Комфортная, удобная, открытая Москва

Комфортная, удобная, открытая Москва
Восьмой по счету урбанфорум проходит в российской столице

Московское лето 2018 года надолго запомнится горожанам и многочисленным туристам со всех концов земного шара. Да что там запомнится – войдет в историю. Разумеется, в качестве одной из самых ярких страниц столичной летописи. И дело не только в чемпионате мира по футболу, который Москва приняла впервые, но и в том, что буквально после торжественного закрытия мундиаля гостеприимная российская столица примет гостей ещё одного масштабного и значимого мероприятия – Московского урбанистического форума.

В последние годы именно Москва стала ведущей мировой площадкой для обсуждения вопросов развития мегаполисов, их будущего. Вот и в эти июльские дни в российскую столицу съехались мэры городов мира, ведущие урбанисты и архитекторы, эксперты, чтобы обсудить лучшие идеи и проекты развития крупных городов, формирования в них общественных пространств, поделиться опытом и поучиться у своих коллег. Есть что показать и о чем рассказать и Москве.

Что же является главным залогом успешного будущего любого мегаполиса? По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, в первую очередь это развитая транспортная инфраструктура с интеграцией различных видов транспорта в единую систему, расположение недвижимости как можно ближе к транспортным узлам, чтобы люди тратили на дорогу меньше времени, а в идеале имели возможность работать и отдыхать рядом с домом, это развитие комфортной городской среды с комплексной жилой застройкой, а также создание открытых общественных пространств, причем не только на городских окраинах, но и в центре.

Москва активно строит метро. Мало какой мегаполис сегодня может сравниться с российской столицей по темпам и объемам метростроения. Достаточно сказать, что строящаяся Большая кольцевая линия метро по протяженности выйдет на первое место в мире, обогнав пекинскую кольцевую ветку. Длина БКЛ составит почти 70 км, на ней расположится 31 станция. Что это даст? Как и МЦК, открывшееся в сентябре 2016 года, не только сэкономит пассажирам время в пути и обеспечит им альтернативные, более удобные маршруты передвижения по городу, но и оживит прилегающие территории. Кстати, кольцо проходит в зоне будущих кварталов реновации, а значит, более миллиона москвичей к моменту, когда программа будет завершена, получат в шаговой доступности от дома не только комфортную городскую среду с социальными объектами, благоустроенными дворами и парками, но и самый быстрый и удобный общественный транспорт.

Комфортный город – это и современные развязки, реконструированные вылетные магистрали, удобные съезды и подъездные дороги, модернизированные эстакады. По части дорожного строительства, отметил Сергей Собянин, Москва в последние семь с половиной лет бьет все рекорды: построено и реконструировано почти 700 км дорог, десятки искусственных сооружений, сотни пешеходных переходов, а протяженность улично-дорожной сети столицы за эти годы выросла на 16%. Повлияло ли это на трафик? Само по себе дорожное строительство такого эффекта бы не дало, а вот целый комплекс мер – развитие метро и его интеграция с железной дорогой, ограничение парковочного пространства – еще как! Уже в 2016 году Москва впервые за много лет уступила лидерство по пробкам трем мировым мегаполисам, а в 2017-м и вовсе сместилась на 13-е место. Скорость же движения на городских магистралях выросла на 10%. По словам Сергея Собянина, в настоящее время в городе реализуется масштабный проект формирования еще одного дорожно-транспортного кольца, которое будет состоять из двух хорд – Северо-Западной и Северо-Восточной, а также Южной рокады. Северо-Западная хорда почти готова,

а в течение ближайших двух лет будут полностью достроены и откроются оставшиеся участки Северо-Восточной хорды и Южной рокады. Уже сейчас разрабатывается проект строительства еще одной хорды – Юго-Восточной. Все хорды и рокада будут интегрированы, по всем организовано скоростное бессветофорное движение.

Удивит Москва и еще одним проектом, а именно стартовавшим строительством Московских центральных диаметров (МЦД). «Соединив радиусы пригородного сообщения в диаметры, мы таким образом получим реальные 460 км наземного метро, которые будут максимально интегрированы в городскую систему. Они обеспечат провоз пассажиров в таком же режиме, с такими же тарифами и условиями, как Московское центральное кольцо», – проинформировал мэр Москвы Сергей Собянин. Пересечь город из одного конца в другой без пересадки можно будет всего за 30–40 минут.

В рамках урбанфорума специалисты и эксперты также обсудят вопросы наиболее удачной реорганизации промышленно-коммунальных зон с целью превращения их в новые комфортные районы. Москве и в этом плане есть что показать и чем удивить. Реновация крупнейшей в мире промзоны «ЗИЛ», обновление других территорий, некогда зиявших ржавым пятном на карте столицы, где уже сегодня начинает формироваться, посути, новаягородская среда– открытая, привлекательная, с архитектурным многообразием, доступная с точки зрения удачного расположения транспортных узлов, с новыми рабочими местами, благоустроенными дворами и парками. Значительная часть этих территорий примыкает к Московскому центральному кольцу – «дороге в будущее», как окрестили ее эксперты еще два года назад, когда МЦК полноценно заработало. Эта дорога уже сейчас оживила прилегающие к ней кварталы, и инвесторы проявляют высокий интерес к их развитию. Помимо жилья там будут строить детские сады, школы, поликлиники, появятся коммерческие объекты для создания новых рабочих мест. И все это в пешей доступности от транспортно-пересадочных узлов, которые помимо обеспечения пассажирам удобной пересадки с одного вида транспорта на другой выполняют и социальную функцию – назначение каждого ТПУ индивидуально, в зависимости от потребностей жителей того или иного района.

По-прежнему одним из главных ресурсов развития комфортного мегаполиса являются Троицкий и Новомосковский округа, присоединенные к столице шесть лет назад, уже сегодня они демонстрируют небывалые темпы развития. Самое главное, что территории развиваются комплексно, без этого не произошло бы сбалансированного развития. Во главу угла, как отметил Сергей Собянин, поставлено создание комфортной среды обитания для людей, общественных пространств и, конечно же, формирование удобной и разветвленной транспортной инфраструктуры. Всего через три с половиной года с момента присоединения этих земель к столице туда уже пришла Сокольническая ветка метро, а в этом году она дойдет до крупнейшей точки экономического роста ТиНАО – Коммунарки. В перспективе метро придет в Троицк, на юго-западном направлении – во Внуково, а на западном – в Рублево-Архангельское. Активно строятся дороги-дублеры, реконструируются бывшие поселковые дорожно-транспортные артерии, превращаясь в современные магистрали, улучшающие связи между населенными пунктами, которые ранее были отрезаны друг от друга.

Новое жилье, новые садики и школы, новые учреждения здравоохранения, а также строительство недвижимости для создания рабочих мест – все это уже сегодня привело к тому, что жители новой Москвы имеют возможность найти работу рядом с домом или неподалеку, а добираться до центра столицы стало намного удобнее и быстрее. Согласно статистике, до 50% всей недвижимости сегодня возводится на новых территориях и в бывших промзонах, там же формируется почти 60% рабочих мест.

История урбанистики знает немало примеров масштабных жилищных проектов, направленных на улучшение условий жизни людей и создание комфортной, открытой и дружелюбной городской среды. Самый яркий московский проект в этом плане – грандиозная программа реновации жилых кварталов, стартовавшая в прошлом году, причем при непосредственном участии самих москвичей. Благодаря программе жилищные условия улучшат порядка миллиона человек. Но они не просто переедут в новые квартиры большей площади в новостройках – они получат абсолютно новую городскую среду. Под рукой будет все необходимое – садик и школа, поликлиника и станция метро или железная дорога, современные автомобильные магистрали. А еще дворы без машин, удобные парковки, благоустроенные скверы и парковые зоны. И, конечно же, привлекательное архитектурное многообразие: безликие серые коробки уступят место домам разной этажности, с нежилыми первыми этажами, где расположатся магазины, аптеки и прачечные, даже встроенные детские садики могут появиться. Дома будут энергоэффективными, что снизит оплату коммунальных услуг. Новостройки обеспечат и необходимыми удобствами для маломобильных граждан.

Что такое комфортный город без культурного исторического ядра, объяснять не надо. И власти Москвы это хорошо понимают. Поэтому в последние годы столица получила не только сотни отреставрированных и отремонтированных фасадов зданий, но и просторные тротуары и пешеходные зоны, сеть велосипедных дорожек, благоустроенные скверы и аллеи. А еще десятки новых отелей различной звездности, что неминуемо сказалось на росте туристического потока. Новые офисы в центре практически не строят – их размещают в срединной части и на окраинах, но, что важно, – в пешей доступности от скоростного общественного транспорта, чтобы люди не тратили много времени на дорогу.

Сегодня, а это не замечает разве ленивый, в российской столице самый настоящий туристический бум. И не только во время чемпионата мира по футболу, хотя в июне–июле по количеству гостей Москва, пожалуй, побила все рекорды, но и в обычные периоды. В прошлом году Москву посетили свыше 21 млн туристов, из которых четверть – из зарубежных стран. Всего же за восемь лет турпоток вырос на 65%. Город впервые в своей истории получил престижную международную премию в области туризма «Зеленое яблоко».

Сегодняшняя Москва – открытый, дружелюбный, гостеприимный и комфортный город. Город, который умеет приятно удивлять. Город, который москвичи все меньше хотят покидать даже на выходные, а большинство туристов, побывавших в последние годы в российской столице хоть раз, мечтают сюда вернуться.

Марина Россинская

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»