Коворкинг — прибыль

Как сделать коворкинг прибыльным

Лавинообразный рост числа коворкингов — это логичное развитие мировой тенденции реорганизации трудового процесса. Все большее количество людей предпочитают не сидеть в офисе с девяти до шести, а работать там, где им удобно и когда им удобно. Начинающие предприниматели и небольшие творческие команды также до поры до времени предпочитают не связываться с арендой стандартного офиса и базируются в коворкингах.

Этот тренд, характерный для глобальной деловой среды, в последние годы набирает силу и в России. По оценкам экспертов, уже через два года половина экономически активного населения мира будет работать удаленно.

С чего начать

Самым простым способом самостоятельно организовать работу вне офиса для сотрудника или предпринимателя является аренда места в коворкинге. В крупных российских городах это сделать совсем нетрудно. Так, по нашим данным, на 15 июня 2018 года в Москве и области насчитывалось почти 200 коворкингов, в Петербурге — 35, всего же в России ждут «постояльцев» примерно 425 коворкингов всевозможных размеров и форматов. Разнообразие действительно велико: любой может найти себе коворкинг по душе и по кошельку. Так, аренда места в московском коворкинге будет стоить от 4,8 тыс. до 25 тыс. руб. в месяц, в петербургском — от 500 руб. в день. За эти деньги арендатор получит в пользование от 5 до 7 кв. м площади, оборудованные мебелью и необходимой инфраструктурой.

Изначально коворкинги создавались как пространства для совместной работы представителей одной или смежных профессий. Например, первый в мире офис такого формата был детищем уставшего от бессмысленной и непродуктивной работы в офисе программиста из Сан-Франциско Брэда Ньюберга. В августе 2005 года он организовал пространство, где айтишники из его круга общения могли бы работать и вместе проводить свободное время в обмен на ежемесячные денежные взносы.

Идея оказалась золотой: всего лишь пару лет спустя деловой мир охватила коворкинговая лихорадка. Пространства для совместной работы появлялись как грибы после дождя, и конца этому процессу пока не видно. Тем более что объем инвестиций в открытие коворкинга относительно невелик. По нашим оценкам, он может составлять до 12 тыс. руб. за 1 кв. м в случаях, когда исходное помещение требует минимального ремонта, и в пределах 65 тыс. руб. за 1 кв. м при необходимости капитального ремонта.

Очевидно, что рынок коворкингов далек от насыщения. В то же время растущая конкурентность рынка заставляет организаторов коворкингов постоянно совершенствовать свой продукт и делает потребителей все более требовательными и взыскательными к приобретаемым услугам.

Куда же вы, клиенты?

Очевидная проблема большинства коворкингов сегодня — в отсутствии четкой концепции и ориентации на специализированную аудиторию. Стандартное пространство для совместной работы представляет собой помещение от 150 до 2,5 тыс. кв. м, с хорошим ремонтом, современной мебелью, освещением, wi-fi, кулером и кофемашиной. Казалось бы, работай да радуйся: соседи близко, общения хоть отбавляй, все дружелюбны, коммуникабельны, мотивированы и ориентированы на результат.

Но вскоре выясняется, что команде IT-разработчиков тяжело работать рядом с менеджерами по продажам — первым нужна тишина, а вторые постоянно разговаривают по телефону. Или фрилансер-копирайтер не может сосредоточиться, находясь по соседству с раскручивающимся ивент-агентством. В результате коворкинг становится неудобен и арендатору приходится менять локацию.

Отсутствие специализации — это действительно проблема сегодняшних коворкингов. Их организаторы не могут прогнозировать поток клиентов, потому что не представляют себе, кто к ним завтра придет или от них уйдет, таким образом, зонирование на условно шумную и тихую части коворкинга затруднительно. Более того, зачастую в коворкингах акцентируются на развлечениях, что привлекает тусовочную аудиторию, но раздражает трудоголиков. Поэтому первым шагом в формировании концепции коворкинга должно быть четкое понимание целевой аудитории.

Чем удержать

Типичные обитатели коворкингов — это фрилансеры, творческие и проектные команды, начинающие предприниматели и удаленные работники. Пока им не нужны статус и история, что дает работа в офисе. От рабочего места многим из них в первую очередь требуется отлично налаженная инфраструктура и понятый сервис — удаленные работники и стартаперы не собираются заниматься уборкой помещений, заказом воды для кулера, закупкой бумаги или настройкой принтера. Их принцип — пришел, выполнил рабочую задачу, ушел. Соответственно, простой удобный базовый сервис — обязательный атрибут более-менее популярного коворкинга.

Эта опция сегодня есть практически во всех подобных пространствах, поэтому организаторы коворкингов уже идут дальше. Арендаторов заинтересовывают сопутствующими услугами, и здесь фантазия маркетологов может развернуться на полную катушку. В коворкингах организовывают комнаты переговоров, лектории, кинозалы, фитнес-комнаты и спортзалы, капсульные мини-отели, душевые кабины, детские комнаты, кафе.

К базовому пакету опций, входящих в стоимость аренды рабочего места, обитателям коворкинга предлагают добавить услуги секретаря, бухгалтера, юрисконсульта, курьера, пользование ячейками хранения документов, оргтехникой. С одной стороны, это создает арендаторам повышенный уровень рабочего комфорта и обеспечивает их лояльность. С другой, продажа дополнительных сервисов, по нашим оценкам, увеличивает выручку от сдачи мест в аренду на 15–20%.

Без офиса все равно никуда

Несмотря на создание дополнительных удобств, коворкинг с течением времени воспринимается как компромисс. Поэтому, как только бизнес идет в гору, его владельцы начинают думать об отдельном офисе. Все-таки наиболее эффективно рабочий процесс происходит в относительно замкнутом пространстве и в привычной для данной команды атмосфере. Неудивительно, что владельцы коворкингов отмечают возрастающий спрос со стороны клиентов. Около 25% московских коворкингов предлагают помимо стандартных оpen space краткосрочную аренду офисов. Иногда эту функцию выполняют переговорные, которые арендуют не на пару часов, а на несколько дней или недель.

В то же время резиденты коворкингов хоть и находятся в дискомфорте из-за соседей, но уже избалованы дополнительными преимуществами, которые не предоставит стандартный бизнес-центр. В первую очередь, это гибкая система аренды помещений, а также аутсорсинг инфраструктурных и хозяйственных дел. Нет нужды нанимать секретаря, айтишника, клинера и разбираться с коммуналкой.

По статистике Regus, такой формат офиса сегодня пользуется спросом у бизнеса независимо от отрасли и размера компании — от крупнейших транснациональных корпораций до малого бизнеса, стартапов и фрилансеров. Офисы с гибкой системой аренды пользуются популярностью у небольших консалтинговых компаний, обслуживающих бизнес-процессы и работающих в юридической, финансовой сферах или в области информационной безопасности. Гибкие офисные решения также привлекают местные подразделения или филиалы крупных компаний со штаб-квартирой в другом регионе, ими же пользуются представительства иностранных компаний.

Крупные российские компании все чаще выносят целые подразделения в гибкие офисы, созданные на базе коворкингов, либо в специализированные бизнес-центры, формируя значительную долю спроса именно на такую организацию рабочего пространства. По нашим прогнозам, под влиянием этой тенденции в ближайшие годы до 65% клиентов сегодняшних коворкингов сменят их на офисы с гибкой системой аренды.

Об авторах
Ирина Баева Управляющий директор компании Regus в России
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5b30c0149a7947cea600beac