МЦК продолжает развиваться и набирает все большую популярность

22.09.2017

Богатство кольца

Московскому центральному кольцу несколько дней назад исполнился ровно год. Проект, которому скептики предрекали безвестное существование, доказал, что не только имеет право на жизнь, но и становится незаменимым для большого количества москвичей. Более того, МЦК превзошло ожидания чиновников и экспертов – перевезло за год почти 100 млн пассажиров, что на четверть больше, чем прогнозировалось. При этом транспортная система в течение всего года продолжала развиваться, улучшилась интеграция с пригородным железнодорожным сообщением, метро и наземным транспортом. В ближайших планах горадминистрации эту работу продолжить.

Едет на рекорд
«Город стал ближе» – так звучал слоган, с которым год назад запускали МЦК. Сегодня можно сказать, что он себя полностью оправдал. Новое кольцо связало отдаленные районы столицы и разные транспортные системы в единую сеть. Как подсчитали в столичном метрополитене, поездки по мегаполису стали в среднем на 20 минут короче. Само же метро при этом удалось разгрузить на 15–20%, свободнее стало на Кольцевой, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской и других линиях, а также пересадочных узлах в центре.

Буквально за несколько дней до годовщины запуска МЦК был установлен рекорд – за сутки поезда перевезли 400 тысяч человек, что на 15 тысяч выше предыдущего показателя. Всего же за минувший год по МЦК проехали без малого 100 млн человек – и это тоже опередило планы, которые заявляли в прошлом сентябре. Тогда эксперты осторожно прогнозировали порядка 75 млн пассажиров в первый год эксплуатации.
За время работы существенно обновили парк «Ласточек» – приобрели 26 новых составов, адаптированных под городские перевозки. Сократился интервал между поездами, а также продлены вечерние часы пик.
За год остановками наземного транспорта у станций МЦК воспользовались 70 млн человек. «Все больше москвичей планируют свои поездки с учетом различных видов общественного транспорта столицы, среди которых автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и поезда Московского центрального кольца. Об этом говорит высокая востребованность остановок транспорта, располагающихся вблизи станций МЦК», – сказал гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов. Всего вблизи станций кольца проходят маршруты 175 автобусов, троллейбусов и трамваев.

На сегодняшний день около МЦК работают четыре парковки в пешей доступности от станций Ботанический сад, Лужники, Локомотив и Бульвар Рокоссовского. «Но мы также рассматриваем и новые земельные участки для перехватывающих парковок. Поэтому там, где это возможно, и там, где транспортные потоки этого требуют, мы будем их создавать», – сообщил руководитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк.

Связанные одной сетью

Как считает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, сегодня некоторые станции МЦК загружены на 80–90% от пропускной способности. «Сам факт того, что на некоторых участках кольцо работает практически на пределе своих возможностей, говорит о том, что МЦК – это очень удачный и востребованный проект, нужно развивать его дальше», – уверен глава стройкомплекса.

Главной задачей на сегодняшний день столичные власти считают работу по улучшению связей МЦК с другими видами транспорта и интеграцию прилегающей территории в городскую среду. «Мы очень активно работаем с Российскими железными дорогами, чтобы посмотреть, как сократить интервал движения поездов на радиальных направлениях и сделать более удобные пересадки с них на МЦК», – сказал глава стройкомплекса Москвы. Для этого пригородные пассажирские платформы переносят ближе к кольцу, строят новые станции и остановки.

Также для улучшения транспортной доступности станций МЦК за прошедший год построили пять новых подъездных дорог: к остановочным пунктам ЗИЛ, Новопесчанная, Волоколамская, Волгоградская, Николаевская.
Следующий шаг – это связка МЦК с будущим Третьим пересадочным контуром метро, что серьезно увеличит пассажиропоток на МЦК. «В ближайшие два года мы будем постоянно улучшать Московское центральное кольцо. У нас есть соглашение с РЖД, над развитием МЦК постоянно трудятся порядка тысячи человек, которые занимаются благоустройством прилегающей территории и прочими работами», – отметил Марат Хуснуллин.

Вывести из депрессии

Несколько дней назад завершено создание пешеходной зоны от станции метро «Партизанская» до станции МЦК Измайлово. Для этого проезд между домами 69д и 69 на Измайловском шоссе закрыли для автомобилей. Остановки общественного транспорта, которые там располагались, перенесены в Проектируемый проезд № 6605 и на автостанцию, расположенную по соседству. Один из ключевых объектов, который появится в новой пешеходной зоне, – переход с навесом. Он не только свяжет станции метро и МЦК, но и позволит пассажирам быстро добраться до автостанции и остановок наземного транспорта. Кроме того, там обновят навигацию и выделят места для парковки автомобилей. В пешеходной зоне установят скамейки, осенью высадят деревья и кустарники.

В рамках благоустройства 250-метровой зоны вдоль МЦК было обновлено 2700 га территории. В ближайшее время зона благоустройства расширится, сейчас ведутся работы уже в радиусе 1500 метров.
До конца осени подрядчики приступят к обновлению территорий возле шести станций кольца: Зорге, Хорошево, Шелепиха, Ростокино, Ботанический сад и Владыкино. Им предстоит отремонтировать проезжую часть, положить новое асфальтобетонное покрытие, установить велопарковки, остановочные павильоны и опоры освещения, а также проложить подземные коммуникации.

Важным градостроительным эффектом от запуска Московского центрального кольца должно стать градостроительное развитие прилегающих территорий, которые сейчас в основном являются депрессивными районами. По уже утвержденной документации, по словам Хуснуллина, вдоль МЦК можно построить около 26 млн кв. метров недвижимости различного назначения, из которых около 10 млн кв. метров – жильё.

«Развитие железнодорожной магистрали повышает интерес к активной градостроительной реорганизации пустующих или заброшенных территорий вокруг МЦК. Большую их часть составляют бывшие производственные площадки, функции которых меняются на общественные, общественно-жилые или природно-реакреационные», – сказал заместитель мэра. Сейчас идет формирование земельных участков, скоро их предложат инвесторам.
При этом полным ходом идет реорганизация промзон, находящихся одновременно вблизи МЦК и Москвы-реки: на западе – это Магистральные и Силикатные улицы (строятся ЖК «Сердце столицы» и ЖК «Утесов»), Западный порт, Бережковская набережная, на юге – ЗИЛ и Варшавское шоссе.

Одним из наиболее масштабных проектов является реорганизация промзоны «ЗИЛ». Открытие одноименной станции МЦК сыграло важную роль для формирования транспортной системы района. Вблизи строятся новые комплексы «ЗИЛАРТ» и «Парк легенд», находящиеся в непосредственной близости к новой станции.

На территории, прилегающей к ТПУ «Ботанический сад» (включает станцию МЦК и метро), обустраивается площадка бывшей зеркальной фабрики: строится новый жилой комплекс с современной инфраструктурой и объектами обслуживания, а рядом скоро появится коммерческая часть ТПУ – торговый и офисный центр.

Кроме того, вдоль северо-восточной и северной части МЦК возводится жилой район «Грин Парк», ЖК «Березовые аллеи» и Многофункциональный центр водного спорта «Динамо» (Динамо), МФК «Водный», ЖК «Маяковский», ЖК «Невский», ЖК «Поколение», деловой центр «Парк Хуамин».

На востоке реорганизуется часть производственной зоны «Калошино» и «Соколиная Гора» (ЖК «Золотая звезда»), на юго-востоке – части производственных зон «Южный порт», «Волгоградские улицы» и «Грайвороново» (ЖК «Среда»).

Андрей Макарский

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»