Интегральный индекс духовности: новосибирским ученым объяснили приоритет воспитания над знанием

Форум «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности» открылся в Новосибирске. Под покровительством РПЦ, областного правительства и Всемирного Русского Народного Собора решали, как поднять духовность молодых ученых с колен.
© nskmi.ru Работа форума

26 Апр 2018, 05:53Форум «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности» открылся в Новосибирске. Под покровительством РПЦ, областного правительства и Всемирного Русского Народного Собора решали, как поднять духовность молодых ученых с колен.

К форуму присоединиласьзначительная часть новосибирских вузов: на 26−27 апреля запланированы секции в НГУ,СИУ РАНХиГС, Новосибирском военноминституте и командном училище, НГПУ,НГМУ и НГАУ. Как измерить индекс духовностирегиона, почему ученым нельзя уезжатьиз России, несмотря на маленькие зарплаты,и из-за чего нельзя давать людям самимопределять, что такое добро и зло — в репортаже Тайги.инфо.

«Современные молодыелюди часто мечтают о красивой и счастливойжизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек,экранов телевизоров и рекламныхпроспектов. В них главными ценностямиобъявляются успешность, материальноеблагополучие, здоровье и красота. Людимечтают о жизни красивой и забывают,что настоящая красота — это внутреннеесостояние, — открыл форум митрополитНовосибирский и Бердский Тихон. — Подлинная красота — это в первую очередь красота души человека,которая раскрывается, если человекживет по совести, следя вечномунравственному закону, заложенному в нас богом. Потому что, следуя божественнымзаповедям, человек приближается к идеалу, реализует свое истинноебогоподобие, обретает истинную цель и смысл жизни (владыка цитировал философаВладимира Соловьева — прим. автора). Дай бог, от разговоров о приоритете духовно-нравственноговоспитания наши школы и вузы перейдутк конкретной работе с молодежью. В этомзалог благословенного будущего России,священной нашей державы».

139991

К трибуне вышел модераторфорума протоиерей Борис Пивоваров.«Спасибо, ваше высокопреосвященство!Вы ясно показали, что если обществосохранит традиционные нравственныеценности, то будут успешно развиватьсяобразование и наука», — похвалил он митрополита, который сел во главе столарядом с врио министра образования регионаСергеем Нелюбовым.

Форум для молодых ученых«Нравственные и культурно-историческиеценности как основа национальнойидентичности» открылся 25 апреля. Несмотря на то, что он заявлен для научного сообщества, основная частьприсутствовавших в большом залеадминистрации региона была в рясах и мундирах.Как говорится в сообщении пресс-службыНовосибирской епархии, форум организовалиправительство, полпредство,НГУ и региональное отделение ВсемирногоРусского Народного Собора. Член президиумаэтой организации Марина Белогубовавыступала с докладом «Духовно-нравственныеосновы демографического развитияРоссии» сразу после митрополита,дважды сославшись на президента РФ ВладимираПутина.

«Для кого мы будемразвиваться и кто будет той интеллектуальнойи физической силой, которой будетприрастать могущество нашего государства?»— задалась вопросом Белогубова. Она обеспокоена убылью населения, высоким процентом разводов и абортов. По ее мнению, дело тут не стольков низком уровне социально-экономическогоразвития, сколько в недостаточнойморальной зрелости общества.

В болеесложные времена «нравственно здоровоеобщество» видело безусловную ценность«в сохранении жизни с момента зачатия»и несмотря на трудности «сохранялаценности, которые являются цивилизационнымкодом нашей страны», считает членНародного Собора: «Если ребенок с малолетства не поймет высокий смыслзаповеди „Не убий“, у нас и дальшев утробе матери будут и дальше убиватьзарождающуюся жизнь, просто потому, чтохочется наслаждаться утехами внешнегомира».

Марина Белогубоваотметила, что «насаждение в мире однойсистемы ценностей, секулярной» опаснодля национального суверенитета страны.Она заявила молодым ученым, что в России развитиевсегда понимали в первую очередь каксовершенствование души, а не научно-технический прогресс.

Лидерами по духовности стали национальные республики. Худшими стали регионы Сибири

Также Белогубовапредставила исследование РусскогоНародного Собора об уровнедуховно-нравственного развития российскийрегионов. В основу методологии легли несколько индикаторов, которыедокладчик поделила на две условныегруппы. Первая — распространение«отклоняющегося от устоявшихся нормповедения»: алкоголизма, наркомании,самоубийств, изнасилований, терроризма и экстремизма. Вторая — состояниеинститутов семьи: количество абортов,разводов, детей-сирот и «граждан,состоящих в незарегистрированныхбраках». В результате был рассчитан«интегральный индекс духовно-нравственногосостояния общества».

Лидерами по духовностистали национальные республики, где, по словам Белогубовой, сильны семейныетрадиции, и Белгородская область, гдебольшая часть школьников выбрали «Основыправославной культуры», а не «Светскуюэтику». Отметим, что в 2010 году именноБелгородский учредительный съездНародного собора возглавил патриарх Кирилл. Худшимистали регионы Сибири и Дальнего Востока:например, для Новосибирской областииндекс составил 30,5, что соответствует 56 месту из 85субъектов федерации.

Как рассказала Белогубова,духовность прямо коррелирует со здоровьемнации: «Чем выше индекс духовно-нравственногоразвития, тем больше продолжительностьжизни в регионе. А это задача, котораябыла поставлена в послании [Федеральному собранию] президентомВладимиром Путиным в этом году».

137132

Следующей выступиладоцент кафедры международных отношенийСИУ РАНХиГС Кристина Андерс-Намжилова.«Исследователи отмечают, что растетчисло людей, называющих себя космополитами,гражданами мира, что может подвергатьэрозии многие ценности и понятия, такие, как Родина, национальный суверенитет,неприкосновенность государственныхграниц, невмешательство во внутренниедела государства, гражданство, патриотизм,служащие скрепами организации человеческихсообществ», — заявила она.

Молодаяисследовательница рассказала о том,что россияне гордятся историей страны,а культурно-историческими ценности —основа патриотизма и национальнойидентичности. Она рассказала о важности грантовой поддержкигуманитарных исследований, которыепризваны распространятьнравственные ценности, приведя в пример84 президентских гранта, выделенных в 2018 году на гуманитарные научныеисследования. Доцент РАНХиГСа, впрочем, тактичноне упомянула, что сама вошла в этотсписок с проектом «Московскаядуховная цензура и новая духовнаялитература рубежа XVIII—XIX вв».

Священник и доценткафедры древних языков НГУ Иван Ремороввыступил с докладом «Нравственная и социальная ответственность ученого».Он привел в пример истории создателейатомной бомбы — Роберта Оппенгеймераи Андрея Сахарова, которые к концукарьеры стали противниками ядерногооружия. Реморов обрушился с критикойна лженауку, отметив, что псевдонаучныеисторические исследования могли статьпричиной украинского Евромайдана.«Воинствующий атеизм» РичардаДокинза он сравнил с лженаучной теорией«новой хронологии» математикаАнатолия Фоменко. «Авторитетностьего как биолога не дает ему авторитетностив мировоззренческих вопросах, так же, как и заслуги Фоменко в математике не делают его историком», — считает филолог-священник.

«Сциентизм, вера в верховенство и всемогущество научногознания уже не актуальны. Если в XIXвеке можно было верить, что наука вот-вотдаст объяснение всему, что есть в мире,то в XIX стало очевидно,что наука расширила горизонты непознанногово много раз», — заявил Реморов. Между наукой и религиейнет противоречий, хотя их и пытаются «закрепить» сотрудники системы образования, усвоившие научный атеизм, думает он.

«Между наукой и религией нет противоречий, хотя их и пытаются закрепить сотрудники системы образования, усвоившие научный атеизм»

Участники форумапрервались на чай и пирожки. МитрополитТихон в окружении священников отправилсяобедать в другое крыло здания. «Что-томуть какая-то, — говорил студент своему товарищу, обнимающему девушку. — Особеннопро аборты и гражданские браки». «А ты за аборты что ли?» — спросила егоспутница друга. «А лучше что ли бедностьи неблагополучие плодить?» — «Ну да, ты прав». «Валим?» — вмешалсядругой студент.

После перерыва в большомзале правительства осталось гораздоменьше слушателей. Панельная дискуссия«Нравственная и социальнаяответственность ученого» началасьс доклада известного социолога НадеждыВавилиной. Она говорила о сохраненииморального облика ученого при проведениизаказных исследований и о важностислужения обществу. Вавилина такжепроцитировала интервью социолога Виктора Вахштайна, где он называет президента «сакральнойфигурой», а его высокий рейтингобъясняет солидарностью общества в условиях недоверия к властным институтам.

«Такая солидарность может превратитьсяв гражданское общество, а может дойтидо мюнхенских пивных», — завершиласоциолог вольную цитату.

Молодойученый, заведующий лабораторией оптикии динамики биологическихсистем физфака НГУ Александр Москаленскийза пять минут выступления успелсказать, что наука и карьера — это разныепонятия, и попросил государство поддерживать исследования, которыеважны для общества.

ЗамдиректораИнститута археологии и этнографии СОРАН Вячеслав Молодин «специально не готовился», а решил поделиться своиммнением по поводу докладов. Академик сказал, что ради служения родинеученые должны поступаться нравственностью,приведя в пример фильм «Девять днейодного года» о физиках-ядерщиках.«Если человек — патриот своего отечества,если он болеет за свое отечество, он занимается порой вещами, которые с трудом можно оценить», — заявилон.

«Прекрасно, что христианство пришло в школу»

Молодин рассказал истории двухучеников: один уехал в США,а другой, несмотря на все предложенияиз-за рубежа, остался, потому что любитРоссию. У «утечкимозгов», по его мнению, двааспекта. Во-первых, научные сотрудникиполучают меньше по сравнению с западнымистранам, во-вторых, молодые ученые не понимают, что «нужно чем-то где-тожертвовать для своей страны». Это, по мнению Молодина, провал воспитания,«плоды которого мы пожинаем».

«Мы упустили школьное образование. Прекрасно,что христианство пришло в школу», —заявил академик.

Молодин также рассказалоб учебнике истории Новосибирскойобласти, где числится главнымредактором. В июне 2017 года он заявлял,что в пособии «красной нитью показанароль православия». Не смог он пройти мимо и проблемы притеснениярусского языка на Украине и в Прибалтике.

«Вы посмотрите, что мы сами делаем! —возмутился академик. — Вот в программенаписано „панельная дискуссия“. А со словом „панель“ ведь не оченьхорошие ассоциации возникают, — по залупрокатились жидкие аплодисменты. — Иливот „модератор“. Кто такой „модератор“?Ведущий, наверное?».

«Спасибоза выступление! Замечания будут учтены.В некоторых секциях, кстати, написано„ведущий“», — ответил Молодинумодератор-ведущий форума протоиерей Пивоваров.

Приоритет воспитания над знанием

ИеромонахПлатон Флах рассказал о том, как тридцатьлет назад российский народ вырвался из«советского египетского плена»: «Еще 10 лет осталось идти. В началеэтого пути мы думали, что европейскиенароды нас с распростертыми объятьямипримут и мы станем частью мировойкультуры. Но сейчас ситуация меняется, и нам пришлось задуматься, где искатьЗемлю Обетованную. И я уверен, что онатам, где христианское мировоззрение,христианская вера, которая сохраниласьименно в православии».

По словам монаха, преподавателям и священникамне хватает «прямого мировоззренческогодиалога». «Все светские науки,психология и так далее — это детскийлепет по сравнению с тем, что открываетсяв православной антропологии», —добавил он.

«Нужноизменить ту образовательную парадигму,где у нас приоритетом стало знание, а не воспитание», —поддержала служителя церкви социолог НадеждаВавилина.

МодераторБорис Пивоваров попросил митрополитаТихона подвести итоги дискуссии, но тотпредложил сначала ответить на вопросыучастников. «Когда мы говорим о нравственном долге ученого передстраной, мы говорим, в основном, об оружии, когда есть еще много болезней, которые не нашли своей панацеи. И многиемолодые ученые уезжают за границу, чтобывылечить эти болезни. Может ли быть у ученого нравственный долг не передстраной, а перед человечеством? —спросил сотрудник Института гидродинамикиСО РАН Василий Костиков. — Многие же уезжают за границу не для того, чтобыбороться с какими-то мифическимивызовами, которые рисуют нам с экрановтелевизоров, а с реальными угрозами. И есть же деятели искусства, которыми мы гордимся и считаем русскими, хотя ониработали за границей. Тот же Рахманиновнаписал свой великий второй концерт по пути в Америку…»

«Нет,Рахманинов этот концерт в России написал,по датам посмотрите!» — перебила его женщина, неожиданно включив микрофон.«Он так-то правильные вещи говорил,но надо приводить примеры того, чтознаешь», — говорила она позже в очередив гардероб.

138096

«Однодело, когда это бегство из страны, а другое — взаимоотношения между странами.У нас в пятидесяти странах мира есть представительстваправославной церкви, потому что тамнаши соотечественники, — ответил молодому ученому митрополитТихон. — Есть же пренебрежительноеотношение к родине, что, мол, тут тупые,отсталые люди, а там мы будем жить с элитой. На родину плевать — все равно,что на свою мать обижаться, что онагорбатая. Ее не выбирают». Такжевладыка кратко пересказал свой декабрьскийдоклад на Рождественскихчтениях в заксобрании. Он снова сказал, что многие «делают богом деньги»,а в среде молодежи пропагандируетсяуголовная субкультура: мат, тату, шансон.

Митрополита беспокоит, что школа —это основа атеистического воспитания,и мало учащихся выбирают «Основыправославной культуры».

«В учебникесветской этики, который издал Сорос, на первой странице написано, что добро и зло выбирает сам человек, — знает владыка. — Мы же обезоруживаем своихдетей. Это размывание нравственныхценностей. Ходорковского за что посадили?За то, что он выбрал, что бюджетные деньги— это добро.<…> Ребенок же не можетсам определить. Вы скажите ему, что зубыможно чистить, а можно — нет, и будетенаслаждаться его запахом».

Митрополитозаботился и влиянием «геополитическийконкурентов» на Россию. «Почему мы должны проводить индийские праздникикрасок, хэллоуины, дни святого Валентина.Никакого Валентина не существуетв природе. Это просто в США первыйоднополый брак был заключен в этотдень», — заявил владыка (День Святого Валентина, предположительно, получил название в честь одного из раннехристианских мучеников. Отмечается в Европе с позднего Средневековья — прим. Тайги. инфо).

«Естьже идеология, и мы должны что-топротивопоставить тем, кто на нас с такойзлобой обрушился, а вы сейчас простоподнимаете руки. Вы ведете такие разговорыи капитулируете: „Поеду там работать, а вы тут подыхайте все”», — ответил Тихон молодому ученому Костикову.

ПетрМаняхин