Как будут выглядеть обучающие программы через 10 лет

Через 10 лет для обучения будет использоваться такая фантастическая смесь форм передачи информации, которую мы сейчас и представить себе не сможем: 30-модели, видеоконференции, целые виртуальные вселенные.

В ближайшем будущем из практики исчезнет понятие студента как человека, обучающегося в университете несколько лет, считает Сергей Мацоцкий, председатель правления и генеральный директор IBS — IT-компании с годовым оборотом около $0,5 млрд. Все мы станем вечными студентами и будем учиться до самой старости. Зато учиться можно будет одновременно в Пекине, Москве, Бостоне.

«Будущее образования — самая амбициозная тема XXI века, — уверен Мацоцкий. — То, каким оно будет, волнует правительство, компании, любое общество». В том, что система старого образования — не только советского и российского, но и традиционного европейского и американского — устарела, нет сомнений. Всем давно понятно, что многочасовые лекции в аудиториях не слишком эффективная форма образования. Что же ее заменит?

Учиться мы будем с раннего детства и до пенсии — прежде всего для того, чтобы преуспеть в жизни. Жизнь, экономика, бизнес меняются так быстро, что знаний, полученных в молодости, теперь будет всегда не хватать.

В будущем мы сами, а не учебная программа станем определять, какие предметы нам необходимы для успеха в жизни. Возможность учиться сразу по нескольким дисциплинам актуальна еще и потому, что все чаще компаниям требуются работники, разбирающиеся в нескольких областях. К примеру, по прогнозу министерства образования США, к 2010 г. из-за быстрого развития отрасли электронного здравоохранения стране потребуется по крайней мере 4 млн специалистов, имеющих диплом по медицине и одновременно владеющих навыками управления компьютерными системами.

Метауниверситет
Обучение станет не просто индивидуальным — оно больше не будет стеснено рамками одного факультета, курса или группы и даже границами одного университета или страны. Можно одновременно изучать аэронавтику в Массачусетском технологическом институте (MIT), силы поверхностного натяжения — в Университете Цинхуа (Пекин) и основы авиастроения — в Университете Ганновера. Зачатки будущей глобализации и отсутствие привязки студентов к конкретной территории можно наблюдать уже сейчас. Правительство Швеции, к примеру, несколько лет проводит национальный эксперимент: часть молодых людей после окончания школы получают так называемый национальный ваучер на образование, который открывает им одновременный доступ во все высшие учебные заведения этой страны.

Университеты станут использовать самые новые технологии связи. Через 10 лет для обучения будет применяться такая фантастическая смесь форм передачи информации, которую мы сейчас и представить не можем, считает гендиректор IBS. Через пять лет станут обыденностью видеоконференции, потом большую часть материалов перенесут в 3D-модели, ролики, целые виртуальные вселенные. Уже сейчас создаются огромные виртуальные библиотеки и базы знаний. Одна из самых известных — OpenCourseWare (0CW) того же Массачусетского института. Ещё в 2001 г. MIT открыл свободный доступ к своей базе данных лекций, научных работ и т. п. Руководители MIT честно предупреждают, что работа с этой базой не заменит обучения в институте, поскольку оно требует интерактивности и непосредственного общения между студентами и преподавателями. С другой стороны, 0CW дает возможность любому желающему познакомиться с новыми достижениями в самых разных областях человеческой мысли — экономике, истории, биологии и т.д. Сейчас 0CW не только пополняется исследованиями MIT, но и используется университетами всего мира. Все это дает основания почетному президенту MIT Чарльзу Весту говорить о создании на базе 0CW метауниверситета — учебного заведения, не имеющего географических границ.

Переход на личности
Наиболее востребованы окажутся утилитарные знания и навыки. «Все большему числу людей не нужны ученая степень или диплом о высшем образовании, — указано в отчете комиссии при Минобразования США. — Они хотят сделать карьеру и нуждаются в навыках, которых требуют работодатели. Вместо факта присутствия в стенах престижного университета теперь их больше волнует результат обучения».

Но как сами работодатели будут разбираться в компетенции нанимаемых работников, если у тех не будет привычных дипломов юристов или врачей, гарантирующих, что будущий специалист прослушал стандартный набор курсов? Красный диплом вовсе не гарантирует, что вы получите хорошего специалиста, считает Мацоцкий, а из того набора курсов, который человек выберет самостоятельно, сделать вывод о его интересах и стремлениях будет проще, чем из стандартного набора оценок. Работники перестанут быть винтиками в бизнес- процессах, превратившись в личностей с индивидуальным планом обучения.