Как ведьмы на метле. Женские батальоны СССР

Журнал Stern опубликовал статью «Ночные ведьмы Сталина», посвященную бомбардировочным авиационным частям СССР, состоящим из одних женщин.

Как ведьмы на метле. Женские батальоны СССР

Символично, что материал появился в немецком издании. 80 с лишним лет назад германские военные изрядно натерпелись от «ночных ведьм» — так называли героических советских летчиц.

«Их девиз: «Гордись, ты женщина!» Каждую ночь молодые женщины садились в свои устаревшие бипланы, чтобы бомбить немцев. Они сражались без парашютов, чтобы не попасть в руки нацистов», — пишет Stern.

Необходимое пояснение. Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу Народного комиссариата обороны «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной армии». Это было доверено Герою Советского Союза Марине Расковой. Она прославилась тем, что в 1938 году вместе с Валентиной Гризодубовой и на самолете АНТ-37 «Родина» совершила сложнейший беспосадочный перелет – Дальний Восток (село Керби).
Возвращение трех женщин в Москву было триумфальным. На вокзале, куда прибыл поезд с героинями неба, состоялся митинг с нескончаемыми ликующими возгласами. «Раскрыв объятья, / ждет страна любимых дочерей», — писал . Еще больше восхищался ими Василий Лебедев-Кумач: «В какой стране есть дочери такие? / Какой народ видал таких орлиц, / чьим крыльям покоряются стихии, / чье мужество не ведает границ?».

Женщин торжественно провезли по Москве в открытом лимузине. На всем пути следования их приветствовали и засыпали цветами тысячи людей. Они были представлены Сталину. Увидев вождя, Раскова от волнения разрыдалась. Он посадил ее рядом, стал успокаивать, отечески гладя по голове

Во время Великой Отечественной войны были сформированы три женские части: 586-й истребительный полк на самолетах «Як», 587-й авиационный полк на двухмоторных пикирующих бомбардировщиках и 588-й ночной авиационный полк.

«588-му полку достались самые старые и непригодные машины, и все же «ночные ведьмы» стали самым известным женским полком — пишет журналист Гернот Крамер. — Ночью они атаковали на бипланах немецкие позиции. Немцы быстро узнали, что на самолетах, которые сбрасывали на них бомбы, были женщины. Они прозвали их «ночными ведьмами», а затем это прозвище переняли русские. При подлете к цели женщины выключали гудящие двигатели своих старых самолетов, чтобы бесшумно парить в воздухе. Когда они пролетали над позицией, немцы слышали лишь свистящий шум, как будто по небу проносилась ведьма на метле».

Самолеты По-2, на которых в основном летали молодые советские женщины, были немногим совершеннее тех, на которых воевали летчики в Первой мировой войне. Машины начали выпускать в 1928 году, и они были очень медленными – их максимальная скорость была 120 километров в час. И, конечно, пилоты, которыми ими управляли, очень сильно рисковали. Как уже было сказано, женщины летали без парашютов, и потому у них не было шансов спастись, когда в самолет попадал снаряд. Таких случаев, увы, было немало.

«У допотопных самолетов не было оборонительного вооружения и радиоприборов, — пишет журналист Stern. — Навигация осуществлялась с помощью секундомеров и по морям, рекам и лесам. По наземным ориентирам, которые можно было различить в темноте ночи». Необходимое уточнение. Пулеметы на «женских» самолетах появились только в 1944 году. До этого летчицы были вооружены лишь символически — пистолетами ТТ.

Автор статьи ограничивается констатацией фактов, но он, вероятно, поражен тем, что узнал, возможно, недавно. Люди, о которых он повествует, шли почти на верную смерть, но делали это деловито, без эмоций, не думая о последствиях. Главным для женщин было — выполнение долга перед страной.

«Полет продолжался около часа – достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой, – вспоминала орденоносная летчица Евгения Радкевич. – За одну летнюю ночь мы успевали сделать 5-6 боевых вылетов, зимой 10-12 (перерывы между полетами составляли 10 минут. – В.Б.). Работать приходилось в кинжальных лучах немецких прожекторов, при сильном артобстреле».

Управление старых самолетов было сдвоенным – и пилотом, и штурманом. Бывали случаи, когда штурманы приводили машину на свой аэродром после гибели пилота.

«Основательница полков Марина Раскова разбилась во время перегона самолета Пе-2 к своему подразделению и скончалась спустя несколько дней, – пишет немецкое издание. — Ценность воевавших женщин для Советского Союза можно понять по их могилам. Раскова похоронена у Кремлевской стены».

«Фактический ущерб, который наносили бомбардировщики, был незначительным, — считает Гернот Крамер. – Бомбовая нагрузка была слишком мала. И, наконец, бомбы сбрасывались вслепую, ночью, хотя и с небольшой высоты. Тем не менее постоянное присутствие вражеских самолетов над немецкими позициями подрывало боевой дух немецких войск».

P.S. Немецкие женщины тоже воевали в воздухе. Причем о них стало известно уже в первые часы Великой Отечественной. Утром 22 июня 1941 года командир эскадрильи 87-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.А. Михайлюк на истребителе И-16 атаковал немецкий самолет, идентифицированный как Dо-215. Ему удалось подбить вражескую машину, которая произвела вынужденную посадку в районе Теребовля. Экипаж был взят в плен. Как писал в своей книге «По целям ближним и дальним» бывший командующий ВВС 6-й армии генерал Николай Скрипко, «командиром экипажа оказалась молодая немка».

Были и другие свидетельства. Так, бывший главный маршал авиации СССР в книге «Дальняя бомбардировочная» писал: «Как-то в сбитом германском бомбардировщике была обнаружена голубоглазая девушка в форме военного летчика. Когда ее спросили, как это она, женщина, могла решиться бомбить мирные города, уничтожать беззащитных женщин и детей, она ответила: « нуждается в пространстве, но ей не нужны люди на этих землях ».

Это был пример жестокой и циничной фанатички Третьего рейха. Конечно, она не героиня, а просто воздушная разбойница. Такие тоже встречались в нашем небе