Как «Ока»

Где, как не в СССР, было расти и крепнуть идее народных автомобилей? Компактные, простые – а значит дешевые машины идеально вписывались в парадигму всеобщего равенства. Но вот беда – настоящих серийных малолитражек в советской истории насчитывается ровно три: «Запорожец», еще один «Запорожец» и «Ока». Но их могло быть гораздо больше!

Дальше, увы, не сложилось: несмотря на дополнительный вентилятор, двигатель страдал от перегрева, а Ирбитский мотоциклетный завод, где планировали собирать по 20 тысяч «Белок» в год, оказался просто не готов к массовому производству сложного несущего кузова. Впрочем, как и вся советская промышленность. К тому же, на МЗМА, вдохновляясь Fiat 600 уже вовсю разрабатывали проект «Москвич-444», которому власти в итоге и отдали предпочтение. Что за «Москвич» такой? О, вы его отлично знаете: к 1959 году он превратился в «горбатый» ЗАЗ-965.