Коллапс в аэропортах: к чему привела зарубежная ИТ-зависимость

Проходящий в России во множестве городов Чемпионат мира по
футболу обострил в нашей стране транспортные проблемы. На поверку оказалось,
что ИТ-системы некоторых крупнейших перевозчиков легко зависимы от проблем,
возникающих на стороне зарубежных поставщиков технических решений. Проблемы
удается относительно быстро решить, но как именно, участники транспортных
коллапсов рассказывают с неохотой.

Глобальная проблемабез технических подробностей

Российские и международные организации,которые затронул так называемый аэропортный коллапс утром 23 июня 2018 г. из-засбоя в зарубежной ИТ-системе, не спешат делиться техническими подробностями того,как именно они устранили проблемы — даже несмотря на то, что часть из них оказалась на высоте.

Напомним технические проблемы, приведшие к задержкам рейсов(например, около 40 в «Домодедово»), возникли у швейцарской глобальнойкорпорации SITA, специализирующейся на средствах связи и ИТ-решениях для авиационнойотрасли. По данным Транспортной дирекции чемпионата мира по футболу в России2018, был зафиксирован сбой в международной системе бронирования SITA Gabriel исистеме регистрации SITA DCS.

По данным индийского издания The Hindu, комментируяситуацию, в SITA заявили, что у компании возникла сложная проблема сподключением к сети в одном из ее центров обработки данных.

При этом на своем сайте SITA не сделала никаких публикаций,посвященных инциденту, до сих пор — ни в виде пресс-релизов, ни в формезаявлений в блогах. На запрос CNews в SITA на момент выхода материала не отреагировали,не сообщив таким образом подробностей. В то же время, можно констатировать, чтона решение проблем специалисты компании потратили немногим более трех часоввремени — в «Аэрофлоте» рассказали CNews, что инцидент длился с 9:39 по 13:01по Москве.

aeroport600.jpg

В российских аэропортах произошли массовые задержки рейсов из за проблем у зарубежного ИТ-поставщика

В российском столичном аэропорту «Домодедово» также неответили CNews на вопрос о подробностях решения проблем со своей стороны, хотяпо данным РБК, аэропорт предоставил пострадавшим авиаперевозчикам доступ ксобственной системе регистрации, которая используется для большинства рейсов в «Домодедово».«Этот вопрос корректнее направить коллегам из авиакомпании S7, рейсов которыхкоснулась эта ситуация и которые были вовлечены в ее решение, — посоветовали впресс-службе организации. — Аэропортовые системы регистрации работали штатно».

В S7 при этом посчитали, что все технические вопросы следуетадресовать непосредственно в SITA и от комментариев CNews воздержались.

Некоторые подробности сообщили CNews в «Аэрофлоте», заверив,что многоуровневое резервирование ее ИТ-систем, а также отлаженные процедурывзаимодействия ИТ- и производственных подразделений позволили компании невыбиться из графика перевозок, в том числе относящихся к футбольномучемпионату.

В то же время в «Аэрофлоте» не стали отрицать определеннуюсвою зависимость от зарубежных ИТ-решений. «”Аэрофлот” является глобальныммеждународным авиаперевозчиком, поэтому его ИТ-системы интегрированы вглобальные дистрибутивные системы и используют в том числе и услуги связи глобальныхкомпаний, — сказал собеседник CNews. — Отмечу, что более 40% пассажиропотока “Аэрофлота”это транзитные пассажиры».

Некоторые подробностио сломавшихся ИТ-системах

Одно из проблемных решений SITA DCS (Departure ControlServices, услуги контроля вылета) позиционируется как полностью интегрированнаямногошаговая система для автоматической регистрации, посадки и планированиянагрузки в отношении пассажиропотока.

Разработчики считают ее одной из наиболее функционально развитыхсистем сходного класса на рынке, подходящей как для любого вида авиакомпаний,так и для наземных служб, поддерживающих несколько авиаоператоров.

Среди функциональности DCS присутствует возможность принятиясписков имен пассажиров (PNL) из любой системы бронирования, учет всехтаможенных и иммиграционных требований, интерфейс со всеми разновидностями базданных для электронных билетов.

«Несмотря на то, что продукт доступен как автономнаясистема, он полностью совместим с другими системами SITA, такими какбронирование, стоимость авиабилетов, билет и вес и интегрирован смерчендайзингами, чтобы максимизировать доходы, — говорится на сайте SITA. —Только в 2014 г. DCS обработала более 167 млн пассажиров по всему миру».

Что касается второй проблемной технологии SITA Gabriel, тоэто просто решение по бронированию пассажирских перевозок и управлению наличиеммест на рейсах авиакомпании.

Зависимость отзарубежного софта у наземного транспорта

Авиационный коллапс послужил поводом для CNews обратиться такжеи к наземным перевозчикам России с вопросом, существует ли у них зависимость отсвязи с зарубежными ИТ-системами, а также в принципе зависимость точекпредоставления их услуг от связи с дата-центрами.

В пресс-службе «Российских железных дорог» на момент выходаматериала на запрос CNews не ответили.

В «Центральной пригородной пассажирской компании» («ЦентральнаяППК») — крупнейшем пригородном железнодорожном перевозчике России — заверилиCNews, что у организации нет зависимости ни от связи, ни от каких-либозарубежных систем. «Мы используем собственную систему продаж, и в этом году мызакончили работу по ее модернизации, — рассказал начальник управления ИТ компании Игорь Евдокимов. — При еепроектировании, мы поставили задачу разработчику, компании “Программный продукт”,обеспечить работоспособность каждого элемента системы (как центральныхсерверов, так и конечного оборудования: касса, билетопечатающий автомат,турникет, валидатор и т. д.) в условиях отсутствия связи с ним до трех суток».

Опыт тестовой и далее промышленной эксплуатации, по словамЕвдокимова, показал, что это условие выполняется, а некоторые элементы способныработать без ухудшения сервиса пассажиру до семи суток.