Когда не лишат прав за выезд на встречную полосу

Выезд на встречку: когда не лишат прав
Какое наказание грозит тем, кто выехал на встречную полосу, и как не совершить это серьезное нарушение по незнанию

Выезд на встречную полосу — самая распространенная причина смерти людей на дорогах: только в прошлом году из-за этого погибло более 4 тысяч человек — это каждая четвертая жертва ДТП! Закон достаточно суров по отношению к любителям промчаться по встречке в нарушение ПДД. Однако выезд выезду рознь. В Административном кодексе есть три основания для привлечения к ответственности тех, кто «переступил черту».

Первое из них изложено в четвертой части статьи 12.15 КоАП: «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления». Под таковым понимается не просто «заступ», а относительно продолжительное движение по встречке, представляющее потенциально наибольшую опасность. Под стать и наказание — лишение права управления на 4-6 месяцев. На первый раз, если повезет, суд может ограничиться и пятитысячным штрафом.

Аналогичное нарушение, совершенное менее чем через год после предыдущего, повлечет безальтернативное лишение прав, причем уже на год. Избежать лишения, заплатив лишь штраф, можно только если нарушение зафиксировано автоматической камерой. Ну а основания для наказания «разбросаны» по всему тексту ПДД. Соберем-ка их вместе.

Начали обгон через прерывистую, а завершили через сплошную

В первую очередь по этой статье наказывают тех, кто оказался левее сплошной линии разметки, разделяющей потоки противоположных направлений. Это может быть как одинарная, так и двойная линия, в том числе сплошная с прерывистой, расположенной слева по ходу движения. Такая разметка (в ПДД она обозначена номером 1.11) разрешает пересечение только со стороны «пунктира».

Обратите внимание, что если раньше у судов была неоднозначная позиция в отношении тех водителей, кто начал обгон в разрешенном месте, а закончил уже в зоне сплошной линии разметки, то после внесения поправок в ПДД все вопросы сняты: это трактуется как нарушение и грозит лишением прав.

Выезжать на левую часть многополосных дорог прямо запрещают пункты 9.2 и 9.3 Правил дорожного движения. И тут важно подчеркнуть, что этот запрет справедлив даже в тех случаях, когда отсутствует разметка проезжей части (например, в местах ремонта или из-за естественного износа). При этом идентифицировать многополосную дорогу водителю предлагается самому с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и интервалов между ними.

Стороной, предназначенной для встречного движения, будет считаться все, что расположено левее продольной оси дороги (пункт 9.1 Правил).

Трамвайные пути встречного направления — это тоже «запретная зона» (пункт 9.6). Объезд по встречке машин, скопившихся перед переездом, запрещен пунктом 15.3 ПДД и тоже карается по четвертой части статьи 12.15 КоАП.

Обгон в нарушение пунктов 11.2 и 11.4, в том числе на перекрестках, «зебрах», железнодорожных переездах, мостах, эстакадах и под ними, в тоннелях, при ограниченной видимости, — это тоже наказуемый выезд на встречку, равно как и обгон в зоне действия запрещающего его знака.

За объезд препятствия и поворот налево или разворот прав не лишают

А теперь о случаях, когда выезд на встречную полосу не может повлечь лишение права управления. Один из них оговорен в третьей части все той же статьи 12.15 КоАП, а именно «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия».

Наказание по ней — штраф от одной до полутора тысяч рублей. При этом важно понимать, что, согласно определению в ПДД, «препятствие — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе».

Не всякая помеха считается препятствием: «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

В качестве примера можно привести остановившийся у остановки автобус. Не желающие ждать окончания высадки и посадки пассажиров водители автомобилей, движущихся сзади и объезжающих помеху с пересечением сплошной линии разметки, часто попадают в лапы инспекторов ДПС, которые дежурят поодаль и подкарауливают торопыг. Увы, здесь закон на стороне судьи, который будет квалифицировать такой маневр по части 4 статьи 12.15 с возможностью лишиться прав.

Наконец, ситуация, которую нечистые на руку сотрудники Госавтоинспекции иногда используют, чтобы запугать водителя «высшей мерой». Речь о запрещенном повороте налево или развороте. По закону это не считается как таковым выездом на встречную полосу, поскольку оговорено в КоАП отдельно.

По части 2 статьи 12.16 «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», чреват лишь штрафом в 1000-1500 рублей. Но каким бы ни было наказание, надо запомнить главное: встречка, едете вы по ней или пересекаете, — это всегда смертельная опасность!

P.S. Возможно, что уже этой осенью за отсутствие полиса ОСАГО водителей начнут штрафовать при помощи камер фиксации нарушений ПДД. Сейчас штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей. И после того, как камеры начнут «ловить» нарушителей закона, они будут получать штрафы ежедневно. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.