Малиновский дом-интернат осваивает модель сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей является первым в Амурской области, кто применяет в работе новую социальную технологию сопровождаемого (тренировочного) проживания людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе совместного проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях.

Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей является первым в Амурской области, кто применяет в работе новую социальную технологию сопровождаемого (тренировочного) проживания людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе совместного проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях.

«Наименее защищенные и наиболее нуждающиеся в заботе государства в современном обществе – это люди с ментальными нарушениями. К ним относятся лица с нарушениями интеллекта, нередко в сочетании с другими нарушениями в развитии, такими как нарушения опорно-двигательных функций, расстройства аутистического спектра и другими. Такая категория людей всегда будет нуждаться в помощи окружающих для решения каждодневных жизненных задач», — рассказывает начальник отдела профилактики социального сиротства министерства социальной защиты населения Амурской области Ольга Головачёва.

Современное общество и государство стараются помочь таким людям достичь максимально возможной независимости: оказываются услуги ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, возможность получения образования, социальной адаптации, включение особых людей в активную социальную жизнь.

Но при достижении взрослого возраста, в случае несформированности у особых людей важных для жизни в обществе навыков, тогда их постоянным местом проживания становится психоневрологический интернат.

Сейчас в некоторых западных регионах России успешно внедряется и реализуется новая социальная технология, альтернативная интернатному содержанию, такая как сопровождаемое (тренировочное) проживание.

Предоставление сопровождаемого проживания помогает инвалиду научиться организовывать свою повседневную жизнь, определять и выражать свои потребности и удовлетворять из самостоятельно или с посторонней помощью. 

Модель сопровождаемого проживания, которая включает в себя три этапа:

1. Дом-интернат (подготовительно-отборочный этап).

2. Отделение молодых инвалидов (учебное (тренировочное) круглосуточное сопровождаемое проживание);

3. Тренировочная квартира (учебное (тренировочное) полустационарное сопровождаемое проживание).

Эта модель реализуется сегодня в Малиновском доме-интернате.

На базе отделения реабилитации молодых инвалидов реализуется программа по формированию первоначальных профессиональных навыков у воспитанников: уборщик помещений, грузчик, дворник, волонтер, помощник младшей медицинской сестры.

Важным разделом работы реабилитационного отделения является формирование у людей с различными степенями умственной отсталости социальных навыков и знаний, позволяющих им в дальнейшем адаптироваться в жизни.

«Воспитанники учатся отходить от уклада дома-интерната и плавно переходить к условиям жизни в общежитие или, по-другому, к условиям тренировочной квартиры, суть которой заключается в обучении самостоятельно планировать свое время как рабочее, так и свободное, рационально тратить свои денежные средства, самостоятельно готовить пищу, продумывать меню на неделю на несколько дней, учиться налаживать социальные связи не только в пределах дома-интерната и многому другому. На сегодняшний день, в учреждении 3 девушки переведены на полустационарное обслуживание, 5 воспитанников прошли курсы профессионального обучения низкоквалифицированным видам труда, четверо из них трудоустроены на рабочие места в учреждении на 0,5 ставки», — рассказывает  директор Малиновского дома-интерната для умственно отсталых детей Евгения Куликова.

На базе Малиновского дома-интерната в рамках реализации новой социальной технологии сопровождаемого (тренировочного) проживания для 23  воспитанников, достигших 17 лет и имеющих достаточный потенциал для их дальнейшей социализации, планируется организовать курсы профессионального обучения. Из них 9 человек планируется трудоустроить на рабочие места в учреждении. Также в планах перевести 23 воспитанника на полустационарное сопровождаемое проживание.