Лунин Николай Александрович

Николай Александрович Лунин родился 22 мая 1915 года. Его детство прошло на разъезде Кирзинской Омской железной дороги. В 1930 году он поступил в Новосибирскую школу ФЗУ. Через два года окончил её. Имея квалификацию слесаря 3-его разряда, Николай был направлен в Новосибирское паровозное депо на должность кочегара паровоза. В депо его скоро заметили и перевели в помощники машиниста паровоза серии «О». А в декабре 1934 года Лунин был послан на 9-ти месячные курсы паровозных машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, которые успешно закончил и с августа 1935 года начал самостоятельно водить поезда.

В 1936 году в депо прибыл с Ворошиловградского паровозо-строительного завода новый паровоз серии ФД № 20-1242. Руководство депо решило отдать этот паровоз комсомольской бригаде машинистов во главе со старшим машинистом Луниным Николаем Александровичем. Ему было в то время немногим более 20-ти лет. Но у него уже выработался свой принцип в организации работы: все неполадки в машине (паровозе) нужно как можно раньше обнаруживать в процессе работы и устранять их, как правило, собственными силами. Это значительно снижало объем работы на ремонте паровоза в депо.

В ноябре 1940 года паровоз, сделав пробег 62700 км (в два раза перекрыв норму), встал на ремонт, пройдя вместо полагающихся 15-ти промывок котла всего 9. За время такого пробега весь служебный ремонт паровоза выполняла сама бригада Лунина.

У Лунина появились единомышленники в своем и других депо Томской железной дороги. Они пропагандировали его методы работы, помогали развитию Лунинского движения. Лунинский метод был одобрен Новосибирским обкомом ВКП(6), который своим Постановлением от 26 декабря 1940 года обязал руководство Томской железной дороги, райкомы партии, политотделы дороги и отделений всемерно и широко распространять метод работы т. Лунина Н.А.

Приближался Новый 1941 год. Знатный машинист паровозного дело Новосибирск получил много добрых поздравлений из разных мест великой страны СССР. В конце января 1941 года на станции Болотная Лунина срочно вызвали к телефону.

Ему передали содержание приказа Народного Комиссара путей сообщения Кагановича Л.М.:

«Старшему машинисту паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги Николаю Александровичу Лунину: отмечая Вашу ценную, замечатльную инициативу по увеличению объёма служебного ремонта паровоза, выполняемого силами паровозной бригады и сокращения до минимума количества записываемых пунктов ремонта паровозов на промывках, НКПС своим приказом от 28.01.41 г. Наградил Вас знаком «Почётному железнодорожнику» и передаёт Вам юбилейный 3000-й паровоз серии ФД, выпущенный Ворошиловоградским паровозостроительным заводом».

К этому времени около 7 тысяч паровозных бригад переняли опыт Лунина. Среди Лунинцев были уже не только машинисты, но и водители автомашин, трактористы, лётчики — люди самых разных профессий, любящие свой труд и доверенные им машины.

Почтальоны приносили Лунину на дом большие пачки писем, на многие из них он обстоятельно и уважительно отвечал.

Началась Великая Отечественная Война. Лунинское движение особенно пригодилось в это тяжелое для страны и народа время. Приказом Президиума Верховного I Совета СССР от 5 ноября 1943 года Лунину Николаю Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, бесчисленное количество воинских поездов образцово, точно по графику провели Лунин и его бригада. Он беззаветно трудился, внося свою лепту в дело борьбы с немецким фашизмом. На свои сбережения он купил 30 вагонов угля, лично со своей бригадой отвез этот уголь в феврале 1943 года в только что освобожденный Сталинград и подарил героическому городу, в котором в это время почти не было топлива. Этот его благородный поступок вызвал много последователей.

В марте 1943 года Н.А.Лунин Получил письмо от И.В. Сталина. В письме говорилось: «Примите мой привет и благодарность Правительства Союза ССР, товарищ Лунин, за Вашу заботу о восстановлении города Сталинграда. И.В.Сталин…»

На Томской железной дороге в депо Тайга был построен с августа 1941 по апрель 1942 года бронепоезд «Лунинец» № 704. Лунин со своей бригадой писали заявление об отправке их на фронт с этим бронепоездом, но им отказали, заявив: «Здесь вы делаете не менее важное дело для страны».

После победы весной 1945 года Николай александрович был направлен на восстановление железных дорог Украины в качестве начальника Смородинского паровозного отделения Южной железной дороги.

Николай Александрович Лунин после тяжёлой болезни скончался 3 октября 1968 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

http://nsk.novosibdom.ru

Николай Александрович Лунин родился 22 мая 1915 года. Его детство прошло на разъезде Кирзинской Омской железной дороги. В 1930 году он поступил в Новосибирскую школу ФЗУ. Через два года окончил её. Имея квалификацию слесаря 3-его разряда, Николай был направлен в Новосибирское паровозное депо на должность кочегара паровоза. В депо его скоро заметили и перевели в помощники машиниста паровоза серии «О». А в декабре 1934 года Лунин был послан на 9-ти месячные курсы паровозных машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, которые успешно закончил и с августа 1935 года начал самостоятельно водить поезда.