Истории вещей. Рассматриваем ленту актрисы Полины Стрепетовой из Бахрушинского музея

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — лента известной русской актрисы XIX века Полины Стрепетовой из коллекции Бахрушинского музея. Когда-то она украшала венок, вероятно подаренный артистке в честь блестящего исполнения роли Лизаветы в постановке «Горькая судьбина» Алексея Писемского в Александринском театре.

Белая муаровая лента интересна не только как предмет, принадлежавший актрисе: на ней изображена Полина Стрепетова в четырех разных ролях. Акварельные портреты выполнены рукой Ильи Репина — одного из главных русских художников-реалистов.

Четыре образа на ленте

Илья Репин любил театр, часто посещал постановки и знал главных актеров и актрис своего времени. Он высоко ценил талант Стрепетовой и ее манеру игры. В письме музыкальному критику Владимиру Стасову он отмечал: «Ермолова и Ильинская действительно прекрасные актрисы, но до Стрепетовой им далеко».

И. Репин. П.А. Стрепетова в различных ролях. 1878 год

В 1878 году он нарисовал свою любимую актрису в образах героинь из четырех разных пьес: Катерины и Груни из пьес Александра Островского «Гроза» и «Не так живи, как хочется», Тизбы из пьесы Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский» и Верочки из пьесы «Ребенок» Петра Боборыкина.

Спустя три года художник перенес три образа на ленту, а четвертый заменил — вместо Верочки он нарисовал актрису в образе Лизаветы из пьесы «Горькая судьбина». Тогда она заключила контракт с Александринским театром, и первая же роль там принесла ей невероятный успех.

Лента поступила в коллекцию Бахрушинского музея в 1957 году из частного собрания.

И. Репин. Портреты Полины Стрепетовой. 1881 год

Актриса-самородок

Полина (Пелагея) Стрепетова родилась в Нижнем Новгороде. Кем были ее родители — неизвестно. Ребенком ее подкинули на крыльцо дома театрального парикмахера Антипа Стрепетова, который удочерил малышку. Датой ее рождения считается тот день, когда она была найдена, — 4 октября 1850 года. Приемная мать девочки, Елизавета Стрепетова, была актрисой, и та уже в детстве решила, что тоже свяжет свою жизнь с театром.

Полина Стрепетова не училась в театральном училище, но в 15 лет уже дебютировала в рыбинском театре. Она исполнила роль Верочки из пьесы «Ребенок», а в следующем году — Софьи из «Перемелется — мука будет». Несмотря на сутулость и резкие черты лица, она сразу полюбилась публике своей актерской игрой.

В юности Стрепептова выступала во многих провинциальных театрах страны. В 1866-м она играла на самарской сцене. Этот сезон она потом вспоминала с особой теплотой:

«Это был (если не самый) все-таки лучший период моей артистической жизни. Много хороших ролей я переиграла в этот достопамятный сезон… Беспечально, привольно жилось мне в том году в Самаре. Казалось, я готова была позабыть, что на свете рядом со счастьем об руку гуляет горе…» — писала она в воспоминаниях.

В 1881 году Стрепетова поступила в труппу Александринского театра, куда ее не сразу хотели принимать. И там ей пришлось нелегко — актеры приняли ее враждебно, прима Мария Савина видела в ней главную свою соперницу. Полина Антипьевна исполняла роли героинь из простонародья, чем привлекала демократическую публику.

«Как природный талант, это явление редкое, феноменальное. Ее среда — женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос — простые, сильные страсти», — писал о ней Александр Островский.

Многие зрители видели в творчестве артистки связь с революционно-народническими идеями, которые были близки композиторам «Могучей кучки» и художникам-передвижникам, в том числе и Илье Репину.

«Живя в детстве и ранней юности у бедных людей, вращаясь между мелким мещанством и небогатым купечеством, я видела один грубый эгоизм и бессердечие…» — напишет она потом в своих воспоминаниях.

С годами из репертуара начали исчезать спектакли с лучшими ролями Стрепетовой. Проработав 10 лет на петербургской сцене, она уехала снова странствовать по провинции. Последние годы своей жизни она провела в Санкт-Петербурге и умерла в 1903 году именно в тот день, который считала днем своего рождения, — 4 октября.

Роль Лизаветы и портреты Репина

В 1881 году Илья Репин написал маслом портрет Стрепетовой в образе Лизаветы. Поэтому рисунок на ленте можно считать эскизом к этой работе.

Роль Лизаветы считается вершиной драматического искусства Полины Стрепетовой, манифестом ее сценического искусства. Она играет жену оброчного мужика, который вернулся с заработков из Петербурга. Пока его не было, Лизавета влюбилась в молодого помещика и родила от него ребенка.

И. Репин. Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881 год

На картине Стрепетова, обессиленная, полулежит в кресле, голова ее падает на плечо, рука безвольно покоится на коленях, во взгляде читается напряжение и безнадежность. Пуговица на сарафане расстегнулась, плечо оголилось, платок небрежно разметался. Все говорит о том, что женщина дошла до отчаяния.

Впервые эту роль Стрепетова исполнила в 1871 году в Казани. Она играла нервно и с полной самоотдачей. После спектакля она не раз лежала в беспамятстве за кулисами.

В последующие годы она перевоплощалась в Лизавету на сценах многих театров. Зрители рыдали в голос во время ее игры. Не мог удержать слез и писатель Иван Тургенев, когда впервые увидел Стрепетову в этой роли на гастролях в Петербурге в 1876 году.

«Это же сама действительность… действительность!.. Все говорят о школе. Какая это такая школа может дать то, что нам сегодня показали? Выучиться так играть нельзя. Так можно только переживать, имея в сердце искру Божию…» — писал он позже. (Цитируется по книге «Пелагея Стрепетова» Раисы Беньяш, 1967 год.)

В 1882 году Илья Репин напишет еще один портрет Стрепетовой. Всего за один сеанс, грубыми хаотичными мазками. На картине темные одежда и фон контрастируют со светом на лице. Взгляд напряжен, губы приоткрыты, как будто она что-то собирается сказать. На 12-й выставке передвижников портрет произвел фурор. Иван Крамской назвал его лучшей работой художника.

Оба портрета Стрепетовой хранятся в коллекции Третьяковской галереи.