Любовь в другой жизни

Саня и Катя одноклассники. Жизнь разбросала их, но в уже зрелом возрасте они снова встретились. К 30 годам он обзавелся шизофренией, она – дочкой и мужем. Его безумие и страсть в конце концов обернулись трагедией. Но так ли печален финал? «Это история про любовь, которая невозможна здесь, но возможна в другом мире», – так охарактеризовал тему постановки «Пилорама плюс» (18+) ее режиссер Павел Данилов.

Саня и Катя одноклассники. Жизнь разбросала их, но в уже зрелом возрасте они снова встретились. К 30 годам он обзавелся шизофренией, она – дочкой и мужем. Его безумие и страсть в конце концов обернулись трагедией. Но так ли печален финал? «Это история про любовь, которая невозможна здесь, но возможна в другом мире», – так охарактеризовал тему постановки «Пилорама плюс» (18+) ее режиссер Павел Данилов.

Премьера спектакля состоялась 9 февраля в Центре театрального мастерства. Напомним, его эскиз и эскиз «Кодекса курильщика» (18+, режиссер Иван Комаров) были выбраны для постановки по итогам режиссерской лаборатории современной драматургии под руководством художественного руководителя Центра имени Вс. Мейерхольда, профессора Школы-студии МХАТ Виктора Рыжакова (про «Кодекс курильщика» «Патриоты Нижнего» писали в номере от 20.12.2017).

Спектакль насыщен необычными режиссерскими решениями: звуковыми, световыми, цветовыми, пространственными. Это другой театр. Современный? Наверное. Живой? Да. Смелый? Смотря для кого. Подготовленный зритель, знакомый с деятельностью Центра театрального мастерства, примет эту постановку влегкую. Однако тот, кто зашел туда впервые или в принципе не приемлет откровенность на сцене (она может показаться нарочитой, хотя выглядит естественно), возможно, будет в некоторые моменты смущен или ошеломлен.

Пьеса Натальи Милантьевой может быть прочитана по-разному. В частности, образ героини, Кати (Юлия Пыхтина), сложен, глубок и неоднозначен. Павел Данилов показал ее женщиной скорее бесчувственной по отношению к другим, но чувственной в плане сексуальности. Она красива, осознает свою привлекательность, то, что нравится Сане (Александр Калугин) и, возможно, даже бессознательно провоцирует на конфликт.

Сумасшествие Сани драматург показала с помощью расщепления его личности. Когда тот приходит по ночам в столярный цех, где работает, и выпивает, с ним начинают общаться токарный станок советского производства Михалыч (заслуженный артист РФ Владимир Ганин), крупногабаритный станок для грубой обработки древесины Рейсмус (Федор Боровков), импортный станок для фигурной резьбы с электронным управлением Фрезер (Андрей Хозяев), простейший станок для заточки инструмента Точило (Антон Парамонов) и пила циркулярная (Татьяна Бурлакова). Их взаимодействие режиссер решил транслировать в формате прямого эфира на одной из стен Центра театрального мастерства (кстати, жанр спектакля определен как кинодрама). Эти сцены сопровождаются раздражающими бытовыми звуками (капает вода из умывальника, производятся механические ритмические удары), какими-то космическими шумами и продуманной какофонией голосов персонажей. Чтобы как можно точнее воспроизвести атмосферу столярки, режиссер вместе с актерами ходил в мастерскую «Артель», которая находится в здании Нижполиграфа. «Мы слушали, как звучат станки. Это помогло нам в понимании того, как мы примерно будем существовать. В дальнейшем мы долго искали общую созвучность», – поделился Андрей Хозяев.

Саня пишет и отправляет Кате письма. Это длинные монологи, где он и признается ей в любви, и ругает последними словами. Режиссер «пускает» их по другой стене Центра театрального мастерства, и при этом параллельно происходит действие на площадке. На обсуждении после премьеры некоторые зрители возмущались, сетуя на то, что невозможно и полностью прочитать письма, и проследить за движением героев. По словам Павла Данилова, он принципиально выстроил параллельное действие: зритель сам должен выбрать, смотреть ему или читать.

Кроме тех артистов, которые уже были упомянуты, в постановке заняты Роман Личутин (Боря, муж Кати), заслуженный артист РФ Александр Барковский (сторож), Ольга Федотова (продавщица). Стоит отметить удачный актерский ансамбль: он включил в себя исполнителей из разных театров Нижнего Новгорода.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея ХОЗЯЕВА