Марат Хуснуллин о транспортном строительстве, начале переселения граждан по программе реновации и планах на 2018 год

01.03.2018

«Большую кольцевую линию метро достроим в 2021 году»

Марат Хуснуллин

Прошлый год, несмотря на все сложности и неблагоприятные прогнозы, показал – столичная экономика оправилась от экономических проблем. Растут ввод недвижимости, спрос на коммерческие объекты, инвестиции в строительство. В ближайшие годы задача городских властей – не сбавлять набранных темпов. О том, что ждет стройкомплекс в 2018 году, на чем будет сосредоточено основное внимание, корреспонденту «Московской перспективы» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Объёмы ввода растут
– Как оцените итоги 2017 строительного года?
– Самый главный показатель успешности отрасли – динамика ввода недвижимости, а она нас порадовала. Мы ввели за прошлый год более 8,5 млн кв. метров, из них 3,4 млн – это жилье. То есть, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы построили и жилья, и недвижимости в целом больше, чем в 2016 году.

Всего же, хочу напомнить, за семь лет в городе возведено 58,3 млн кв. метров недвижимости, включая 22,2 млн кв. метров жилья. Это 13% от существовавшего в столице объема. Что особенно важно, по-прежнему доля инвестиций в недвижимости у нас основная, порядка 90% построили инвесторы, то есть это колоссальные вливания в экономику. В целом у нас ежегодный объем инвестиций в строительство – около 800 млрд рублей. Это 40% всех инвестиций в экономику столицы – миллиарды рублей налогов в городской бюджет, которые направляются на строительство социально значимых объектов, на то, чтобы Москва продолжала оставаться одним из самых социально ориентированных городов мира.

Кроме того, в 2017 году возобновился спрос на офисные и торговые помещения. Если ещё в 2015 году наблюдался определенный спад, то по итогам прошлого года мы увидели, что спрос восстанавливается, это важно – значит, экономика развивается. Это тоже не может не радовать.

При этом хочу напомнить, что основным приоритетом являлось и по-прежнему является транспортное строительство. Мы активно развивали метро, построив за год 20,6 км линий и девять станций, четыре из которых – «Раменки», «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Ховрино» – уже принимают пассажиров, а первые пять станций Большой кольцевой линии полностью готовы и откроются в самое ближайшее время. Занимались развитием радиальных железнодорожных веток, потрясающих успехов добились в дорожном строительстве, установив рекорд: по итогам 2017 года построили и ввели в эксплуатацию 132,9 км дорог, 37 искусственных сооружений и 32 пешеходных перехода. Никогда еще Москва в один год столько дорог не строила и не реконструировала!
В целом у нас за семь лет протяженность дорог в столице выросла на 16%, это очень серьезный показатель. Каждый шестой метр автомобильных дорог – новый, каждая третья развязка, тоннель или мост построены именно за последние семь лет. Это очень серьезный итог. Кроме того, мы еще создали большие заделы на годы вперед, чтобы ежегодно как минимум по 100 км и по 20–30 искусственных сооружений вводить, тем самым улучшая транспортную ситуацию в Москве.

И, безусловно, огромным успехом 2017 года, который, кстати, для столицы был юбилейным, Москва отметила 870 лет со дня основания, считаю реализацию грандиозных проектов – завершение реконструкции Большой спортивной арены «Лужники», в результате чего наш город, наша страна получила спорткомплекс мирового уровня, и открытие парка «Зарядье», который стал настоящей изюминкой, визитной карточкой столицы России. Эти два уникальных объекта получили мировое признание и престижные международные премии. Ну и, конечно же, серьезнейшим итогом 2017 года стал старт беспрецедентной по масштабам программы реновации жилого фонда в Москве. Мы провели колоссальную работу в этом направлении, причем при непосредственном участии самих москвичей. Реализация этой программы позволит не только улучшить жилищные условия порядка миллиона граждан, но и даст серьезный импульс к дальнейшему развитию и формированию современного, привлекательного, комфортного для людей города.

– Какие основные задачи стоят перед стройкомплексом в 2018 году?
– У нас несколько важнейших задач. Одна из них – запустить первую волну программы реновации, и мы это уже начали делать. Уже готовы к заселению первые дома, и людям показали квартиры, в течение трех месяцев они смогут в них переехать. На сегодняшний день у нас определено около 240 стартовых площадок для строительства нового жилья и еще 160 участков находятся в проработке. Это достаточное количество для того, чтобы поднять первую волну реновации и в течение трех лет построить там новое жилье. Важнейшей задачей является дальнейшее развитие метрополитена. Неслучайно мы 2018 год объявили годом метро. Планируем построить более 50 км линий, три огромных депо, где будут работать 4 тыс. сотрудников. И мы уже точно видим, что сможем до конца года построить 21 станцию метро, а вообще стремимся выйти на 24 станции. Причем речь идет о важнейших линиях метро – Калининско-Солнцевской, доведем ее до новой Москвы (станция «Рассказовка» в высокой степени готовности, и в начале лета ее уже запустим), Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Петровского парка», уже поехали поезда с пассажирами. Завершим строительство Сокольнической ветки от «Саларьево» до станции «Ольховая», а если получится, то до конца года доведем линию и до «Столбово», это в Коммунарке. И еще одна важнейшая ветка – Кожуховская, запускать ее будем этапами.

– Как обстоят дела со строительством этой ветки? И о каких этапах речь?
– Строительство ветки идет активными темпами, в соответствии с графиком. Напомню, что на этой розовой ветке будет восемь станций – «Нижегородская», «Стахановская», «Окская», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Строить, напомню, мы начали сначала участок от «Некрасовки» до «Косино», затем – от «Косино» до «Нижегородской». Участок от «Некрасовки» до «Косино» в высокой степени готовности, там уже на стадии завершения отделочные работы на станциях, начали испытывать оборудование. Второй радиус строится чуть дольше, поскольку там сложные геологические условия. Часть линии строится при помощи тоннелепроходческих щитов большого диаметра. Недавно первый в истории московского метростроения щит-гигант диаметром 10 метров «Лилия» завершил строительство двухпутного тоннеля между переходной камерой за станцией «Косино» и станцией «Юго-Восточная». Запускать линию в два этапа мы решили, не дожидаясь, пока будет достроен второй участок, исходя из того, что увеличивается нагрузка на улично-дорожную сеть. И чем раньше часть горожан сможет пересесть на метро рядом с домом, тем лучше и для людей, и для транспортной ситуации на востоке Москвы. Поэтому первый участок от «Косино» до «Некрасовки» будет полностью готов уже к концу августа, со всеми станциями, а участок от «Косино» до «Авиамоторной» перейдет на следующий год.

Метростроителей нужно больше
– Как идут работы по строительству БКЛ, на каких участках развернуты работы?
– Работы развернуты практически на всех участках Большой кольцевой линии. Напомню, что строить мы начали с северо-западного отрезка – от «Делового центра» до «Петровского парка», и он уже запущен. Следующий участок в этом году соединит «Петровский парк» и «Нижнюю Масловку», затем будет готов участок от «Нижней Масловки» до «Рубцовской», потом он дойдет до «Нижегородской». Работы на трех станциях – «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынке» – планируем завершить в 2019 году. Активная стройка идет на участках от станции «Лефортово» до «Авиамоторной», от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Приступили к строительству юго-западного участка – от «Проспекта Вернадского» до «Аминьевского шоссе», подрядчики уже вышли на площадку. Хочу напомнить, что полностью запустить движение по кольцу, замкнуть его планируем в 2021 году. Как я уже говорил, мы 2018 год объявили в Москве годом метро. И всего в работе у нас находится 80 км тоннелей, включая участки Большой кольцевой линии. Это небывалые доселе темпы и объемы строительства. В подземке трудятся 27 тоннелепроходческих щитов.
Метро – основной общественный транспорт в нашем городе, самый популярный, им пользуются более 70% москвичей, он самый удобный и быстрый. По нашим прогнозам, уже в 2020 году 95% горожан будут иметь подземку в пешей доступности от дома и работы, таким образом, люди смогут экономить свое время. А Большая кольцевая линия помимо удобства для пассажиров, которые смогут пересаживаться на нужные ветки метро, не доезжая до центра города, что разгрузит и Кольцевую линию, и пересадочные станции внутри нее, еще и дает техническую возможность строить от нее радиальные ветки фактически в любую точку города.

– С какими трудностями сталкиваются метростроители?
– На каждом участке есть, конечно же, свои особенности и сложности. Они зависят и от глубины залегания (участки мелкого залегания строить быстрее и проще), и от особенностей породы. Встречаются сложные, водонасыщенные грунты, как, например, на первом участке БКЛ от «Делового центра» до «Петровского парка». На том же участке, кстати, трудность еще и в том, что мы его интегрируем и с МЦК, и с радиальными ветками метрополитена. К тому же пришлось переносить инженерные сети. Эта вообще одна из главных сложностей при строительстве метро, особенно там, где плотная застройка.
Вообще строительство метро процесс непростой сам по себе, ведь подземное пространство Москвы – это, по сути, живая среда, там все движется. Очень многое зависит от внешних факторов, включая погодные сюрпризы. Например, когда норма осадков выше стандартной, усиливаются подводные реки, идет попадание воды в сложный грунт и возникают трудности: изначально планируем пройти определенный участок тоннелем, а приходится использовать систему заморозки. Но наши метростроители все трудности преодолевают, это по-настоящему самоотверженные люди, трудно переоценить то, что они делают для города, для москвичей. Так что спасибо им огромное.

– А достаточно ли на сегодняшний день строителей? Планируется ли увеличение их количества и за счет чего?
– Нет, с учетом наших масштабных планов по метро строителей нам сейчас не хватает. На сегодняшний день мы собрали практически все силы Москвы и Московской области, на строительстве подземки заняты порядка 50 тыс. человек, причем люди работают в круглосуточном режиме. А чтобы поддерживать взятые нами темпы, осилить тот объем, который мы заявили на последующие годы, нужно еще 20 тыс. Причем при строительстве метро ведь не бывает так, что сегодня начали строить, а завтра уже готова линия. Начинать нужно сегодня, а результат будет через 4–5 лет. Поэтому всего необходимо до 70 тыс. специалистов, по сути, это население среднестатистического города. Так что мобилизуем людей и из регионов, которые могут работать вахтовым методом. Мы уже сегодня вышли на то, что под землей, как я уже заметил, задействовано 27 тоннелепроходческих щитов из 33 имеющихся, и мы перебрасываем их с одной линии на другую. Одних только грунтов вывозим 10 млн кубов в год. Чтобы представить себе, – это 10 гор, на которых можно устроить горнолыжные спуски протяженностью до 150 метров.

– На Коллегии стройкомплекса были озвучены планы по строительству 74 новых станций метро до 2025 года. Что это будут за линии?
– Это все станции и линии, как строящиеся, так и проектируемые. Прежде всего Большая кольцевая линия, это 68 строящихся километров 31 станция. Это Кожуховская линия, это продление Калининско-Солнцевской ветки, в этом году откроем очередной ее участок до «Рассказовки», а в последующие годы продлим еще на две станции – до аэропорта «Внуково». Кроме того, планируем до конца этого года достроить станции Сокольнической линии от «Саларьево» до «Столбово» в Коммунарке. Придет в Коммунарку и еще одна ветка метро, абсолютно новая, она пройдет от БКЛ (от станции «Улица Новаторов»). Таким образом, в этой крупнейшей точке экономического роста новой Москвы, где расположатся административно-деловой центр, жилье, вся необходимая инфраструктура, будет сформирован пересадочный узел, и люди смогут пользоваться сразу двумя ветками, кому какая удобней. В наших планах также линия до Сколково, метро приведем и в Троицк.

– Что планируется сделать в этом году по проекту создания МЦД? Есть информация, что уже началось строительство на диаметре Нахабино – Подольск. Так ли это?
– Да, действительно, уже начались работы по сооружению станции Остафьево на Курском направлении МЖД, она станет одним из первых остановочных пунктов на диаметре Нахабино – Подольск. В час пик ею смогут пользоваться более 15,5 тыс. человек. На станции будет две пассажирские платформы, объединенные конкорсом, через которые можно будет перейти на остановки других видов транспорта, а также пересечь железную дорогу. Остафьево обеспечит скоростным железнодорожным сообщением районы Новомосковский и Южный, частично разгрузит проспект Юных Ленинцев и Рязановское шоссе.
Детальный же план строительства Московских центральных диаметров будет совместно с РЖД и правительством Московской области подготовлен в марте. В настоящее время идет обследование прилегающих к ним территорий, в том числе на предмет организации пешеходных подходов к платформам, благоустройства, организации системы пересадок на другие виды транспорта, модернизации инфраструктуры в ключевых оборотных пунктах – Лобне, Одинцове, Нахабине, Подольске, на промежуточных остановочных пунктах. Разрабатываются проекты по размещению на будущих станциях различных услуг для пассажиров, аналогичных тем, которыми они пользуются в метро и на МЦК, смотрим на предмет организации парковок и так далее. То есть это огромный пласт работ, выполняемых вместе с железнодорожниками.
Хочу напомнить, что всю работу мы разбиваем на два этапа. На первом соединим Одинцово и Лобню, Нахабино и Подольск. Эти маршруты у нас готовы больше, почти не нужно вести новое строительство, к тому же там отличная увязка как с Московским центральным кольцом, так и с подземкой. Пути и подвижной состав для них почти готовы, движение на этих направлениях можем открыть уже в 2019 году. В стадии проектирования сейчас работы по соединению Смоленского и Киевского радиусов.
С запуском диаметров можно будет доехать с одного конца Москвы на другой, фактически пересечь ее по диагонали, на электричке, не сделав ни одной пересадки, всего за 45 минут.

– На чем будет сосредоточено внимание дорожных строителей в ближайшие несколько лет?
– Самым крупным проектом до 2020 года остается завершение строительства хорд – Северо-западной и Северо-восточной, а также Южной рокады. В общей сложности это добавит еще 232 км скоростных городских магистралей – с развязками, эстакадами, мостами. Причем мы поэтапно открываем движение на участках, чтобы дорогами можно уже было пользоваться, и тем самым разгружаем город. До конца 2018 года Северо-западную хорду практически закончим, основные участки мы уже построили, и они открыты для движения, Северо-восточную хорду и Южную рокаду достроим до 2020 года.
Помимо этого в ближайшие годы мы планируем модернизировать ряд развязок на МКАД. Напомню, что 14 основных крупных развязок мы уже реконструировали и открыли для движения, чем разгрузили проблемные участки Кольцевой и вылетных магистралей на четверть.
Теперь возьмемся за менее крупные объекты, но тоже очень важные с точки зрения организации движения, уменьшения пробок. Так, мы уже начали работы на пересечении МКАД с Бесединским шоссе, планируем реконструировать развязки на пересечении МКАД с Осташковским и Алтуфьевским шоссе, модернизировать участки на пересечении с улицами Свободы, Поляны, Липецкой, Капотня и Верхние Поля. Кроме того, на отдельных участках МКАД построим дублеры Кольцевой автодороги: от проспекта Маршала Жукова до Волоколамского шоссе, от Ленинградского до Дмитровского шоссе и от Осташковского до Ярославского шоссе. Все необходимые финансовые ресурсы на проведение этих работ уже заложены в АИП. И, конечно же, мы продолжим активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры новой Москвы – это завершение строительства дороги Солнцево – Бутово – Видное, ряда других дорог-связок, реконструкции Калужского шоссе, активное развитие дорог местного значения. Будем по-прежнему заниматься формированием УДС в развивающихся промзонах, в том числе самой крупной – на ЗИЛе. В наших планах также и реконструкция набережных Москвы-реки, и развитие дорожной сети вдоль МЦК, и многое другое.

Переселение началось с востока
– Недавно начали выдавать первые смотровые ордера по программе реновации. Что говорят москвичи, готовы ли они переезжать в новые дома, как оценивают качество новых квартир?
– Свое согласие на переезд по состоянию на 22 февраля дали 134 семьи — это 85% жителей домов №№3 и 5 по улице Константина Федина, которым предложили посмотреть квартиры в стартовом доме на 5-й Парковой улице, дом 62Б. Всего переселиться в новый дом должны москвичи из 158 квартир. Почти все — 153 семьи — уже посмотрели новые квартиры, и они их полностью устроили. Напомню, что новый дом находится всего в 300 метрах от расселяемых пятиэтажек. В шаговой доступности там есть и детский сад, и школа. Сам процесс переезда начнется с 26 февраля.

– Когда планируется приступить к строительству домов на стартовых площадках?
– В настоящее время в различной стадии проектирования и строительства находятся 28 домов, все они будут готовы для переселения в 2019 году. Всего же в адресный перечень включено 59 площадок, предназначенных для проектирования и строительства стартовых многоквартирных домов для обеспечения начала волнового переселения граждан в течение 2017–2019 годов. В их числе и 31 дом в шести округах Москвы, которые будут готовы к заселению уже до конца этого года. Новостройка на 5-й Парковой – одна из них. 24 дома, включая дом на 5-й Парковой, уже введены в эксплуатацию, и в настоящее время мы приводим их в соответствие стандартам отделки. 12 из них полностью готовы, и смотровые ордера могут быть получены в самое ближайшее время. Семь домов будут введены в эксплуатацию до конца марта, и затем начнем готовить их под переселение.

АЛЕКСАНДР ШИБАНОВ

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»