Как власти пытались отрегулировать критическую инфраструктуру интернета

Прежнее руководство
Минкомсвязи во главе с Николаем Никифоровым пыталось отрегулировать критическую
инфраструктуры интернета: был подготовлен соответствующий законопроект и
проведена частичная национализация доменного регулятора — КЦ. Сейчас эксперты
советует новому руководству министерства быть осторожным в данных вопросах.

Отключение России от интернета

Санкционная война с Западом, которая началась в 2014г., заставила власти задуматься о безопасности критической инфраструктурыинтернета. В том же году Совет Безопасности провел учения, касающиеся проверки возможностиотключения России от интернета, которые выявили уязвимость российского сегментаглобальной сети.

После этого Минкомсвязи начало подготовкузаконопроекта «О критической инфраструктуре интернета». Документ предполагаетсоздание информационной системы (ИС) «Интернет», в которой будет содержатьсяинформация об элементах критической инфраструктуры: доменных зонах .Ru и.РФ, трансграничных магистральных каналах, точках обмена интернет-трафиком (IX)и автономных сетях (организациях, обладающих собственным пулом IP-адресов).

По мере разработки законопроекта аппетиты регулятора росли.Во второй версии документа Минкомсвязи предлагало обязать интернет-провайдеров пропускатьтрафик только через IX, внесенные в ИС «Интернет». Впоследствии появиласьидея запретить иностранныминвесторам владеть долями размером более чем 20% в IX.

minkomsvyazi500.jpg

Критическая инфраструктура интернета будет сложной тематикой регулирования для новой команды Минкомсвязи

Ответственным за разработку документа был замминистрасвязи Алексей Соколов. Законопроектпока еще не утвержден. Но в программе «Цифровая экономика» уже заложеновыделение из федерального бюджета 2,1 млрд руб. на создание ИС «Интернет». Этимпроектом займется «Ростелеком».

Борьбаза доменные зоны .Ru и.РФ

Особняком стоит вопрос о судьбе доменных зон Рунета.Сейчас их регулятором является автономная некоммерческая организация (АНО)«Координационный центр национального домена сети интернет» (КЦ). Между тем,существует давняя идея передать доменные зоны под контроль государства или,например, «Ростелекома».

До 2015 г. основные решения в КЦ, включая назначениедиректора, принимал совет организации. При этом членов совета выбирал самсовет, в связи с чем организация де-факто была под контролем ее директора Андрея Колесникова.

Летом 2015 г. все поменялось: к тому моменту вГражданский кодекс были внесены изменения, позволившие учредителям АНО влиятьна управление. В итоге четыре учредителя КЦ — Российское НИИ развитияобщественных сетей (РосНИИРос), Региональный общественный центринтернет-технологий (РОЦИТ), Союз операторов интернета (СОИ) и Ассоциация документальнойэлектросвязи (АДЭ) — поменяли устав организации, предоставив самим себе право приниматьнаиболее важные решения.

Колесников недолго попытался сопротивляться, но витоге согласился покинуть свой пост. Его кресло занял Андрей Воробьев, до того момента работавший директором по связям собщественностью Института развития интернета (ИРИ). ИРИ был создан Германом Клименко, который с начала2016 г. до середины 2018 г. занимал пост советника Президента России поинтернету.

Далее в состав учредителей КЦ вошли ИРИ и государствов лице Минкомсвязи. Таким образом, влияние государства на КЦ повысилось. Тем неменее, дискуссии о необходимости национализации КЦ не прекратились. Инициаторомтакого рода обсуждений считался замминистра связи Алексей Соколов.

Частично национализация КЦ все-таки произошло. Доначала 2018 г. функции технического администратора доменных зон .Ru, .РФ и .Suвыполняла «дочка» КЦ — АО «Технический центр интернета» (ТЦИ). Затем этифункции были переданы новой организации со схожим названием — ООО ТЦИ, котораяподконтрольна «Ростелекому».

Новое ТЦИ уже неподконтрольно КЦ. Формально ТЦИзанимается только техническими вопросами. Однако, как убедился корреспондентCNews в кулуарах прошедшей в Юрмале (Латвия) конференции TLDCON-2018, дажесами руководители ТЦИ и КЦ до конца не понимают специфику разграниченияответственности между ними. Тем более остается не понятным, ограничится ли этимжелание государства участвовать в управлении доменной зоной.

Чего ждатьот нового руководства Минкомсвязи

В случае с критической инфраструктурой интернетановому руководству Минкомсвязи стоит избегать чрезмерного регулирования.Существующая архитектура интернета как глобальной сети такова, что трафик можетходить различными путями во избежание сбоев. Если же попытаться искусственноограничить пути передачи трафика определенным числом IX, степень уязвимостироссийского интернета только вырастет. Тем более не понятно, с какой цельюпредлагается ограничить долю иностранного владения в IX.

Осторожность нужна и в вопросах регулирования работыдоменных зон. Зоны .Ru и.РФ находятся в глобальной конкуренции с глобальными доменными зонами и зонамидругих государств. Существующий регулятор — КЦ — понимает спецификуданных процессов. Передача же российских доменных зон под контрольгосударственных структур или, например, «Ростелекома», может негативносказаться на их развитии и привести к оттоку пользователей.

Мненияэкспертов

Директор КЦ Андрей Воробьев напоминает, что адресноепространство интернета едино, а потому управление российскими национальнымидоменами невозможно без учета процессов, происходящих во всех остальных частяхглобальной сети. «Для этого необходимо работать над более широкойпредставленностью России на общемировых площадках, в международных ирегиональных организациях, и принимать зарубежных экспертов у себя в стране,участвовать в обсуждении различных политик в области регулированиявзаимоотношений игроков отрасли, обмениваться лучшими практиками, — отмечаетВоробьев. — Роль Минкомсвязи очень важна — именно оно создает основныенаправления работы, которые потом реализуются на местах представителямипрофильных организаций».

Со своей стороны, гендиректор Института исследованияпроблем интернета Карен Казарянсчитает, что в вопросах регулирования критической инфраструктуры интернетаглавное — не испортить отлаженные механизмы. «Организации, деятельность которыхоснована на учете мнений всех заинтересованных сторон и саморегулировании, досих пор отлично справлялись с развитием национального сегмента интернета», —говорит Казарян.

В то же время Казарян напоминает о происходящем сейчаспроцессе подготовки к вступлению в силу уже принятого закона «О критическойинфраструктуре», разработанного ФСБ и предполагающего подключение организаций,работающих в критически важных сегментах, к центру противодействия кибер-атакамГосСОПКА. «Хотя формально Минкомсвязи не является регулятором в этой области,именно профильное министерство могло бы организовать содействие и помочь массебизнесов, которые никогда не взаимодействовали до этого с ФСТЭК и ФСБ,разобраться в хитросплетениях нормативных актов», — добавляет Казарян.