«Леон Гаррос ищет друга». Как в Москве сняли первую советско-французскую комедию

Советско-французская кинокомедия «Леон Гаррос ищет друга» — не самый известный сегодня фильм. В свое время он наделал много шума — во время его съемок актеры-парижане провели в СССР почти год. Что они там увидели и что из этого получилось — в материале mos.ru.

Paris — Moscou

20 июня 1966 года Шарль де Голль, первый президент Пятой республики, прибыл в Москву. Газеты и журналы пестрели фотографиями: важного гостя встречают в аэропорту Внуково, показывают ему Ленинские горы, Кремль, везут по улице Горького (ныне — Тверская). Официальный визит продлился 10 дней, из столицы де Голль отправился в большое путешествие по всему СССР. Франция в его лице показала, что готова сотрудничать с Советским Союзом, несмотря на идеологические разногласия. Это был важный шаг в отношениях двух держав, с которого в них началось заметное потепление.

Важный, но не первый.

За семь лет до приезда де Голля, летом 1959 года, в Москву прибыла другая французская делегация, не столь официальная. Режиссер Марчелло Пальеро, сценарист Мишель Курно, тележурналист Леон Зитрон и актеры Жан Рошфор и Жан Гавен прибыли на съемки совместного советско-французского фильма «Леон Гаррос ищет друга» (во французском прокате он назывался Vingt mille lieues sur la terre, то есть «Двадцать тысяч лье по земле»).

Сценарий вместе с Мишелем Курно написали мэтр советской драматургии Сергей Михалков и сценарист Леонид Зорин. В нем хватало и задора, и оптимизма, и легкости. Итак, Леон Гаррос, известный радиокорреспондент, прибывает в Москву, чтобы записать большой репортаж для французских слушателей. Помимо рабочих целей, у него есть и личная — найти москвича Бориса Ваганова, с которым в страшные годы войны вместе бежал из фашистского концлагеря. Поиски друга затягиваются — оказывается, Борис уже пять лет как уехал из Москвы по работе, — а фильм превращается из комедии в роуд-муви. Вместе с друзьями Фернаном и Грегуаром, а также переводчиком Николаем главный герой объедет на автомобиле весь Союз до самого Крайнего Севера, и везде ему будет чем восхититься и чему порадоваться.

Кадр из фильма «Леон Гаррос ищет друга». Режиссер М. Пальеро. 1961 год

Достопримечательности

Лихо развернувшись, французская легковушка выезжает на Кутузовский проспект. Перед глазами вырастает громада, увенчанная шпилем. «Гостиница “Украина”», — с ударением на последние слоги слов читают наши герои. «Это не гостиница, это опера!» — восклицает один из них, едва перешагнув порог. Из-за спин изумленных гостей в дверном проеме виднеется еще один советский небоскреб — очевидно, высотка на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь). Здание скорее всего не настоящее, а нарисованное на белом фоне, — оно было очень нужно в кадре. Высотки, строительство которых закончилось в 1957 году, были главной архитектурной новинкой и гордостью Москвы — их обязательно надо было показать в фильме, который будут смотреть за границей.

Удивляться в этой гостинице, похожей на оперу, гости будут буквально всему: от красавицы-лифтерши, свободно говорящей по-французски, до мощного душа, который прекрасно исполнит роль шума дождя для записи лирической подводки к репортажу о прибытии в советскую столицу. На улице тоже интересно. Вот станция метро «Киевская» — тоже новая, открывшаяся для пассажиров в 1953 году, — со всеми ее мраморными сидениями на платформах и пилонами, роскошно украшенными мозаичными панно. Здесь звучит легкая музыка, а на эскалаторе запросто можно встретить известную певицу. Ее играет Татьяна Самойлова, известная во Франции по главной роли в фильме «Летят журавли»: в 1958 году кинокартина Михаила Калатозова получила главный приз Каннского кинофестиваля.

Смотр достижений советской архитектуры продолжается. Вслед за Самойловой мы приезжаем в Хамовники. Ее героиня, певица Наташа, приходит в бассейн «Чайка». Бассейн под открытым небом, построенный в 1957 году по проекту архитектора Бориса Топаза и конструктора Юрия Дыховичного, стал главной спортивной площадкой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Позже, в 1980-х, бассейн был перестроен, так что эта сцена фильма дарит отличную возможность рассмотреть первоначальную версию. С легкой руки французского режиссера «Чайка» и ее посетители выглядят совсем не по-советски. В этих юношах и девушках, облитых загаром и одетых в платья в стиле new look, купальники и плавки, сложно узнать комсомольцев — они будто вышли из комедии про юных парижан-буржуа. Ревность, откровенный флирт, пикировка — и ни слова о Ленине.

Владимир Ильич появится в разговорах чуть позже — когда Леон Гаррос отправится на Красную площадь записывать продолжение своего репортажа. Репортер застанет смену почетного караула у мавзолея, изумится чеканному шагу солдат и расскажет французским слушателям об очереди советских граждан, которые пришли к покойному Ленину:

— Эта очередь никогда не заканчивается. Скажите, Николай, — весело обратится он к переводчику, — и давно это так?

— Да, — неожиданно серьезно скажет тот, — вот уже 35 лет.

Футбол и мотороллер

В фильм вошло одно важное спортивное событие лета 1959-го: футбольный матч сборной клубов Москвы и французской команды «Реймс», закончившийся со счетом 4:1 в пользу советских спортсменов. «Не решаюсь вам перевести, как мсье Грегуар называет судью, — мягко говорит за кадром рассказчик голосом Зиновия Гердта и продолжает: — Зная, что фильм будет демонстрироваться и во Франции, наши операторы из вежливости поставили камеры у ворот москвичей, чтобы не травмировать французских болельщиков четырьмя голами, забитыми в ворота “Реймса”».

На Центральный стадион имени В.И. Ленина (теперь — Большая спортивная арена) прибывает вся компания — Леон Гаррос, его товарищи и переводчик. Разочарование от проигрыша соотечественников помогает пережить приятный сюрприз — Леон Гаррос выигрывает в лотерею мотороллер. «Круг почета!» — просят его, и французский гость легко запрыгивает в седло и катит по стадиону. В изящном силуэте ярко-голубого мотороллера можно заподозрить продукцию зарубежного автопрома, однако это Т-200, советская модель, выпущенная Тульским машиностроительным заводом в 1957 году. Кстати, позже, в 1961-м, когда фильм выйдет на экраны в СССР и во Франции, завод создаст усовершенствованную модель Т-200М.

Мотороллеры «Тула» были транспортом класса люкс — если этот термин, конечно, применим к советской действительности. Модель не случайно кажется иностранной — за образец советские конструкторы взяли мотороллер Goggo 200 немецкого концерна Hans Glas GmbH, сейчас несуществующего. Его широкие колеса и высокая проходимость оказались наиболее отвечающими запросам автолюбителей СССР. Кстати, одновременно с Тульским машиностроительным за мотороллеры взялся Вятско-Полянский завод. Вышедший в одно время с Т-200 мотороллер «Вятка» был создан наподобие легендарной итальянской «Веспы».

Главный герой

Леон Зитрон, сыгравший журналиста Леона Гарроса, — непрофессиональный актер. Можно сказать, что в фильме он сыграл сам себя — и не только потому, что он тоже был журналистом. Как и его героя, мсье Зитрона связывало с Россией нечто серьезное: он здесь родился. Эту командировку в СССР он воспринял как возвращение на родину.

Первенец Леон появился в 1914 году в семье инженера-химика Родольфа-Ромэна Зитрона и его жены Кэтрин Хоукинс, живших в Петрограде. В октябре 1917 года семья была в Швеции, после революции супруги решили не возвращаться в Россию, а обосноваться во Франции. В Париже Родольф-Ромэн Зитрон переквалифицировался в портного и открыл собственное ателье «Клиника одежды», в котором можно было не только сшить новые вещи, но и починить и почистить старые.

Во время фашистской оккупации родители Леона Зитрона, входившие в Сопротивление, были угнаны в трудовой лагерь в немецком Ораниенбурге. Он сам, мобилизованный в 1940-м, попал в плен в Бельгии и бежал из него. После войны Леон Зитрон некоторое время помогал отцу в его ателье, а потом занялся журналистикой.

Кадр из фильма «Леон Гаррос ищет друга». Режиссер М. Пальеро. 1961 год

В 1948 году он, выпускник Парижской высшей школы журналистики, был принят на работу на радио — во многом благодаря свободному владению несколькими иностранными языками. С 1954 года он начал появляться на телевидении — сначала как ведущий новостей, позже в качестве автора собственных передач. Большую часть своей карьеры он был спортивным комментатором — Зитрон шесть раз вел прямые эфиры с гонок «Тур де Франс», восемь раз становился комментатором Олимпийских игр, комментировал скачки.

В кино он часто играл журналистов и спортивных комментаторов, так что его появление на советском стадионе для французских зрителей не было неожиданностью. Неожиданным было другое — тот факт, что его герой ни слова не говорит по-русски и постоянно попадает в неловкие ситуации в СССР. На самом деле Леон Зитрон отлично владел русским языком, и это был известный факт. «Он свободно говорит на трех языках: французском, русском и угодливом» — известное высказывание журналиста Клода Дарже, которому репортажи Зитрона казались слишком восторженными и лишенными критического взгляда.

Кадр из фильма «Леон Гаррос ищет друга». Режиссер М. Пальеро. 1961 год

Как это было на самом деле

«Леон Гаррос ищет друга» стал вторым совместным советско-французским фильмом после «Нормандии — Неман» Жана Древиля и Дамира Вятича-Бережных. СССР был очень привлекательным рынком для сбыта французского кино, и Франция развернула спецоперацию. Для участия в работе над совместной комедией пригласили режиссера Марчелло Пальеро, придерживавшегося коммунистических взглядов. К тому же в Советском Союзе он был знаком по главной роли в драме «Рим, открытый город» Роберто Росселлини, которая с большим успехом прошла в советском прокате в 1947 году.

На съемки было отведено три месяца — именно столько вневременного отпуска дали Леону Зитрону. Но три месяца неожиданно растянулись почти на год. Главная трудность заключалась в том, что советская сторона не давала французской полной творческой свободы. Сценарист и кинокритик Мишель Курно едва ли не каждый день менял диалоги по многочисленным просьбам советских коллег. Неореалист Марчелло Пальеро сердился: ему не дали снять запряженную лошадью телегу, едущую по московской улице, потому что правильнее показывать автомобили и тракторы.

Кадр из фильма «Леон Гаррос ищет друга». Режиссер М. Пальеро. 1961 год

Монтаж и озвучивание также длились долго, несколько раз менялось французское название фильма. В итоге во Франции картина собрала около 50 тысяч зрителей. В СССР же, напротив, она стала одним из лидеров проката 1961 года.

Французские участники съемок были не в таком восторге от затянувшейся командировки в СССР, как герои фильма, однако у этого путешествия были свои плюсы. Актер Жан Рошфор, сыгравший ловеласа Фернана, встретил на съемочной площадке девушку по имени Александра Мосава, которая стала его женой. А исполнитель главной роли по итогам работы написал книгу-репортаж «Леон Зитрон рассказывает вам об СССР», которая стала бестселлером.