«Ленметрогипротранс» проектирует строящиеся участки московского метро в Москве

24.10.2017

«Мы обеспечиваем высокий уровень разрабатываемой документации»

метро в Москве

«Ленметрогипротранс» – проектный институт, которому обязаны своим рождением абсолютно все станции Петербургского метрополитена. Даты их ввода в строй составляют историческую хронику ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс». За семьдесят лет работы институтом запроектировано свыше 800 км участков метрополитена, автомобильных и железнодорожных тоннелей, в том числе и один из самых сложных – Архотский тоннель через Главный Кавказский хребет. С 2013 года институт успешно работает в столице, проектируя новые участки московской подземки и станции метро.

Датой рождения «Ленметрогипротранса» (ЛМГТ) стал 1946 год, когда для проектирования метрополитена в Северной столице приказом Министерства путей сообщения был образован филиал московского института «Метропроект» – «Ленметропроект». Для его становления в город на Неве была направлена группа опытных специалистов-проектировщиков, образовавшая ядро творческого коллектива.

Столь же активно институт стал заниматься и проектированием тоннелей. В 1973 году ленинградский филиал был преобразован в самостоятельный институт «Ленметрогипротранс», который в 1984-м Минтрансстрой превратил в головную организацию по проектированию горных, железнодорожных и автодорожных тоннелей. А в 1993 году предприятие преобразовали в Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс».

За 70 лет работы ЛМГТ запроектировал свыше 800 км линий метрополитена, автомобильных и железнодорожных тоннелей, география которых – не только СССР и современная Россия, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Это тоннель под проливом Невельского (длиной 11,7 км) для соединения Евроазиатского материка с островом Сахалин и Архотский тоннель через Главный Кавказский хребет (длиной 23,4 км). В рамках создания скоростной автодороги Адлер – Альпика-Сервис, связывающей объекты олимпийского Сочи, институтом были запроектированы совмещенные авто- и железнодорожные тоннельные комплексы общей протяженностью 27,4 км. Работа принесла «Ленметрогипротрансу» победу на международном конкурсе International Tunnelling Awards в номинации «Главный тоннельный проект года».

ЛМГТ разрабатывал проекты первых участков метрополитена в Новосибирске, Челябинске, Казани, Самаре и других городах нашей страны. Большой вклад внес в разработку линий метро в Гаване (Куба), Будапеште (Венгрия), Калькутте (Индия), Хельсинки (Финляндия). По мнению экспертов, из рук специалистов «Ленметрогипротранса» спроектированные станции метрополитена выходят не только оснащенными по последнему слову техники, но и по-настоящему красивыми.

В институте 22 подразделения, в том числе 10 отделов: девять – производственных и один научно-исследовательский. В настоящее время в «Ленметрогипротрансе» трудятся более 300 высококвалифицированных специалистов, включая трех докторов и 14 кандидатов технических наук. Инженеры предприятия имеют 25 патентов и 49 авторских свидетельств, являются лауреатами Государственных премий, награждены правительственными наградами. «Профессионализм и знания наших опытных сотрудников дополняются энергией и трудолюбием молодежи. Мы обеспечиваем высокий уровень разрабатываемой институтом проектной продукции, в работе используем электронные технологии, – рассказывает заместитель генерального директора института по проектированию метрополитенов Владимир Марков. – У нас нет текучки, специалисты получают хорошую зарплату. Однако и нагрузка на них значительно превышает нормативную».

В столицу ЛМГТ пришел в конце 2013 года не с пустыми руками. Предложенные институтом решения, базирующиеся на современных технологиях, позволили городу сэкономить только на материалах и объемах строительства до 1,5 млрд рублей на каждой из пяти станций, что составляет примерно 10–20% от сметной стоимости объекта. Мало того, петербургские проектировщики разработали новую концепцию развития системы станций мелкого заложения.

«Участок Калининско-Солнцевской линии метро, включающий в себя станции «Рассказовка», «Новопеределкино», «Солнцево», «Боровское шоссе» и «Говорово», стал первым самостоятельным проектом нашего института в Москве. Строительство станций выполняют разные подрядчики, и с каждым из них мы тесно взаимодействуем в ходе авторского надзора. В процессе работ в документацию приходится вносить корректировки, связанные с заменой материалов и оборудования, с результатами строительно-монтажных работ и изменениями в архитектурной части проекта. Впрочем, это обычная практика – проблемы возникают, и они решаются», – говорит главный инженер проекта Сергей Мазурин.

Институт также занимается разработкой проектной документации будущего участка Третьего пересадочного контура от станции «Нижегородская улица» до «Электрозаводской». На отрезке от станции «Нижегородская улица» до «Лефортово» участок состоит из однопутных тоннелей, а на перегоне от «Лефортово» до «Электрозаводской» это двухпутный тоннель диаметром 10 метров.
«Требования к эксплуатации метрополитена, к безопасности и мобильному передвижению внутри подземных сооружений совершенствуются год от года. Поэтому для того, чтобы соответствовать измененным требованиям, в разработке проектных решений необходимо быть на шаг впереди конкурентов», – говорит начальник архитектурного отдела Дмитрий Бойцов.

Одну из важнейших задач в данном случае выполняют объемно-планировочные решения, разрабатываемые в институте. От этого существенно зависит стоимость объекта в целом и то, насколько он будет удобен для пассажиров и для эксплуатирующих организаций. В своих проектах архитекторы «Ленметрогипротранса», разрабатывающие планировку станций, уходят от принципа типового проектирования. По словам Бойцова, «типовые решения, применяемые на одних объектах, на других активно модернизируются и оптимизируются с учетом экономической ситуации, условий строительства и множества других факторов».
«В сложной структуре московского и питерского метрополитенов, когда общее количество станций превышает три сотни, наличие индивидуальности в архитектурно-художественном образе каждой из них является важным критерием для пассажиров с точки зрения удобства ориентации в пространстве, формирования ассоциативного сопоставления архитектуры.

Пока что наши объекты в столице находятся в стадии строительства. Но то, что реализовано, отвечает авторским идеям. Надеемся, что строителям удастся качественно и без изменений в проектных решениях завершить работы в заявленные сроки», – подчеркнул Дмитрий Бойцов.

Андрей Мещеряков

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»