Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего — компании нового поколения»

Проект «Профессионалы будущего – компании нового поколения» – комплексная модернизация подготовки внешнего кадрового резерва для предприятий логистики, переработки и сбыта в формате «Школа-ВУЗ-Предприятие». Эта инновация реализуется в рамках стратегии управления человеческим капиталом сложного, быстро растущего и диверсифицированного бизнеса в совершенно разных регионах деятельности, где контекст рынка труда отличается до неузнаваемости.

Реализация профориентационного проекта «Школа-ССУЗ/ВУЗ – Предприятие» претендует на победу в номинации Be cool бизнес-премии WOW!HR 2021.
Кейс представляют Олег Шайтан, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и , руководитель программ развития стратегических, кроссфункциональных и метакомпетенций «Газпром нефти».

Цели и задачи проекта

Проект предполагает обновление форматов профориентационных и образовательных мероприятий и создание инновационной учебной инфраструктуры.

Конечной целью проекта является трудоустройство выпускников профильных учебных заведений на сложнейшие инновационные объекты «Газпром нефти» с последующим профессиональным и карьерным ростом внутри компании.

Предпосылки создания проекта

Толчком к разработке проекта послужили утвержденная стратегия компании:

Открытие новых бизнес-направлений и дальнейшая диверсификация деятельности компании;

Модернизация бизнеса за счет строительства инновационных технологических объектов: комплекс «Евро+» (), комплекс глубокой переработки нефти (), расширение зарубежной деятельности компании в аэропортах по всему миру, внедрение цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн для оплаты авиазаправок и другие проекты.

Всё это требует подготовки специалистов с широким спектром не только профессиональных, а также лидерских, кросс-функциональных и мета компетенций.

Сопутствующими факторами стали демографическая и ситуация на рынке труда в регионах деятельности компании, где за последний период отмечается отток работоспособного населения, особенно среди начинающих специалистов.

В московском регионе ситуация обратная: рынок труда перенасыщен и представлено много крупных международных компаний, что также накладывает отпечаток на подготовку профессионалов для ключевого актива в столице.

В рамках масштабной трансформации, запущенной в компании, для достижения глобальных и амбициозных целей с учетом описанной проблематики мы определили, что нам необходимо быть гибкими и предлагать уникальные кастомизированные решения.

Основными задачами проекта стали:

Создание эффективной системы подготовки профессионалов в профильных учебных заведениях системы СПО/ВПО за счет внедрения новых профилей выпускников;

Создание работающей модели трудоустройства выпускников, их последующей адаптации, профессионального и карьерного роста на передовых объектах отрасли;

Мы постоянно находимся на связи не только с нашими отраслевыми коллегами – компаниями , , и другими, но и изучаем лучшие практики таких инновационных лидеров как , , Биокад, Школа 21 и другие. Сформированы устойчивые партнерские связи, которые позволяют нам внедрять лучшие практики друг друга.

Среди множества ноу-хау можно отметить ключевые:

Первая за Уралом базовая кафедра – ключевой элемент образовательной программы Омского нефтеперерабатывающего завода совместно с министерством образования Омской области на базе ОмГТУ, базовая кафедра в для подготовки специалистов в области авиатопливообеспечения.

Этапы реализации

Процесс интеграции проекта сложно заключить во временные рамки – это постоянное взаимодействие компании и ее образовательных партнеров для формирования долгосрочного сотрудничества.

Внедрение проекта можно разделить на 4 главные составляющие:

Создание соответствующей инфраструктуры (ремонт и оснащение школьных кабинетов, открытие мультидисциплинарных лабораторий, учебных полигонов, тренажеров, научно-исследовательского центра). Например, Омским НПЗ на базе всех школ-партнеров были оборудованы кабинеты физики и химии, для учебных заведений закуплены современные лабораторные стенды и необходимое оборудование.

Трансформация профориентационного и образовательного процесса (внедрение проектов «Летняя академия наук», Базовая кафедра, и другие). Например, в 2020 году был разработан профиль выпускника базовой кафедры, где отражены профессиональные, кросс-функциональные и стратегические компетенции.

Создание площадки для поиска партнерств, обмена мнениями и внедрения новых форматов и инструментов в части подготовки профессионалов будущего. Открытая образовательная конференция «Мы в будущем» посвящена новейшим трендам в высшем и корпоративном образовании, профессиям и компетенциям, взаимодействию бизнеса, образования и науки. В рамках конференции формируется единое экспертное поле с представителями университетов, провайдерами и другими партнерами компании в области развития человеческого капитала.

Стоимость проекта

Все мероприятия проекта реализуются в рамках утвержденного бизнес-плана. За счет прироста квалифицированных специалистов и подготовки внешнего кадрового резерва компании итоговая приобретенная ценность значительно выше тех инвестиций, которые были направлены на проект.

Команда проекта

Реализацией проекта занимается команда HR-Блока логистики, переработки и сбыта, сотрудники и эксперты профильных кафедр Корпоративного университета, представляющих ключевые виды бизнеса предприятий логистики, переработки и сбыта. А также ВУЗы, с которыми заключены меморандумы о намерениях подготовки профессионалов будущего (ОмГТУ, РГУ им. Губкина, УАИГА и другие). Заказчиком проекта является заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту А.М.Чернер.

Сложности внедрения проекта

Консервативность системы образования – низкая скорость внедрения новых форматов обучения, адаптации новых элементов в образовательные стандарты ВПО, консервативность)

Сложность в выборе площадки для новых форматов взаимодействия.

Необходимость соответствия системы подготовки внешнего резерва новейшим технологическим вызовам компании, так как технологические вызовы сложны или слишком переменчивы.

Реакция персонала

Вся информация о проекте отражалась на информационных ресурсах компании и наших партнеров, стенды, портал, газета, журнал «Сибирская нефть», а также в социальных сетях. Наиболее показательным является выстраивание коммуникации в рамках образовательной конференции «Мы в будущем», где охват кампании составил миллионы человек.

Изначально сотрудники, давно работающие на активах, со скепсисом относились к большому количеству студентов, участвующих в деятельности компании, но время доказало правильность выбранного изначально подхода. При этом некоторые из выпускников на данный момент уже занимают руководящие должности и двигают производство вперед.

При трудоустройстве первого выпуска базовой кафедры сотрудники предприятий отметили высокий уровень подготовки вчерашних студентов – « на предприятие приходят готовые специалисты». Прорывы в системе подготовки внешнего резерва отмечают и топ-менеджеры блока.

В целом, отзывы всех участников экосистемы по подготовке профессионалов будущего максимально положительные, это как раз ситуация, где в выигрыше все заинтересованные стороны.

Одним из наших приоритетов является построение экосистемы, которая позволяет решать задачи более широко и формировать корпоративную причастность. Мы рады, что эта тематика находит отклик у большого количества людей, что мы можем почувствовать общность, даже находясь в цифровой среде, рассказываем о своих практиках и учимся у других. Мы продолжим выстраивать взаимодействие с партнерами, решать совместные задачи, строить обучение нового уровня как внутри компании, так и в корпоративной образовательной экосистеме.

Реакция со стороны клиентов и партнеров.

Программа подготовки профессионалов будущего признана в качестве лучшего практического применения элементов Регионального стандарта кадрового обеспечения производства.
Министр образования Омской области : «У профориентационной программы ОНПЗ уже есть результат. Хотелось бы, чтобы эта программа стала стандартом в вопросе подготовки кадров для промышленных предприятий»

Результаты проекта

Однозначно, проект помогает решить все поставленные задачи. Он является частью стратегии в области управления человеческим капиталом и направлен на формирование внешнего кадрового резерва.

В части профориентационной работы со школами:

В реализацию проекта вовлечены 13 учебных заведений: 9 общеобразовательных школ, 2 средних специальных заведения и 2 ВУЗа. Ежегодный охват школьников составляет более 500 человек. Проходной балл на базовую кафедру за шесть лет увеличился со 169 до 203, а конкурс по зачислению теперь составляет 3 абитуриента на место.

По итогам работы со школами Москвы общее количество заявок на участие в программе Целевого обучения от МНПЗ увеличилось в 3 раза – с 68 до 205 по сравнению в 2019 годом, конкурс на одно место в среднем составляет 20 абитуриентов на место.

В части работы со студентами:

Московский нефтеперерабатывающий завод совместно с ведущим профильным вузом – РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина реализует специальную программу целевого набора для выпускников 11-х классов с последующим устройством на предприятие. Проходной балл за 3 года увеличился до 223 (Инженерная механика), 234 (Химическая технология), 249 (Энерго- и ресурсосберегающие процессы в ХТ). Ранее был проходной балл – 206.

На территории МНПЗ и ОНПЗ были построены учебно-технологические полигоны с участками практического обучения, компьютерно-тренажерными комплексами для получения студентами нужных навыков в период прохождения практики.

В части работы с молодыми специалистами:

Молодые специалисты принимают участие в различных образовательных проектах компании, таких как:

Фото ПАО «Газпром нефть»

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2021.

.reqform-wrapper { padding: 10px 0px 20px; } form[name=reqform] { display: inline-block; padding: 20px; background-color: #eee; } form[name=reqform] .form-group { padding: 0px 0px 10px 0px; margin: 0px; } form[name=reqform] .form-group:last-child { padding: 0px; } form[name=reqform] label { width: 100px; text-align: right; } form[name=reqform] input[type=text], form[name=reqform] input[type=email], form[name=reqform] input[type=tel], form[name=reqform] textarea { display: inline-block; width: 400px; margin: 5px 0 5px 10px; background: url(/themes/hr-tv-new/images/input-bg.png) repeat-x top left; border: 1px inset #eee; background-color: #fff; } form[name=reqform] textarea { height: 100px; width: 396px; } #output { padding: 10px; }

ФИО Телефон Email Сообщение