Изменения в федеральном законодательстве дают толчок к развитию рыбоводства

12 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)». Комплексные изменения вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решающие ряд проблем, существующих в сфере товарного рыбоводства.

Изменения, внесенные в статьи 21 и 38 Лесного кодекса Российской Федерации, разрешают использование лесов для осуществления товарного рыбоводства, а также земель лесного фонда для размещения на них объектов, предназначенных для осуществления товарного рыбоводства. До вступления в силу данных изменений использование лесов для осуществления товарного рыбоводства и создание в лесах необходимой для этого инфраструктуры законодательством не допускалось.

Также внесены изменения в часть 1 статьи 78 и статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на решение проблемы использования водных объектов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарного рыбоводства в прудах. Установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе для целей ведения товарного рыбоводства, а сельскохозяйственная деятельность на прудах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется на основании имущественных прав на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. В соответствии с положениями Федерального закона в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления товарного рыбоводства в прудах. При этом собственнику земельного участка предоставлено право строить пруды, в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках, а право собственности на земельные участки, на которых до вступления в силу Федерального закона построены пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), сохраняется. 

Ранее все земли, занятые поверхностными водами, в силу положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, относились к землям водного фонда, образование земельных участков под которыми не осуществлялось. Данное обстоятельство препятствовало развитию товарного рыбоводства в прудах, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов фактически не имели законной возможности предоставить пруд, образованный водоподпорными сооружениями на водотоках, субъекту предпринимательской деятельности в целях осуществлениям им товарного рыбоводства. На этом основании ряд договоров о предоставлении в аренду в целях развития рыбоводства земельных участков, покрытых водной гладью, заключенных между администрациями муниципальных районов и хозяйствующими субъектами, был оспорен в судебном порядке органами прокуратуры. Кроме того, в силу отнесения указанных водных объектов к федеральной собственности, на них не допускалось ведение товарного рыбоводства без образования рыбоводных участков, что также делало фактически невозможным их использование представителями малого и среднего бизнеса в целях осуществления товарного рыбоводства. 

Реализация принятого Федерального закона позволит создать условия для активного развития рыбоводства.

12 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)». Комплексные изменения вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решающие ряд проблем, существующих в сфере товарного рыбоводства.

Изменения, внесенные в статьи 21 и 38 Лесного кодекса Российской Федерации, разрешают использование лесов для осуществления товарного рыбоводства, а также земель лесного фонда для размещения на них объектов, предназначенных для осуществления товарного рыбоводства. До вступления в силу данных изменений использование лесов для осуществления товарного рыбоводства и создание в лесах необходимой для этого инфраструктуры законодательством не допускалось.

Также внесены изменения в часть 1 статьи 78 и статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на решение проблемы использования водных объектов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарного рыбоводства в прудах. Установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе для целей ведения товарного рыбоводства, а сельскохозяйственная деятельность на прудах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется на основании имущественных прав на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. В соответствии с положениями Федерального закона в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления товарного рыбоводства в прудах. При этом собственнику земельного участка предоставлено право строить пруды, в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках, а право собственности на земельные участки, на которых до вступления в силу Федерального закона построены пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), сохраняется.

Ранее все земли, занятые поверхностными водами, в силу положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, относились к землям водного фонда, образование земельных участков под которыми не осуществлялось. Данное обстоятельство препятствовало развитию товарного рыбоводства в прудах, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов фактически не имели законной возможности предоставить пруд, образованный водоподпорными сооружениями на водотоках, субъекту предпринимательской деятельности в целях осуществлениям им товарного рыбоводства. На этом основании ряд договоров о предоставлении в аренду в целях развития рыбоводства земельных участков, покрытых водной гладью, заключенных между администрациями муниципальных районов и хозяйствующими субъектами, был оспорен в судебном порядке органами прокуратуры. Кроме того, в силу отнесения указанных водных объектов к федеральной собственности, на них не допускалось ведение товарного рыбоводства без образования рыбоводных участков, что также делало фактически невозможным их использование представителями малого и среднего бизнеса в целях осуществления товарного рыбоводства.

Реализация принятого Федерального закона позволит создать условия для активного развития рыбоводства.