Как пройти техосмотр по новым правилам

Авто Mail.ru изучил новые правила техосмотра и разбирается, реально ли будет пройти его честно

Шумиха по поводу новых правил прохождения техосмотра понемногу стихает. Отчасти потому, что правительство отложило реформу, продлив сроки действия имеющихся диагностических карт на полгода, но и во многом из-за того, что новый порядок оказался не таким уж и сложным. Но есть и те, кто опасается, что пройти техосмотр законным путем будет непросто. Так ли это?

Опасение первое: пункты техосмотра не готовы

Многие пункты техосмотра не смогли подключиться к системе ЕАИСТО, которую администрирует МВД России. Из-за этого в первые дни марта операторы техосмотра просто разворачивали клиентов на пороге. Впрочем, многие пункты проблем не испытали, а подвисание системы было связано с валом попыток оформить диагностическую карту по старой схеме, то есть без автомобиля. Сейчас система работает штатно.

Вторая проблема — недостаточная квалификация контролеров пунктов осмотра, которые вдруг начали выдвигать несуществующие условия. Пожалуй, самое показательное из них — требование установить брызговики на все четыре колеса якобы из-за того, что это предусмотрел изготовитель. На самом деле подавляющее большинство современных легковых автомобилей сертифицированы без брызговиков (их функцию выполняют кузовные элементы), а наличие кронштейнов или крепежных элементов всего лишь дает возможность установить их как дополнительное оборудование по желанию владельца.

Опасение второе: из-за незначительных недочетов не выдадут диагностическую карту

Еще одна проблема — объективное несоответствие технического состояния машины установленным требованиям. Тот факт, что автомобиль «дилерский», то есть проходящий обслуживание в сертифицированном автопроизводителем предприятии по корпоративным стандартам, на самом деле ничего не гарантирует.

Во-первых, дилеры сами далеко не идеальны, о чем можно судить по валу гневных сообщений на всевозможных автофорумах, а во-вторых, автомобиль — очень сложное техническое устройство, поэтому вероятность отказа той или иной системы довольно велика.

Иными словами, если после прохождения обслуживания вы уехали на полностью исправной машине, это не означает, что она останется таковой через какое-то время. Тормозные механизмы имеют обыкновение изнашиваться, настройки фар сбиваются, герметичность гидравлических систем нарушается.

Прибавим к этому многие доработки и усовершенствования, которые кажутся самому автовладельцу безобидными, но по формальным основаниям приводят к отказу в выдаче диагностической карты. Ну вот хотя бы та же пресловутая прозрачная бронирующая пленка на фарах. Ее использование прямо запрещено действующими нормативами! Аналогичным образом выяснилось, что и другие привычные вещи (нештатные размеры колес и шин, крепления смартфонов и видеорегистраторов в поле обзора через ветровое стекло и прочее) тоже противозаконны. Коррозия опасна не только для маркировки номерных агрегатов (придется за свой счет проводить экспертизу, менять узлы или маркировку, обращаться в ГИБДД), но и для силовых элементов кузова — лонжеронов и рамы. Техосмотр не пройдешь!

Эти, в общем-то нехитрые и вполне объяснимые с точки зрения здравого смысла требования существовали всегда, но за годы фактического отсутствия техосмотра мы о них просто-напросто забыли.
Опасение третье: кому надо или не надо проходить техосмотр

Что потребуется, чтобы без проблем пройти техосмотр по новым правилам? Для начала разберемся, кому надо ехать на осмотр, а кому можно еще повременить. Речь про обычные легковые автомобили.

Согласно 15 статье закона о техосмотре (№ 170-ФЗ от 1 июля 2011 года), в отношении легковых автомобилей «не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год выпуска».

Это означает, что в 2021 году на первый техосмотр должны приехать автомобили, выпущенные в 2017 году. Далее проверку техсостояния придется проходить каждый два года до тех пор, пока машине не стукнет 10 лет. И только после «юбилея» осмотр станет ежегодным.

Точный срок осмотра не конкретизирован, но каждый автовладелец в состоянии определить его самостоятельно с учетом того, что оформить диагностическую карту нужно до заключения нового договора ОСАГО.

Езда без страховки, напомним, чревата штрафом в размере 800 рублей. Причем не за горами время, когда штраф будет приходить с камер — об этом давно договариваются страховщики с Министерством внутренних дел и, видимо, скоро договорятся. Самостоятельный же штраф за управление машиной без диагностической карты начнет действовать только через год. Сумма более внушительная — 2000 рублей.

Пока в ЕАИСТО не появятся сведения об успешном прохождении техосмотра, владелец не сможет получить новый полис ОСАГО.

Каких-либо новых требований к техническому состоянию автомобиля не появилось. Он по-прежнему должен соответствовать положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Точный перечень контролируемых параметров можно найти в приложении № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным правительственным постановлением 15 сентября 2020 года за номером 1434.