Истории вещей. Рассматриваем золотой венок из коллекции Бахрушинского музея

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — лавровый венок из золота и серебра, который некогда украшал прическу одной из главных див оперной труппы Большого театра конца XIX века Екатерины Семеновой. Сегодня он хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Драгоценный подарок

В коллекции Алексея Бахрушина есть много золотых и серебряных лавровых венков с выгравированными дарственными надписями, преподнесенных видным деятелям культуры Российской империи. Такие венки было принято дарить по случаю знаменательной даты, юбилея выхода на сцену, исполнения какой-либо роли или ко дню рождения.

Лавровый венок со времен Античности был символом славы и победы. Лавровое дерево считалось символом Аполлона, бога — покровителя искусств. Венком из ветвей лавра награждали победителей Пифийских игр, спортивных и художественных соревнований, которые устраивались в Древней Греции в честь Аполлона.

По какому случаю свой ювелирный венок из золота и серебра получила Екатерина Семенова, остается загадкой. Известны лишь имена дарителей. Ими были дворяне, поклонники таланта певицы. На восьми листьях украшения выгравированы их фамилии — Кугушева, Андрущенко, Вадбольский, Офросимов, Трифановский, Паливанов, Каранчевский и Бранденбург.

Актриса с роскошным сопрано

Екатерина Александровна родилась в 1821 году. Обучалась пению в Петербургском театральном училище у итальянца Карло Соливы, чьими учениками были Константин Лядов и Николай Вителяро. Фредерик Шопен высоко ценил его вокально-педагогическую систему. В 20 лет Семенова дебютировала на сцене Петербургского оперного театра, а в 26 лет поступила в Большой театр в Москве.

Большой театр. Фото Н. Найденова. 1884 год

Современники отмечали выразительность ее голоса, красоту тембра и яркое сценическое дарование. Она обладала самым высоким, легким и подвижным женским певчим голосом — лирико-колоратурным сопрано. Обычно обладательницам такого голоса доставались образы молодых героинь. Семенова справлялась со всеми видами украшений (колоратур) в вокальных партиях, такими как, например, трели.

Екатерина Александровна исполняла партии Антониды в опере «Жизнь за царя», Надежды в «Аскольдовой могиле», Виолетты в «Травиате». Она выступала почти во всех московских постановках опер композитора и друга Пушкина Алексея Верстовского, создателя опер «Аскольдова могила», «Громобой», «Вадим».

Три лирических образа: Людмила, Эсмеральда и Наташа

Екатерина Семенова стала одной из первых исполнительниц партии Людмилы в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Опера по одноименной поэме Александра Пушкина была впервые представлена в 1842 году на сцене петербургского Большого (Каменного) театра.

Михаил Глинка приступил к созданию оперы уже после смерти поэта, поэтому за помощью в создании либретто он обратился к своим друзьям и знакомым: Валентину Ширкову, Нестору Кукольнику, Николаю Маркевичу и другим. Публика довольно холодно встретила постановку, многие критиковали небрежно составленное либретто.

Спустя четыре года постановку перенесли в московский Большой театр. Одной из первых партию Людмилы исполнила Семенова. Ария «Грустно мне, родитель дорогой» в ее исполнении неизменно заканчивалась овацией. Певице удалось создать особенный характер своей героини — прощаясь с отчим домом, ее Людмила одновременно серьезна и шаловлива.

В 1847 году Екатерина Семенова исполнила главную партию в опере Александра Даргомыжского «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В основу оперы легло либретто, которое написал сам Гюго для оперы своей подруги — композитора Луизы Бертен.

К. Маковский. Портрет А.С. Даргомыжского. 1869 год

Романтическая опера имела успех, на премьере композитора вызывали на сцену восемь раз, что стало прецедентом для Большого театра. Однако в отличие от оперы «Руслан и Людмила», интерес к которой со временем только рос, эта постановка была исключена из репертуара уже через год.

В 1856 году на сцене театра-цирка в Санкт-Петербурге состоялась премьера другой оперы Даргомыжского «Русалка» по сюжету неоконченного произведения Александра Пушкина. Сюжет не имеет ничего общего с известной сказкой Андерсена: русалка здесь становится символом не бескорыстной любви, а возмездия. Дочь мельника Наташа бросается от отчаяния в реку — ее возлюбленный, князь, оставил ее ради знатной невесты. Но даже на дне к ней не приходит покой. Утопленница просит маленькую русалочку своим пением заманить изменника в пучину.

Роль Наташи Семенова исполнила в 1859 году, когда оперу перенесли в Москву.

Высший свет холодно принял «Русалку», после 11 представлений оперу исключили из репертуара. Только в 1865 году ее возродили на сцене Мариинского театра, и тогда опера возымела успех и прочно вошла в репертуар. Сегодня «Русалка» является классическим образцом русского оперного искусства.

Возможно, за одну из этих трех ролей оперной диве и преподнесли в подарок золотой лавровый венок.