Как получить деньги на современный транспорт в Новосибирске: пособие для городских властей

В лучшем случае 10% депутатов в Новосибирске пользуется общественным транспортом. Будучи автомобилистами, они еще приложат руку к отбраковке выделенных полос и трамвайных путей, а потом начнут требовать вместо них дополнительных дорог и развязок. Алексей Мазур о перспективах программы развития транспорта.
© Анна Анищенко

17 Ноя 2017, 13:40В лучшем случае 10% депутатов в Новосибирске пользуется общественным транспортом. Будучи автомобилистами, они еще приложат руку к отбраковке выделенных полос и трамвайных путей, а потом начнут требовать вместо них дополнительных дорог и развязок. Алексей Мазур о перспективах программы развития транспорта.

ВНовосибирске взавершающую фазу входит принятие Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКР ТИ). Япопал врабочую группу сначала поразработке техзадания для этой программы, апотом ипоеепринятию.

Сейчас транспортной стратегии Новосибирска несуществует. Есть генеральный план, которому должны соответствовать все документы планирования. Новчасти транспорта онуже давно несоответствует ниреалиям, низдравому смыслу. Вчастности, там к2030 году предполагается 54 станции метро, 150многоуровневых развязок исотни километров магистралей непрерывного движения. Азатраты настроительство дорог уже должны превышать нынешние доходы городского бюджета.

Тоесть, вгенплане нарисована фантастика, аупор делается на«город для автомобилей». Оставшихсяже вживых пешеходов ипассажиров общественного транспорта предполагается загнать под землю, чтоб немешали застраивать территорию. Генплан нетолько нереалистичен, внем превалирует устаревшая транспортная идеология начала исередины XXвека.

Ксожалению, адепты этой идеологии досих пор широко представлены введомствах, отвечающих заархитектуру, строительство иразвитие транспорта как вНовосибирске, так ивобластном правительстве.

В техзадание для ПКР ТИ была внедрена несколько другая идеология. Разработчикам предлагалось «прорезать» Новосибирск сетью обособленных транспортных коридоров для магистральных маршрутов общественного транспорта. Это могут быть метро, трамвай, движущийся обособленно от пробок, городская электричка, автобусы по выделенным линиям.

137315 «Будем вводить безкондукторную систему»

Наличие сети таких магистральных маршрутов позволит жителям агломерации пересекать Новосибирск наобщественном транспорте, минуя пробки. Тоесть, маршрут отспального микрорайона достанции метро займет полчаса вместо нынешних полутора.

Впринципе, разработчики эту задачу выполнили. Предполагается, что к2030 году 84% жителей Новосибирска будут жить вшаговой доступности отближайшей остановки магистрального маршрута. Это, вчастности, приведет ктому, что пятая часть автомобилистов пересядет наобщественный транспорт. Тем самым разгрузятся идороги.

Нодальше начались согласования. Происходят они так собираются люди (финансисты, архитекторы, юристы) иначинают коллективно обсуждать, что изпрограммы будем реализовать, ачто выкинем. Большинство изних программу нечитали, ее идеологию непонимают, атоивовсе являются адептами «города для автомобилей».

Выглядит это так: «Авот выделенка потакой-то дороге, кому она нужна? Тамже поворотов полно. Убираем». Аэта выделенка, быть может, является частью магистрального маршрута. Уберешь ее идесятки тысяч жителей какого-то микрорайона встанут впробках ибудут терять почасу своего времени каждый день.

Итак галопом помероприятиям, запять секунд «мудрецы» решают, что реализовывать, ачто ненадо.

Любопытно, что наэтапе составления техзадания, когда инужно было обсуждать, как развивать Новосибирск вчасти транспорта, эти люди наобсуждениях отсутствовали. Разработка ПКР ТИначалась потому, что ееналичие вмуниципалитете было условием выделения денег напрограмму БКД («Безопасные икачественные дороги»). Конкурс проводили весной, лето пролетело незаметно, итолько вконце октября появились конкретные предложения, что делать.

Сейчас яслышу вкулуарах упреки вадрес «Гипрогора» (этот институт выиграл конкурс наразработку программы), что работа выполнена «спустя рукава». Новсеже явижу, что разработчики понимают, что идля чего они делают, вотличие отбольшинства критиков. Идаже если проект ПКР ТИнеидеален исодержит огрехи, онгораздо лучше того бардака втранспортном планировании, который присутствует наданный момент.

Но следующий этап — это подключение к обсуждению горсовета. Среди наших депутатов пользователей общественного транспорта, наверное, процентов 10. В лучшем случае. Они не были вовлечены в разработку и обсуждения ПКР ТИ. На рабочих совещаниях не было ни одного депутата. С одной стороны, это показатель недопустимо низкого взаимодействия мэрии с депутатским корпусом, а с другой — недопустимо низкой степени контроля депутатов за работой чиновников.

Дальше ожидается примерно следующее. Депутаты, будучи автомобилистами, еще приложат руки квыкидыванию выделенных полос итрамвайных путей изпрограммы. Атакже начнут требовать вместо них дополнительных дорог иразвязок. Самый яркий пример, наверное, вот: что тянуть до Родников — Красный проспект или трамвай? С точки зрения транспортной логики вопроса нет: трамвай может вывезти от 10 до 30 тыс. человек в час (в зависимости от наличия и качества подвижного состава), а Красный проспект в четырехполосном исполнении — 2–3 тыс. человек в час. В случае выделенной полосы — до 6–10 тыс. человек.

Выскажу свои соображения внадежде, что хотябы часть депутатов ичиновников мэрии кним прислушается.

1. Якатегорически против «выкидывания» изПКР ТИвыделенных полос итрамвайных путей. Если такое «выкидывание» ипроисходит, нужно отчетливо представлять, что предлагается взамен жителям тех микрорайонов, которые должны были выезжать поэтому транспортному коридору.

115652 «виноват трамвай, потому что не везет»

2. Главный «гешефт», который получает каждый депутат, состоит невтом, сколько дорог построится именно наего округе, автом, насколько сократится время впути доработы (или доцентра) для его избирателей. Эту величину разработчики ПКР ТИмогут предоставить каждому депутату. И зависит она не от числа дорог на округе, а от «расшивания» узких мест по дороге в центр.

3. Выкидывание изПКР ТИобособленных линий итрамвайных путей обрекает жителей соответствующих микрорайонов надальнейшие мучения впробках. Инициаторы такого редактирования должны понимать, что это будут пробки ихимени.

4. Сумма, которая требуется навыполнение ПКР ТИ, оценивается в133млрд рублей (восновном варианте). При нынешнем состоянии бюджета это тоже кажется фантастикой. Ноесли мысуммируем тесредства, которые тратились впоследнее время надорожное строительство, наБугринский мост, нанедоразвязку наЮжной площади, сколько предполагается потратить начетвертый мост, топоймем, что цифры нетак ужфантастичны. И вотважный моментсущественную долю финансирования могут взять насебя региональный ифедеральный бюджеты.

5. Что касается федерального бюджета. Если Новосибирск придет просить деньги наочередную магистраль или развязку, онвстанет вочередь вместе сеще 70 регионами. Если будет предложено профинансировать современную систему общественного транспорта, которая быстро даст значимый социальный эффект, вероятность получения финансирования резко повышается. Пока что такую систему делает только Москва, остальные регионы раскачиваются. Имыже понимаем, что федеральные тренды задает Москва, анегенплан Новосибирска.

6. Вкулуарах, опятьже, говорили, что транспортная схема агломерации «тянет» на600млрд. Боюсь, что там «Генплан-2».

Алексей Мазур