского духа, который жил в этих людях», – не раз говорил Юрий Анатольевич.

Он начинал свой путь в производственном отделе Управления Метростроя. Затем девять лет трудился главным инженером Тоннельного отряда № 6, где под его руководством сооружались станции «Фрунзенская», «Таганская»-радиальная, «Пролетарская», построенная в рекордно короткие сроки – за девять месяцев. И уже тогда, в период строительства кессонного участка «Ленинские горы» – «Университет», инженер Кошелев занялся наукой: его изобретение было направлено на то, чтобы избавить строителей от работы под сжатым воздухом, которая наносила здоровью непоправимый вред.
С должности начальника СМУ-6 Метростроя по рекомендации министра транспортного строительства Кошелев был переведен в Главтоннельметрострой, где масштабы его деятельности выросли до размеров СССР. Теперь уже он определял техническую политику строительства тоннелей в стране. Пять лет – главный инженер. Десять – начальник. При нем интенсивно расширялась сеть метрополитенов: их количество выросло с шести до четырнадцати. Организовывалось и осуществлялось строительство тоннелей БАМа, в том числе и самого сложного в мире – Северо-Муйского, появилось большое количество тоннелей в Армении на трассе Раздан – Иждеван.

По воспоминаниям коллег, авторитет Кошелева в тоннельном мире был непререкаем. С его мнением считались на самом высоком уровне. Вот что рассказывал бывший главный инженер Тбилтоннельстроя Григорий Бокучава:
«Автодорожный тоннель через Рикотский перевал, соединяющий восточную и западную часть Грузии, сооружался в сложнейших, постоянно изменяющихся гидрогеологических условиях. Однажды в ночь при раскрытии колоттного профиля обрушился горный массив, что повлекло гибель четырех человек. Начальнику Тбилметростроя грозило исключение из партии и привлечение к уголовной ответственности. Уже на следующий день Юрий Анатольевич прилетел из Москвы… Он был тем самым единственным человеком, который на заседании бюро ЦК Компартии Грузии выступил против скоропалительных решений и убедил первого секретаря ЦК Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе серьезно разобраться с истинными причинами аварии. Благодаря Юрию Анатольевичу, лично занимавшемуся расследованием трагедии, связанной, как выяснилось, с произошедшим землетрясением, была доказана невиновность не только руководителя Метростроя, но и многих инженерно-технических работников. Как героя его пронесли на руках по всему городу».

Люди особой закалки
Московскому метрострою Юрий Анатольевич посвятил в общей сложности сорок лет, семнадцать из них он стоял во главе организации: с 1972 по 1976 год и с 1988 по 1999 год. На его долю выпали и годы расцвета, когда Метрострой был отмечен за ввод в эксплуатацию Ждановско-Краснопресненского радиуса третьим орденом – Октябрьской революции, и тяжелые 90-е, когда он боролся за единство коллектива. «Не мы создавали Метрострой, и не нам его разрушать», – звучал его призыв со страниц газеты «Метростроевец». Он выполнил свою миссию – сохранил коллектив. И в этом, как считал сам Юрий Анатольевич, его главная заслуга как руководителя и человека.

Всегда и везде Кошелев говорил о том, что метростроение – выдающееся дело, а метростроевцы – люди особой закалки и ответственности. Что можно смело сказать и о нем самом.
Судьба не раз ставила его перед нелегким выбором, когда нужно было брать ответственность на себя. Так, Кошелев дал старт уникальной и в итоге ювелирно выполненной работе по проходке перегонных тоннелей под каналом имени Москвы. Чтобы не останавливать судоходство, было принято решение по уложенным по дну реки и засыпанным песком трубам пустить хладоноситель, образовавший защитный экран из замороженного грунта. А на Люблинской линии, когда вышел из строя механизированный щит фирмы «Вайсс унд Фрайтаг», что могло привести к провалу под землю завода «Шарикоподшипник», Юрий Анатольевич принял решение идти навстречу щиту, хотя это не предусматривалось никакими проектами, – и катаклизма удалось избежать.
Звание Герой Социалистического Труда Юрий Анатольевич получил за внедрение новой техники
на строительстве метро. У Кошелева 60 авторских свидетельств.

В содружестве с учеными Метрогипротранса он разработал метод сооружения тоннелей из монолитно-прессованного бетона, за что ему было присвоено звание лауреата Госпремии СССР. Но самое крупное достижение, к которому Юрий Анатольевич шел годы, – это победа над кессоном. Совместные усилия инженера Кошелева и коллег из МГТ, разработавших и впервые внедривших на перегоне «ВДНХ» – «Ботанический сад» метод проходки в обводненных неустойчивых грунтах с контурным замораживанием и принудительным водопонижением, позволили полностью исключить работу под сжатым воздухом. Трудно подсчитать, скольким людям великое инженерное решение спасло жизни! Эта технология работ была взята на вооружение и за границей.

Для чего нужен начальник
Двери его кабинета всегда были открыты для любого человека, независимо от должности.
«Хочу, чтобы Метрострой был самой лучшей организацией в Москве. Чтобы нашим строителям жилось лучше всех, чтобы они всегда получали самую высокую зарплату и с удовольствием работали» – это было его кредо. И для этого он делал все возможное и невозможное, даже в самые тяжелые перестроечные годы. Сотни метростроевцев благодарны ему за участие в их судьбах.
Находясь на заслуженном отдыхе, Юрий Анатольевич ни на один день не расставался с мыслями о Метрострое: «Мое свободное время – продолжение моей рабочей биографии». На всех встречах и торжествах он неизменно был с коллективом и обязательно вспоминал тех, кто стоял у истоков метростроения, называя строителей подземки героями, а творения их рук – величайшим чудом.
Юрий Анатольевич всегда ратовал за то, чтобы метрополитен оставался произведением искусства. «Я категорически против того, чтобы называть метрополитен лишь транспортным средством. Уж если в 30-е годы в бедной стране строили станции-дворцы, то сейчас сам Бог велел не отступать и идти дальше, продолжая нести знамя лучшего в мире метро. Оно должно быть украшением нашей жизни, так как красота способствует расширению мировоззрения человека», – сказал он в одном из интервью. И сегодня эти слова воспринимаются как напутствие нынешним метростроителям, продолжающим главное дело жизни выдающегося человека.
«Талант – это поручение от Господа Бога», – говорил поэт Евгений Баратынский. Поручение – оставить след на этой земле… Юрий Анатольевич Кошелев свое предназначение выполнил сполна.

Руководители Московского метростроя, Теркома профсоюза и Совета ветеранов войны и труда обратились с просьбой к мэру Москвы Сергею Собянину увековечить память Героя Социалистического Труда Юрия Кошелева, назвав одну из станций столичного метро его именем.

НИНА СОЛОВЬЁВА

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива«