Композитная отделка — впервые в Росии

В России впервые применили технологию «композитной обделки» при реконструкции железнодорожного тоннеля
Технология, разработанная BASF, была использована в ходе реконструкции Владивостокского тоннеля

В июне 2019 года завершились работы по реконструкции Владивостокского тоннеля Дальневосточной железной дороги. Ремонт, который начался еще в 2016-м, удалось провести без полной остановки движения поездов и закончить примерно на год раньше. При этом итоговая стоимость оказалась значительно ниже классического метода – перепроходки, планировавшейся изначально. Таких результатов удалось добиться благодаря применению инновационной технологии «композитной обделки», разработанной строительным подразделением концерна BASF и опробованной на десятках объектов в Европе и Америке.

Состояние тоннеля было тяжелым – из-за непростой геологии и агрессивного воздействия грунтовых вод за обделкой образовались многочисленные каналы, полости и разуплотнения прилегающих пород. Сама обделка тоннеля, выполненная из каменной кладки и бутобетона, имела множество трещин и разрушенных участков. Водоприток происходил внутрь тоннеля постоянно, образуя наледь в зимнее время. Эту проблему никак не могли решить. Попытки подавить водоприток в тоннель предпринимали еще в 1980-х, затем в 1990-х годах, но желаемого эффекта никто так и не достиг.
«Перед саммитом 2012-го по этой же оси планировалась полная перепроходка – строительство нового тоннеля», – объясняет руководитель ОП ОАО «Мосметрострой», курирующего ремонтные работы.
Перепроходка тоннеля – это классическая технология, когда восстанавливаются тоннели с существенными разрушениями обделки, остаточная несущая способность которой не соответствует требованиям. Она предполагает строительство нового тоннеля с полной остановкой движения поездов на весь срок. Это создало бы огромные неудобства жителям.

Тем более предполагалось перенаправление десятков составов с углем через Корабельную набережную ежедневно, что принесло бы ущерб историческим памятникам в центре города. Решить сложную техническую и социальную задачу удалось благодаря технологии по методу «композитной обделки», разработанной строительным подразделением Master Builders Solutions концерна BASF.

Технология «композитной обделки» – это комплекс работ как с несущими конструкциями, так и с породным массивом в притоннельной зоне. На первом этапе производится уплотнение и закрепление грунта вокруг тоннеля на несколько метров с помощью специальных цементов и грунтовых анкеров. Затем ремонт существующей обделки тоннеля. Несущие конструкции ремонтируются с применением высокопрочных безусадочных смесей MasterEmaco. В зависимости от видов разрушения и целей ремонта (склеивание, усиление, герметизация) производится инъектирование обделки специальными составами на основе эпоксидов (MasterInject), полиуретанов и акрилатов (MasterRoc). На следующем этапе наносится высокоэластичная гидроизоляционная мембрана с двухсторонней адгезией – MasterSeal 345. Она позволяет нанести слой фиброармированного бетона, выполняющего роль усиления, а также склеить его с существующей обделкой. Таким образом, удается получить цельную систему, которая работает как единый комплекс, – «композитную обделку».

Эта технология получила развитие в Европе и Америке относительно недавно, с конца 1990-х годов, и уже успешно зарекомендовала себя на десятках объектов. За счет технологичности, механизации всех видов работ и высоких качественных и эксплуатационных характеристик материалов система позволяет сократить сроки строительства и стоимость проекта на 20–30 %. Надежность системы «композитной обделки» обеспечивают современные качественные материалы производства химического концерна BASF, большинство из которых производится на заводе в Подмосковье.
Владивостокский тоннель стал пилотным проектом в России, где применялась эта технология. В будущем этот важный инженерный опыт будут использовать и в других тоннелях по всей России.

О подразделении строительной химии
Подразделение строительной химии концерна BASF под брендом Master Builders Solutions предлагает передовые решения для нового строительства, а также для техобслуживания, ремонта и реконструкции зданий и сооружений. Эти решения создаются на основе более чем 100-летнего опыта работы в строительной отрасли. Широкий портфель разработок охватывает добавки в бетон и цемент, химические решения для подземного строительства, системы гидроизоляции, герметики, ремонтные и защитные смеси, высококачественные строительные растворы, подливки под оборудование, напольные покрытия, плиточный клей, деформационные швы, а также решения для защиты древесины и др. Численность персонала подразделения строительной химии составляет около 7000 человек. Для того чтобы комплексно (от разработки концепции до практического осуществления проекта) решать конкретные задачи, стоящие перед нашими заказчиками, мы объединяем компетенции по различным регионам и направлениям деятельности и используем опыт, накопленный в процессе реализации многочисленных строительных проектов по всему миру. Мы опираемся на технологии BASF и на глубокое знание потребностей строительной отрасли в том или ином регионе для разработки решений, способствующих успешному бизнесу заказчиков и продвижению рациональных подходов к строительству.
Производственные площадки и центры продаж подразделения строительной химии расположены более чем в 60 странах мира. Заводы строительной химии уже есть в Подольске, Казани, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Оборот по итогам 2018 года составил около 2,5 млрд евро. С дополнительной информацией можно ознакомиться на веб-сайте по адресу: www.master-builders-solutions.basf.com.


О концерне BASF

BASF создаёт химию в целях устойчивого будущего. В своей деятельности мы сочетаем экономические успехи с бережным отношением к окружающей среде и социальной ответственностью. Сотрудники группы BASF, общая численность которых составляет около 122 тысяч человек, вносят вклад в успешное развитие бизнеса наших клиентов в различных индустриях практически во всех странах мира. Структура нашего бизнеса включает шесть основных сегментов: химикаты, специальные продукты, функциональные материалы и решения, технологии для покрытий, гигиенические решения и кормовые добавки, решения для сельского хозяйства. По итогам 2018 года объём продаж BASF превысил 63 млрд евро. Акции BASF торгуются на фондовых биржах во Франкфурте (BAS), Лондоне (BFA) и Цюрихе (BAS). Более подробная информация о концерне BASF представлена на сайте: www.basf.com.