Как выстраивается иерархия мест в open space

13.06.2017

Коммунальный офис: как выстраивается иерархия мест в open space

мест в open space

Массовое переселение сотрудников московских офисов в open space, наблюдавшееся в течение последних нескольких лет, уже не считается чем-то оригинальным. Подобные решения стали реакцией компаний на нестабильную экономическую обстановку, вынудившую бизнес сокращать расходы на офисы и принимать меры для увеличения эффективности персонала. Стоит отметить, что традиции российского подхода к организации рабочего пространства оказали значительное влияние на этот процесс.

Несмотря на приоритетное положение open space и принятый в качестве лейтмотива режим экономии, компании сохранили естественные потребности в разноформатных рабочих местах, отличающихся друг от друга площадью, приватностью и наличием систем хранения. Вместе с тем сокращение личного пространства в открытой части офиса сформировало устойчивый спрос на дополнительные площади комфорта — то есть помещения для работы, требующей концентрации, проведения мозговых штурмов, телефонных переговоров.

При разработке требований к новому офису компании все чаще отказываются от концепции, предусматривающей помещения для индивидуальной работы, в пользу единого открытого рабочего пространства. Такой принцип становится все более популярным и в ряде случаев создает новые причудливые форматы офисных корпоративных интерьеров.

Если офисы пяти-семилетней давности можно сравнить с гостиницами, где в каждом номере присутствуют все удобства, то современные офисы больше похожи на хостелы, где за человеком закреплено лишь спальное место, тогда как остальная инфраструктура общественная.

Кабинеты в open space

Инициаторами интеграции кабинетов в open space являются международные компании, которые экспериментировали с офисными концепциями: оставляли кабинеты прерогативой топ-менеджмента, лишали помещения дверей, выделяли их стеклянными перегородками и так далее.

На сегодняшний день подобная практика перенята большей частью арендаторов, которые стали активно адаптировать западный подход к рассадке персонала к российским реалиям. Однако одной из ключевых задач, которую выполняла кабинетная система в российских компаниях, — эффективная иерархия персонала — была недоступна для open space в классическом формате. В итоге многие компании пошли нестандартным путем — перенесли принцип кабинетной системы в open space, что привело к появлению нескольких уровней рабочих мест в открытых рабочих зонах, отличающихся по площади в несколько раз.

Статистические данные планировок офисных помещений, построенных за последние два года, свидетельствуют о том, что более половины новых офисов предусматривает иерархию в open space. Площадь рабочих мест в таких офисах варьируется от 3,5 до 25 кв. м.

Иерархия мест в open space

15–25 кв. м Угловая часть помещения рядом с панорамным остеклением, высокий уровень естественного освещения, красивый вид из окна Топ-менеджмент
8–20 кв. м Рядом с панорамным остеклением, высокий уровень естественного освещения, красивый вид из окна Руководители отделов
4,5–10 кв. м Центральная часть зоны open space, средний уровень естественного освещения Менеджеры
4–5 кв. м Выделенная часть зоны open space, искусственное освещение Сотрудники call-центров
3–4 кв. м Временное рабочее место в любой рабочей части зоны open space СтажерыТаблица Pridex

Негласная классификация рабочих мест в open space выделяет наиболее престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, здесь располагаются места топ-менеджеров. Они обосабливаются мебельными группами, системами хранения и акустическими ширмами. В ряде случаев подобное рабочее место обустраивается отдельным управлением системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием от которого является отсутствие стен.

Менее престижные рабочие места можно разделить на несколько форматов. Для руководителей отделов и ключевых сотрудников выделяются около 10–20 кв. м с расположением у окон и высоким уровнем естественного освещения. Принцип рассадки сотрудников учитывает их статус и интенсивность взаимодействия с другими отделами. Большинство линейных менеджеров находятся в равных условиях. Их рабочие места площадью 6–12 кв. м, как правило, размещаются в центре зоны open space или по периметру помещения. Самые непопулярные рабочие места у проходов или в хот-десках отдаются временным сотрудникам компании или стажерам.

Переговорные и рекреация

Вместе с кабинетами в open space приходят и общественные зоны, тем самым компенсируя сотрудникам дефицит личного пространства. Кадровая политика компаний, направленная на повышение эффективности труда, исходит из того, что все типы производственных совещаний, планерок и любых контактов с коллегами должны происходить непосредственно в рабочей зоне рядом с рабочим местом. В связи с этим в open space начали активно встраивать небольшие полуобособленные зоны для переговоров и отдыха.

Рациональный принцип использования площади офиса задействует также и неэффективные помещения — различные уголки и проходы, которые ранее не имели функционала, обустраиваются в качестве мини-переговорных или комнат для общения по телефону. Также используется пространство между рядами рабочих мест, что делает open space более комфортным и повышает уровень коммуникации между сотрудниками из разных отделов.

Благодаря интеграции общественных зон в open space снижается загруженность классических переговорных — многие вопросы, требующие коллегиального обсуждения, решаются в open space. За счет этого динамика бронирования переговорных падает, что позволяет сократить их долю в офисном интерьере в пользу локальной инфраструктуры, которая более востребована и обходится компаниям дешевле.

Зоны, отведенные под рекреацию, представлены в виде разноформатных площадок для индивидуальной работы или неформального общения. Это могут быть разнообразные мягкие группы: кресла, пуфики, диваны и кушетки; звукоизолированные будки для телефонных разговоров; беседки; стилизованные кофе-поинты, порой больше напоминающие стрит-ретейл, нежели функционирующий офис.

Офис — гибкая среда, динамично реагирующая на экономический фон, ситуацию на рынке недвижимости и труда, развитие IT-индустрии и тенденции моды, но в то же время испытывающая серьезное влияние со стороны традиций организации бизнеса. Российские компании все чаще используют международный опыт и выбирают офисы с открытыми рабочими зонами, но при этом сохраняют ярко выраженный российский характер со свойственной ему твердостью и оригинальным подходом.

Сергей Кудрявцев управляющий партнер Pridex
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Источник: «РБК-Недвижимость»