Легенды Кольцевой линии Московского метрополитена

23.01.2018

Астрология кольца. Легенды самой загадочной линии Московского метрополитена

Легенды Кольцевой

В этом номере «Московской перспективы» рассказывается о том, что власти столицы внесли станции метро «Киевская», «Комсомольская» и «Белорусская», которые выходят к пяти столичным вокзалам, в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Их определили сами москвичи в ходе голосования на проекте «Активный гражданин». Выбор горожан понятен, ведь часто именно с этих станций начинается знакомство гостей нашего города с Москвой. Также они уникальны, каждая по-своему, поскольку отражают дух 1950-х годов. Впрочем, и вся Кольцевая линия выделяется не только на карте метрополитена, но и в культурной, архитектурной жизни советского периода. Кроме того, линия обросла всевозможными легендами.

1 Сталин и кофе

В первоначальные планы Московского метрополитена строительство Кольцевой линии не входило. Пересадки с одной ветки на другую планировалось организовать при помощи диаметральных линий в центре города. Однако после открытия второй очереди метро в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. После Великой Отечественной войны было решено разгрузить их при помощи Кольцевой линии.
По поводу решения о строительстве линии ходят всевозможные легенды. Пожалуй, самая известная связана с личностью Иосифа Сталина. Согласно ей, глава государства слушал доклад о перспективном развитии метрополитена и пил кофе. Докладчики планировали обойтись без разгрузочной линии. Тогда Сталин поставил чашку прямо на план, от чего остался круглый кофейный след. «Вот ваш главный недостаток, его и постройте», – произнес вождь, и вскоре линия, которую в честь Сталина нарисовали коричневым цветом, была внесена в проект. Эта история не больше чем просто миф, ибо решение о строительстве Кольцевой ветки было принято уже после закладки метро, в 1943 году.

2 Метро для мамы

Первоначально Кольцевая должна была полностью пройти под Садовым кольцом. Размещать ветки метро под основными городскими магистралями было правилом в советские годы. Именно так, например, под Ленинградским шоссе и Ленинградским проспектом проходит Замоскворецкая линия. Но затем проектировщики решили соединить между собой все основные вокзалы Москвы. Но, по очередной легенде, проект линии был изменен по указу министра городского строительства СССР
Г.М. Попова, мать которого жила на Новослободской улице.
1 января 1950 года открылся первый участок – от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок – от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала самой заметной с архитектурной точки зрения веткой столичного метро. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима. Кстати, в 1988 году появилась последняя станция Кольцевой линии – «Менделеевская», но ни товарищ Попов, ни его мама этого уже не увидели.

3 Поезд-призрак после полуночи

Кольцевая линия считается самой загадочной в московском метро. Возможно, потому, что это единственная ветка, которая, как говорят, никуда не ведет. Наверное, было бы странно, если бы на этой почве не возникло какой-нибудь «потусторонней легенды». Например, о заблудившихся поездах, катающихся по кругу.
Каждый месяц, ночью, перед самым закрытием метро, из ниоткуда появляется советский пассажирский состав 40–50-х годов, в кабине машиниста сидит человек в старой советской форме. Поезд, останавливаясь на каждой станции, изредка открывает двери. И если случайно зайти в этот поезд-призрак, то, увы, уже никогда из него не выйдешь.
Вторая легенда повествует о полностью пустом поезде, который можно заметить раз в месяц на Кольцевой линии после полуночи. Он тоже делает остановку на станции, но не производит саму посадку пассажиров, так как в этом поезде собраны души людей, погибших при строительстве или эксплуатации метро.

4 Зодиак в ампире

Все кольцевые станции – глубокого заложения. Конечно, в проектах в то время учитывались не только градостроительные особенности столицы. Все помнили недавно закончившуюся войну и допускали возможность еще одной, такова была политическая ситуация в мире. К слову, тема Великой Победы стала главной в оформлении станций: «Октябрьская» рассказывает об исторической славе советского народа, «Таганская» передает славу отечественного оружия, «Комсомольская» расписана эпизодами из истории воинской славы СССР, оформление «Белорусской» и «Киевской» отражает подвиг братских народов.
При этом почти все станции в той или иной форме содержали прославления Иосифа Сталина, которые потом были тщательно убраны, доходило до переделок целых мозаичных композиций. Однако тема Сталина, по еще одной легенде, отражена не только в оформлении Кольцевой, но и даже в количестве станций.
Известно, что глава государства серьезно увлекался астрологией, даже несмотря на то что в Советском Союзе это считалось ересью. Так вот, некоторые астрологи уверены, что число станций кольца соответствует двенадцати знакам зодиака: «Проспект Мира» – Водолей, «Комсомольская» – Рыбы, «Курская» – Овен, «Таганская» – Телец, «Павелецкая» – Близнецы, «Краснопресненская» – Скорпион, «Белорусская» – Стрелец, «Добрынинская» – Рак, «Октябрьская» – Лев, «Парк культуры» – Дева, «Киевская» – Весы и «Новослободская» – Козерог.

5 Станции вышли из моря

Московскому метро недавно исполнилось 80 лет. Однако некоторые считают, что станции Кольцевой гораздо старше – счет идет чуть ли не на миллионы лет. На облицовках стен и колонн на глаза попадаются окаменевшие обитатели древних морей, что делает московское метро необычным палеонтологическим музеем. Чтобы их внимательно рассмотреть, не нужно даже увеличительного стекла, размер окаменелостей достигает пятидесяти сантиметров и даже больше. К примеру, на станции «Парк Победы» есть аммониты, чей диаметр равен 70 сантиметрам. Правда, их нелегко заметить из-за того, что они сливаются с фоном, но если как следует вглядеться… Кроме аммонитов встречаются «чертовы пальцы», как их окрестили в народе. Это белые внутренние раковины белемнитов длиной 5–10 сантиметров.
«Парк Победы» – не единственное место, где, как гласит легенда, можно восхититься окаменелостями. Помимо этого через красную стену станции «Добрынинская» отчетливо проглядывает внушительная раковина наутилуса. Она удачно распилена ровно пополам, благодаря чему видны все внутренние перегородки. К тому же по всей облицовке станции разбросаны маленькие цветы – это окаменевшие морские лилии. Полюбоваться красотой самых древних обитателей Земли можно на «Комсомольской» и на «Парке культуры».
Нечто подобное можно встретить и на других ветках столичного метрополитена, например, на «Библиотеке имени Ленина». Возле перехода на «Боровицкую» не составляет труда рассмотреть большие раковины брюхоногих моллюсков и брахиопод. Они попали в столичную подземку из каменноугольного периода, а это около 350 миллионов лет назад.

Александр Шибанов

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»