ИТ-систему скоростного погранконтроля в России не могут начать строить шесть лет. Огромные деньги лежат без дела

Автоматизированная система для скоростного погранконтроля,
которую в 2013 г. планировалось развернуть уже до конца 2018 г., не только не
создана до сих пор, но и не начаты ОКР в ее отношении, и даже пока не
запланированы. При том, что Росгранстрою деньги на нее выделены, а новый
крайний срок окончания работ — 31 декабря 2020 г.

АИС на границе нет ине предвидится

Как подсчитал CNews, в России уже почти шесть лет не предпринимается никаких действийпо созданию масштабной автоматизированной системы, предназначенной длясокращения времени прохождения контроля на границе страны, которая попервоначальным планам государства должна была запуститься к концу 2018 г. Выделенныена нее из бюджета деньги не расходуются, какие-либо работы на 2019 г. также незапланированы.

Это следует из сопоставления различных версий паспортовгоспрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности» и выводов Счетнойпалаты в отношении Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы(Росгранстрой) — структуры Минтранса, ответственной за создание системы.

Аудиторы проверили использования бюджетных средств,выделенных на развитие системы пунктов пропуска через госграницу в рамках соответствующейподпрограммы вышеупомянутой госпрограммы. Контрольное мероприятие охватилопериод 2016-2018 гг.

granitsa600_1.jpg

Информсистема для скоростного прохождения погранконтроля шесть лет не строилась, и на год вперед работ не запланировано

«Важным условием повышения эффективности деятельностипунктов пропуска является применение современных информационных технологий, —отмечает аудитор Счетной палаты ВалерийБогомолов. — Так, одним из ожидаемых результатов подпрограммы являетсясоздание автоматизированной системы пересечения границы. Однако она до сих порне создана. Опытно-конструкторская работа не проводилась и в плане НИОКР на2019 год не запланирована. Это влечет существенные риски недостижениярезультата подпрограммы по итогам ее реализации до 2020 года».

При этом анонимный собеседник CNews сообщил,что автоматизированная система для автомобильных пунктов пропуска уже ранеебыла спроектирована в рамках НИОКР Росграницы в 2014-2016 гг. По его словам, этасистема была создана, прошла испытания в Калининградской области, на автомобильномпункте пропуска «Чернышевское», но в феврале 2016 г. Росграницу ликвидировали,все передали в Минтранс «и благополучно похоронили». «Потом внесли изменения всоответствующее постановление Правительства», — добавляет он, не поясняя смыслэтой ремарки.

Сроки и деньги

Упоминая 2020 г. выше, аудитор подразумевал срок окончаниягоспрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности» в ее нынешнейредакции. Изначально программа была утверждена распоряжением ПравительстваРоссии от 18 марта 2013 г. № 378-р. И была рассчитана на срок до конца 2018 г.Создание упомянутой пограничной автоматизированной системы в ней упоминалосьуже тогда.

Позже программа несколько раз трансформировалась, сейчас онарассчитана на срок до 31 декабря 2020 г.

Сколько именно денег из бюджета выделяется на создание системы,из паспорта госпрограммы не ясно. Можно лишь отметить, что в целом наподпрограмму «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через госграницу РФдля осуществления внешнеэкономической деятельности» в 2018 г. былозарезервировано 3,35 млрд руб. В 2019 г. планируется потратить 3,36 млрд руб.,а в 2020 г. — почти 3,4 млрд руб.

Кроме создания системы, подпрограмма предусматривает обеспечениебесперебойного функционирования пунктов пропуска, закрытие неэффективных иоткрытие новых пунктов, обеспечение безопасности на внешних границах государств-членовЕАЭС в части противодействия незаконной внешней миграции, незаконному ввозу грузови т. д.

Что можетпредставлять собой система

С учетом того, что Росгранстрой еще не провелопытно-конструкторские работы в отношении будущей системы и даже не сформировална них техзадание, говорить о ее будущих параметрах явно преждевременно. Поопыту зарубежных стран можно лишь предполагать, что использующиеся в ней информационныебазы учета граждан и их автомобилей, а также оборудование быстрогораспознавания личности, объектов и документов существенно ускорят прохождениелюдей пограничного контроля.

Проблемы с системой «Мир»по линии Росгранстроя

«В 2018 году должна быть завершена работа по созданиюсистемы миграционного и регистрационного учета — ГС “МИР”, — также отметил наколлегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов. — Для этого в 2018 годуРосгранстрою были доведены дополнительные бюджетные ассигнования — 736,6 млнруб. Для реализации задачи Росгранстрой разместил извещения о проведении двухэлектронных аукционов на приобретение оборудования (360,3 млн руб.). Закупкаиных услуг планом-графиком закупочной деятельности Росгранстроем на 2018 год непредусмотрена».

Что будет дальше?

В Счетной палате заверяют, что представитель Росгранстроя наколлегии ведомства пообещал, что будет проведена инвентаризация поставленного инедопоставленного на границу оборудования. «Будут сделаны соответствующиевыводы, — цитирует надзорный орган слова первого замруководителя Росгранстроя Андрея Тулугоева. — На основе этихмероприятий мы будем определять дальнейшие действия.

Коллегия приняла решение направить представление — Росгранстрою,информационное письмо — Минтрансу, обращение — в Генеральную прокуратуру, атакже отчет в палаты Федерального Собрания.