Предвыборные страсти вокруг запрета двигателей внутреннего сгорания

Автомобильные моторы стали в Германии одной из главных тем избирательной кампании. По сути дела идет дискуссия о национальной промышленной политике.

Кто бы мог еще совсем недавно предположить, что едва ли не самой горячей темой предвыборной кампании в Германии станут не пенсии, не беженцы, не борьба с терроризмом и не отношения с Россией на фоне Крыма и санкций, а… судьба двигателей внутреннего сгорания (ДВС)!

Однако за месяц до голосования стало ясно: исход парламентских выборов и последующее формирование нового коалиционного правительства ФРГ в немалой степени будут зависеть от отношения различных партий к бензиновым и особенно к дизельным автомобильным моторам. Что на самом деле вовсе не удивительно. Ведь спор, по сути дела, разгорелся вокруг перспектив национальной промышленной политики и путей развития ключевой отрасли немецкой экономики – автомобилестроения.

«Дизельный скандал» озадачил автовладельцев и автопром

У немецкого автопрома, с одной стороны, до сих пор отлично шли дела, продажи и прибыли достигли в 2016 году очередных рекордных уровней. С другой стороны, дизельный скандал и подозрения в широкомасштабном картельном сговоре подорвали авторитет отрасли, Америка и Азия, похоже, окончательно отвернулись от легковых машин с дизельными двигателями, а в городах Германии растет готовность запрещать въезд дизелям, ведь их выхлопные газы оказались куда более вредными, чем до сих пор считалось.

Демонстрация против дизельных автомобилей в Мюнхене

Немецкие владельцы дизелей, они же – избиратели, в растерянности: как быть, если им в скором времени перекроют дорогу до работы или даже до дома? Кто возместит потерю стоимости дизельного автомобиля, особенно, если он недавно куплен? И что будет с налоговыми льготами на дизельное топливо, введенными в те времена, когда оно считалось более экологичным, чем бензин?

В растерянности и сам автопром. Он вложил миллиарды евро в развитие дизельной технологии, от нее зависят десятки тысяч рабочих мест, а все больше экспертов и растущее число жителей Германии требуют от автостроителей отказаться от выпуска малоперспективной на их взгляд техники и всецело сосредоточиться на выпуске автомобилей с электрическими и другими альтернативными двигателями, чтобы не отстать от иностранных конкурентов.

«Зеленые» за скорейший запрет ДВС

В этой ситуации той правительственной коалиции, что будет сформирована по итогам выборов 24 сентября, неминуемо придется заняться активной промышленной политикой, предполагающей четкие целевые установки для автопрома. Поэтому перед выборами немецкие партии соответствующим образом позиционируются.

Китаец у зарядной станции для автомобилей

По объемам производства и продаж электромобилей Китай уже намного опередил Германию

«Зеленые не войдут ни в какую коалицию, которая не возьмет курс на окончание эры двигателей внутреннего сгорания и не создаст условия для развития безэмиссионного транспорта», — заявил в минувшие выходные Джем Оздемир (Cem Özdemir), сопредседатель партии «Союз 90/»зеленые». Тем самым он заострил до ультиматума один из важнейших пунктов предвыборной программы партии.

Он гласит: в Германии с 2030 года не должны больше допускаться к эксплуатации новые легковые автомобили с какими бы то ни было выбросами в атмосферу. Таким образом, немецкие «зеленые» намерены на 10 лет опередить Францию и Великобританию. Обе страны уже взяли курс на запрет продажи новых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями самое позднее с 2040 года.

ХСС призывает не рубить «корни благосостояния»

В свою очередь, баварская ХСС, традиционно образующая в бундестаге блок с общефедеральной партией ХДС, в столь же ультимативной форме заявила, что для нее одно из условий участия в будущей коалиции – это дальнейшая приверженность двигателям внутреннего сгорания. Отказ от них для ХСС столь же неприемлем, как «повышение налогов, облегчение миграции или послабления в области политики безопасности», заявил лидер партии и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер (Horst Seehofer).

Хорст Зеехофер и Ангела Меркель

Хорст Зеехофер и Ангела Меркель

По его словам, «запрещать двигатели внутреннего сгорания – это рубить корни нашего благосостояния». Тут следует отметить, что в Баварии находятся штаб-квартиры и головные заводы немецких автостроительных компаний BMW и Audi.

На все это лидер «зеленых» возразил, что тем избирателям, «которые в будущем собираются любоваться немецкими автомобилями в музее», следует, конечно, голосовать за ХСС. Тем же, кто хочет сохранить в Германии автомобилестроение, улучшить качество воздуха и защитить глобальный климат, следует поддержать «зеленых», призывает Оздемир. По его словам, будущее – за безэмиссионными автомобилями, пусть даже Зеехофер и не может этого понять. «Вопрос лишь в том, будем ли мы покупать эти автомобили в Китае и в США или сами делать».

Ангела Меркель вносит определенность

Весьма показательно, что оба партийных лидера сослались на канцлера Германии и председателя ХДС Ангелу Меркель (Angela Merkel). В опубликованном 17 августа интервью она заявила, что считает в будущем отказ от ДВС «верной установкой», однако называть конкретную дату не стала. Джем Оздемир усмотрел в фразе поддержку своей линии, Хорст Зеехофер указал на решительное неприятие Меркель всяческих запретов и отсутствие в ее высказывании каких-либо сроков.

Контекст

Утилизационная премия призвана спасти немецкие дизели

Сама же Ангела Меркель, судя по всему, почувствовала, что ее гибкая (или неопределенная) позиция не удовлетворила ее потенциальных избирателей и прежде всего не развеяла страхи обладателей дизельных автомобилей. Поэтому десять дней спустя, 27 августа, в интервью телеканалу ZDF она расставила точки над «и», подчеркнув: «Дизель будет существовать еще много, много лет, как и бензиновый двигатель».

По мнению канцлера, такой двигатель является переходной технологией на пути к безэмиссионным автомобилям будущего, однако «эта переходная технология нам понадобится не годы, а, я бы сказала, десятилетия». Так что Меркель явно отмежевалась от позиции «зеленых» и продемонстрировала, что в блоке ХДС/ХСС по данному поводу разногласий нет.

Одновременно против запрета дизелей выступили ведущие социал-демократы, поскольку их партии, СДПГ, нужны голоса не только рядовых автовладельцев, но и рядовых рабочих, связанных с производством дизелей. А стоящие на защите частной собственности либералы из СвДП подчеркнули, что выступают против запретов на въезд дизелей в города, поскольку это было бы»равнозначно экспроприации автовладельцев».

Так что в вопросе о дизелях и в целом о ДВС блок ХДС/ХСС резко расходится с «зелеными» и с Левой партией, которая тоже выступает за запрет с 2030 года, но смог бы договориться о коалиции как с социал-демократами, так и с либералами. А что делать, если Меркель или социал-демократам для формирования коалиции понадобятся «зеленые»?

Еще больше информации о выборах в бундестаг 24 сентября 2017 г. — в нашей специальной рубрике Выборы в Германии.

Смотрите также:

  • Логотип Volkswagen с американским флагом.

    Volkswagen: история одной махинации

    Разоблачение

    Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

  • Выхлопная труба автомобиля VW Tiguan

    Volkswagen: история одной махинации

    Их предупреждали

    Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

  • Автомобиль Clean Diesel

    Volkswagen: история одной махинации

    Корнями в прошлое

    Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году — для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили — это экологично и надежно.

  • Автопарк Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Затронуты миллионы машин

    О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем — о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии. Акция начнется в 2016 году.

  • Мартин Винтеркорн, бывший глава Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Вот злонравия достойные плоды

    Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну. Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

  • Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт рассказывает о ситуации в Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    ФРГ подтверждает махинации

    Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

  • Женевский автосалон, 2014 год. Зал Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Запрет на продажу, далее — на эксплуатацию

    Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

  • Глава Volkswagen в США - Майкл Хорн

    Volkswagen: история одной махинации

    «Я ничего не знал»

    От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW — Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США — Майклом Хорном, но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы «ничего не знал».

  • Франция, город Виллер-Котре. Рядом с заводом Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Обыски на заводах и в частных домах

    В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней — новое испытание: обыск во Франции, на заводе VW в городе Виллер-Котре. Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

  • Автомагазин Volkswagen в Берлине

    Volkswagen: история одной махинации

    Впервые за 20 лет квартальный убыток

    Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат — первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери — 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками — чтобы хоть что-то продать.

    Автор: Григорий Аросев

Смотреть видео02:54

Поделиться

Въезд в город запрещен: конец эры дизеля в Германии?

ОтправитьFacebookTwitterGoogle+WhatsappTumblrVkontakteLivejournalMailМой кругOdnoklassnikiTelegram

Постоянная ссылка http://p.dw.com/p/2fgVU

Почему дизельные автомобили могут стать непрошенными гостями в немецких городах (30.06.2017)