Марат Хуснуллин о главных градостроительных проектах в Москве

Строительство – локомотив столичной экономики
Марат Хуснуллин о главных градостроительных проектах

Стройкомплекс Москвы отмечает в этом году свой 30-летний юбилей. Из этих трех десятилетий последние семь с половиной лет можно считать по-настоящему прорывными для всего мегаполиса. Еще в конце 2010 года был взят курс на полицентрическое развитие, кардинальным образом изменилась градостроительная политика. Столица меняется на глазах – появляется все больше новых комфортных пространств, важных инфраструктурных объектов. Об основных городских программах «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Москва действительно меняется на глазах, превращаясь в город, удобный для жизни. Какие тренды в организации городского пространства актуальны для Московской агломерации? И какие решения использует Москва, строя комфортный город?

– Самый главный тренд – полицентрическое развитие территорий с целью превращения Москвы в город, удобный и комфортный для жизни, работы и отдыха. Высшее достижение урбанистики – организовать городское пространство так, чтобы люди могли работать максимально близко к местам проживания, чтобы они тратили как можно меньше времени на дорогу. То есть необходимо максимально уйти от точечной застройки, развивать территории комплексно, центр города разуплотнить, переориентируя размещение офисов и торговых центров в периферийные районы, где формировать рабочие места в шаговой доступности от транспорта, а историческую часть развивать как культурное ядро с организацией там комфортных общественных пространств и пешеходных зон.

Главным же драйвером реализации полицентричной модели развития является грамотное выстраивание транспортной логистики с увеличением объемов и ростом темпов транспортного строительства. Причем приоритет отдается развитию общественного транспорта. Фактически мы приняли три главных решения, которые и реализуем. Создаем разветвленную транспортную сеть: активно строим метро, включая реализацию масштабного проекта – БКЛ, интегрируем посредством строительства ТПУ с подземкой линии железной дороги: в сентябре 2016 года запустили МЦК, теперь занимаемся его дальнейшим обустройством, включая прилегающие территории, а также интеграцией в общегородскую сеть радиальных линий железной дороги. А еще строим и реконструируем автомобильные дороги, развязки, искусственные сооружения с отведением специальных полос для общественного транспорта.

Самая главная наша цель – добиться того, чтобы москвичи тратили на дорогу от дома до работы и обратно как можно меньше времени. Мы приняли решения, позволяющие формировать рабочие места на периферии городской территории. Основными ресурсами развития в этом отношении стали бывшие заброшенные промзоны в старой черте города и новая Москва. Мы уже добились того, что сегодня до 60% рабочих мест формируется именно там, там же вводится до 50% всей московской недвижимости. Мы создаем открытые общественные пространства, включая пешеходные зоны, сеть велосипедных дорожек, чтобы сделать Москву удобной и комфортной для прогулок. Историческую часть города, которую максимально освободили от застройки, развиваем как культурное ядро, отказались от размещения здесь офисов, которые переориентируем в периферийные районы вблизи станций метро и МЦК, а также в точках роста новой Москвы, где к ним обеспечивается удобная транспортная доступность. В центре Москвы размещаем гостиницы и апартаменты для туристов.

Полицентричность предусматривает и сведение к минимуму точечной застройки, и переход к комплексному, сбалансированному развитию территорий. Это значит, что отдельно спальных районов мы больше не строим, время «каменных джунглей» уходит в прошлое. Мы строим и будем строить жилье вместе с социальной инфраструктурой и недвижимостью для рабочих мест в шаговой доступности, обеспечивая удобной транспортной инфраструктурой связность территорий.

В последние годы в Москве реализуется целый ряд масштабных проектов, которыми вряд ли может похвастаться какой-либо другой мегаполис мира. «Лужники», МЦК, «Зарядье» – лишь некоторые из них. Чем удивит столица москвичей и туристов в ближайшие годы?

Мы действительно в последние годы успешно реализуем одновременно сразу несколько важнейших для инфраструктуры города мегапроектов для всех, кто в нем живет, кто к нам приезжает. И «Лужники», и МЦК, и «Зарядье» – выдающиеся проекты, наша гордость. А в ближайшие годы Москва получит еще целый ряд объектов, которые будут служить москвичам, они украсят столицу, станут новыми визитными карточками. Так, инвесторы уже в этом году планируют открыть первую очередь всесезонного детского парка развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Он станет первым подобным парком не только в России, но и в Европе. Активно развивается самый масштабный в мире проект редевелопмента промзоны «ЗИЛ»: там формируется современный спортивный кластер, строятся уникальные жилые кварталы, социальная инфраструктура, благоустраиваются набережные. На этой территории разместится филиал Эрмитажа и другие объекты, которыми будут гордиться город и вся страна. А в «Лужниках» появятся еще десятки новых сооружений, включая центры художественной гимнастики, тенниса, водных видов спорта, в результате эта территория превратится в крупнейший спортивный кластер Москвы и всей страны. Напомню и о мегапроектах в области транспортной инфраструктуры. В настоящее время город реализует самый масштабный проект в истории мирового метростроения – строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). На ней откроют 31 станцию, а ее длина составит более 69 км (вместе с оборотными тупиками). Полностью замкнуть кольцо планируем в 2022 году.

Первый его участок – от «Делового центра» до «Петровского парка» – введен весной этого года в эксплуатацию, пассажиры им уже пользуются. До конца года запустим второй – от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». В сфере дорожного строительства реализуется такой мегапроект, как формирование в Москве нового дорожно-транспортного кольца, которое будет состоять из двух хорд – Северо-

западной и Северо-восточной – и Южной рокады. Плюс ко всему мы запустили еще один масштабный проект – строительство Московских центральных диаметров (МЦД). К концу 2019 года первые два диаметра должны быть уже готовы, по ним поедут новые современные поезда.

Вы упомянули о новом транспортном проекте – МЦД. Чем была вызвана необходимость строительства диаметров и что в итоге получат москвичи?

В Москве огромный пассажиропоток – 70% населения пользуется рельсовым транспортом. У нас высокоразвитая железнодорожная инфраструктура, а с вводом МЦД разгрузятся радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках. Во многих городах мира сквозные железнодорожные маршруты позволяют пассажирам, не делая пересадок на вокзалах, быстро и комфортно добираться в любую точку города и за город. Нет также необходимости ездить с одного вокзала на другой, делая пересадки, – все соединено удобной сетью маршрутов, все интегрировано с метро, со скоростными трамваями. С запуском диаметров такие удобства получат не только москвичи, но и жители Подмосковья. Этот проект мы реализуем совместно с ОАО «РЖД» и правительством Московской области. На первом этапе работы, который уже вовсю идет, мы соединим Одинцово с Лобней, а Нахабино с Подольском. Эти маршруты готовы больше, чем другие, там почти не нужно вести новое строительство, к тому же там отличная увязка как с МЦК, так и с метро. Пути и подвижной состав для них почти готовы, движение на этих направлениях можем открыть уже в будущем году. А дальше соединим Смоленский и
Киевский радиусы. Хочу также отметить, что в рамках создания МЦД построим 10 новых железнодорожных платформ – это Славянский бульвар, Илимская, Дмитровская, Петровско-Разумовская, Пенягино, Волоколамская, Марьина Роща, Печатники, Курьяново и Котляково. Кроме того, уже сейчас строятся платформы Остафьево и Новохохловская. С запуском МЦД можно будет доехать с одного конца Москвы на другой, фактически пересечь ее по диагонали на электричке всего за 45 минут, не сделав ни одной пересадки. Мы делаем это для москвичей и жителей Подмосковья, чтобы они экономили колоссальное количество времени на дорогу, а также получили возможность дополнительных удобных пересадок на другие виды транспорта.

И все же основным общественным транспортом Москвы остается метро. Еще в 2011 году была принята программа развития столичной подземки, равной которой по масштабам в мире сегодня нет. Сколько уже за это время построено новых линий и станций, какие новые открытия ожидают москвичей в этом году?

Вы совершенно правы. Метро – основной общественный транспорт Москвы, им пользуется более 70% горожан, плюс жители Подмосковья, туристы. И если мы не будем развивать подземку, город просто встанет в одну большую пробку. По сути, метро – это вопрос безопасности жизнедеятельности всей столицы. Поэтому мэр Сергей Семенович Собянин изначально обозначил строительство метро приоритетным направлением работы стройкомплекса. 70% Адресной инвестиционной программы идет на транспортное строительство, причем основная доля средств именно на метро. В результате за семь с половиной лет построено и открыто более 120 км линий и 64 станции метро и МЦК, которое мы рассматриваем как полноценное наземное метро. Только в I квартале этого года мы открыли 8 новых станций: пять станций первого участка Большой кольцевой линии и три – очередного участка Люблинско-Дмитровской. До конца года пассажиры смогут воспользоваться следующим участком БКЛ – от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». Поедут поезда и по очередному участку Солнцевского радиуса – от «Раменок» до «Рассказовки», который готов на 95%, уже начат процесс передачи двух станций – «Рассказовки» и «Мичуринского проспекта» – эксплуатирующим службам метрополитена. Всего же на участке семь станций. Кстати, эта линия интегрирована с действующим участком БКЛ, как только мы запустим ее полностью, от «Рассказовки» до «Петровского парка», а затем и до «Нижней Масловки» можно будет доехать без пересадок. Кроме того, в этом году мы открываем первый участок новой Кожуховской линии от «Некрасовки» до «Косино». На нем расположатся четыре станции: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино». Причем станция «Косино» станет пересадочным узлом: с нее можно будет перейти на одноименную платформу Казанского направления железной дороги и на станцию метро «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии. Второй участок – от «Косино» до «Нижегородской» – тоже уже строится, его откроем в будущем году. В планах на 2018 год также открытие станции «Беломорская» Замоскворецкой линии, там сейчас идут отделочные работы. Город поставил перед собой задачу обеспечить строительную готовность участка Сокольнической линии от станции «Саларьево» до «Столбово» в Коммунарке. Таким образом, продолжаем тянуть метро в новую Москву. Причем эта ветка придет в самую мощную точку экономического роста и развития, где будет крупнейший административно-деловой центр, жилье и социальная инфраструктура.

В Москве трудится многочисленный отряд строителей. Сколько рабочих мест они создают?

У нас действительно работает мощный строительный отряд, один из самых многочисленных, если сравнивать с другими городами. Из более чем 12 миллионов человек, а именно столько составляет официальная численность населения нашего мегаполиса, деятельность миллиона из них так или иначе связана со строительством. То есть получается, что непосредственно в строительстве и смежных отраслях трудится каждый 12-й москвич. Более того, если учесть, что одно рабочее место в строительстве формирует до восьми мест приложения труда в других отраслях экономики – торговле, ЖКХ, сфере услуг и так далее, получается, что наши строители еще и обеспечивают стабильной работой и зарплатой 75% москвичей. Это две трети населения города! Вот почему стройкомплекс мы абсолютно справедливо называем локомотивом всей столичной экономики, главным лекарством от любого кризиса. И именно поэтому мэр Москвы Сергей Семенович Собянин считает поддержку стройкомплекса важнейшим приоритетом. Будет строиться Москва – будут развиваться и смежные сферы: транспорт, промышленность, ЖКХ, логистика, торговля, социальная инфраструктура и так далее. А это значит, что всем, кто трудится в этих отраслях, гарантирована стабильная работа на годы вперед.