«Медная бабушка» Пушкина и другие. Истории музейных скульптур

Музейные экспонаты зачастую привлекают внимание не только своими художественными достоинствами. Истории появления на свет, бытования, а порой и гибели некоторых шедевров могли бы лечь в основу захватывающего фильма или книги.

Необычные судьбы четырех скульптур из московских музеев — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Приданое Натальи Гончаровой

Один из самых интересных экспонатов Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате — уменьшенная копия статуи Екатерины II, напоминающая о нетривиальном приданом его супруги. После свадьбы во владении Пушкина оказалась фамильная реликвия Гончаровых — трехметровая трехтонная статуя императрицы, отлитая из бронзы. «Медная бабушка» — так он ее называл.

Откуда у семьи Натальи Николаевны взялся этот памятник? Все дело в личной инициативе ее прапрадеда Афанасия Абрамовича.

Роду Гончаровых принадлежало одно из первых в России парусных производств. Основанное во времена Петра I, оно дало имя семейному имению в Калужской губернии — Полотняный завод. В 1775 году процветающее предприятие посетила Екатерина Великая, и принимавший ее Афанасий Гончаров выхлопотал разрешение увековечить это событие установкой памятника императрице.

Заказ разместили в Берлине, который славился бронзовым литьем. Его выполнение стало последней работой преподавателя берлинской Академии художеств Вильгельма Христиана Мейера, заканчивать которую пришлось его зятю. Статуя высотой более трех метров и весом более трех тонн была готова к 1788 году, но из-за начавшейся Русско-шведской войны на три года застряла в порту Штеттина — по иронии судьбы родного города императрицы. До того момента, как статую доставили в Россию, не дожил ни Афанасий Абрамович, ни его сын, и все дела перешли к деду будущей жены Пушкина Афанасию Николаевичу Гончарову.

При жизни Екатерины II статую установить не успели, а после воцарения Павла I это было уже небезопасно. Новый император ненавидел свою мать, которая оказалась на престоле благодаря дворцовому перевороту, стоившему жизни его отцу. К тому же дела Гончаровых расстроились, и на задумку предков уже не было средств.

Так бронзовая императрица в 1832-м, через год после свадьбы, досталась чете Пушкиных — предполагалось, что поэт сможет выручить от ее продажи те 11 тысяч рублей, которые он отдал на приданое супруги для соблюдения приличий.

Первым делом молодожены попытались продать монумент в казну. Для оценки была создана комиссия, в которую входил знаменитый Иван Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Вердикт комиссии был благожелательным, однако покупка так и не состоялась.

Тогда поэт занял у знакомого 12 900 рублей под залог скульптуры. Долг так и не был погашен, и статую позднее продали владельцу литейного завода в Санкт-Петербурге Францу Берду за три тысячи рублей — на металлолом. Однако у Берда, оценившего художественные достоинства скульптуры, не поднялась рука пустить ее в переплавку.

«Медная бабушка» пылилась на заводе более 10 лет, пока не попалась на глаза екатеринославским купцам, которые загорелись идеей поставить памятник в городе, названном в честь императрицы. Монумент был продан им за семь тысяч рублей и в 1846 году установлен на Соборной площади Екатеринослава (теперь — город Днепр).

Приключения статуи на этом не закончились. Летом 1914-го ее переместили на другое место и заменили постамент. В 1917 году ее решили было переплавить на снаряды, но директор местного исторического музея спас памятник, засыпав землей в яме. Когда страсти поутихли, многострадальную Екатерину поставили во дворе музея.

Следы статуи теряются в 1941-м, когда Днепропетровск (бывший Екатеринослав носил это имя с 1926 по 2016 год) оккупировали немцы. Считается, что она сгинула там же, где когда-то родилась — в Германии, куда ее отправили в переплавку на военные нужды.

В 2012 году утраченная статуя была реконструирована в миниатюре скульптором Ириной Макаровой, которая использовала фото, когда-то сделанные гостями днепропетровского музея. Ее воссоздали в трех экземплярах, один из них хранится в арбатской квартире поэта.

Короткий век ампирного Наполеона

20 ноября 1805 года под Аустерлицем Наполеон I одержал одну из величайших своих побед, разгромив численно превосходившую его армию русско-австрийские войска под предводительством Александра I и Франца II. Итогом битвы трех императоров стал распад третьей антифранцузской коалиции.

Уже на следующий день после Аустерлица главный советник Бонапарта по делам искусств первый директор Лувра Доминик-Виван Денон предложил увековечить громкую победу. Было решено возвести в Париже колонну, подобную колонне Траяна в Риме, запечатлевшей победы римлян в войнах с племенем даков. Местом установки колонны Наполеона избрали Вандомскую площадь.

Монумент высотой 44 метра обошелся казне в два миллиона франков, работы растянулись на четыре года. Лучшие мастера Европы создавали опоясывающие колонну по спирали 280 метров барельефов на сюжеты победоносной кампании, а на материал для них пошла бронза захваченных под Аустерлицем русских и австрийских пушек. Монумент одно время называли Аустерлицкой колонной, потом колонной Победы и колонной Великой армии. Сегодня он известен под названием Вандомская колонна.

Сооружение венчала бронзовая скульптура Наполеона в тоге, выполненная знатоком античных образцов Антуаном-Дени Шоде. Любоваться его работой парижанам долго не пришлось: в 1814 году ее низвергли союзные войска. С тех пор памятник Наполеону не раз низвергали и возвращали на место. Сегодня Вандомскую колонну венчает третий по счету бронзовый Наполеон, созданный Огюстом Дюмоном в 1863 году.

Памятная медаль, посвященная кампании 1805 года, с Вандомской колонной и головой Наполеона в лавровом венке

Шоде и до работы над Вандомской колонной обращался к образу Наполеона в виде римского сенатора-законодателя в тоге и сандалиях, со свитком в руке и лавровым венком на голове. Такая мраморная статуя сохранилась, например, во дворце французских королей в Компьене, который одно время был резиденцией Бонапарта.

В наполеоновской Франции, где в моду вошел обращенный к античному искусству стиль ампир, найденный Шоде «римский» образ императора был востребован. Среди тех, кто его тиражировал, была старшая сестра Бонапарта Элиза, которой могущественный брат отписал обширные владения на Апеннинах, включая каррарские каменоломни с лучшим на континенте мрамором.

Деятельная сестра императора основала в Карраре Академию художеств, преподавателем которой одно время был скульптор Лоренцо Бартолини, работавший над барельефами Вандомской колонны, а после краха Наполеона последовавший за ним в ссылку на остров Эльба.

В 1808 году Элиза заказала Бартолини несколько копий со скульптуры Шоде, которые затем разослали в разные части покоренной Европы. Одна из них оказалась в Законодательном собрании Гамбурга. Двухметровый «римский» Наполеон вскоре стал трофеем русских войск, освобождавших Германию в заграничном походе 1813–1814 годов. Мраморного пленника отправили в Москву, в новый императорский музей, который был создан Александром I на основе сокровищ Оружейной палаты. В Кремле статуя хранилась почти 170 лет, до 1983 года, пока не получила новую музейную прописку. Теперь Наполеон выставлен в музее-панораме «Бородинская битва».

Память об английской феминистке

Музей-усадьба «Останкино» располагает одним из лучших в столице собраний скульптуры. Ядро коллекции — предметы, приобретенные графом Николаем Петровичем Шереметевым в конце XVIII века специально для интерьеров Останкинского дворца. История одной из них, статуи из искусственного мрамора, за которой закрепилось прозвище «Весталка», — пожалуй, самая интересная.

На протяжении первой половины XIX века она занимала центральное место в Эстампной галерее дворца-театра. Впервые она упоминается в дворцовой описи 1802 года, а в аналогичном документе 1809-го есть такое пояснение: «Посреди комнаты статуя глиняная антик, религия в виде женщины, которая вместо креста держит в правой руке хрустальный фонарь круглый…». Считается, что эта задрапированная в тогу женская фигура изображает жрицу богини Весты, покровительницы семейного очага в Древнем Риме.

Э. Коуд. Скульптура «Весталка»

Статуя — нечастый пример случая, когда произведение искусства интересно благодаря личности не только художника, но и организатора производства. «Весталка» была изготовлена в Англии в конце XVIII века в мастерской искусственного камня Элеоноры Коуд (Eleanor Coade).

Особая технология литодипира («дважды обожженный камень» — в переводе с греческого) позволила мастерской Элеоноры Коуд занять ведущее место на рынке неоклассической скульптуры, архитектурного и паркового декора. Получавшийся керамический материал был такого высокого качества, что современники окрестили его в честь бизнесвумен коудским камнем.

Хозяйка предприятия привлекала к работе лучших британских скульпторов и дизайнеров, а также использовала для рекламы нетривиальные для своего времени идеи — например, объявления в газетах и выпуск многостраничных каталогов. Благодаря такому агрессивному продвижению в числе заказчиков Коуд оказался не только цвет британской аристократии во главе с самим Георгом III, но и русский граф Шереметев.

Женщина, стоящая во главе предприятия с крайне высокой репутацией, — для чопорной Англии эпохи Георга III это было неслыханно смело. Элеонору Коуд относят к числу первых английских феминисток. В завещании она отписала солидную часть своего состояния на благотворительность, а также шести десяткам конкретных женщин, испытывавших нужду. Большинство из них были вдовы и старые девы, а в том случае, когда наследница была замужем, в завещании оговаривалось, что ни муж, ни другие родственники мужского пола не могли претендовать на ее долю.

Сейчас, когда музей-усадьба «Останкино» закрыт на реставрацию, шедевры собрания скульптуры из шереметевского дворца, включая «Весталку», можно увидеть на долгосрочной выставке в Оперном доме музея-заповедника «Царицыно».

Подарок первых космонавтов

4 октября 1957 года с запуска в СССР первого искусственного спутника Земли началась космическая эра человечества. Это эпохальное событие открыло для деятелей искусства тему покорения космоса. Один из первых в мире «космических» памятников появился в Москве всего через несколько месяцев после успешного старта. В 1958 году в парке ЦДСА имени Фрунзе (теперь — Екатерининский парк) установили аллегорическую композицию «К звездам!» работы Григория Постникова. На гранитном постаменте скульптор изобразил устремленную ввысь атлетически сложенную бронзовую мужскую фигуру, с чьей руки в космос уходит ракета.

В том же году изображение скульптуры попало на марку Чехословацкой Республики, а в 1961-м, после первого полета человека в космос, творение Постникова увековечила на марке и Почта СССР. Сама же скульптурная композиция позднее была повторена дважды — в Пятигорске и Буденновске.

Бывший детдомовец Григорий Постников с юных лет мечтал о небе. До войны успел окончить Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, в военные годы трудился в тылу ремонтником авиатехники. С возвращением к мирной жизни он смог заняться тем, к чему лежала душа, — пластическим искусством.

Г. Постников. Скульптура «К звездам!»

Уже в 1950 году инженер, переквалифицировавшийся в ваятели, стал лауреатом Сталинской премии в числе группы скульпторов во главе с Евгением Вучетичем за горельеф «Клянемся тебе, товарищ Ленин…». Теперь эта многофигурная работа хранится в Третьяковской галерее. Однако официальная пропаганда Постникова не привлекала — главной в его жизни скоро стала тема космоса, которой он посвятил десятки произведений.

Повторение одной из самых ранних работ — уменьшенная копия композиции «К звездам!» — оказалось в доме конструктора Сергея Королева. Теперь это Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева, филиал Музея космонавтики в Москве.

В этот дом в Останкине основоположник советской космической программы переехал с женой в ноябре 1959 года и провел в нем последние шесть лет своей жизни. Здесь сложилась традиция: после возвращения на Землю советских космонавтов у Королева собирались все, кто побывал в космосе. Зимой 1964-го на одну из таких встреч первые 11 космонавтов СССР пришли с подарком — работой Постникова.

Эта скульптура очень нравилась Королеву. Он поставил ее в прихожей, и бронзовый атлет с ракетой был первым, что видели гости. Летом 1965 года по просьбе Королева на постаменте подарка были выгравированы автографы всех дарителей, которых он вывел на орбиту, — Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентины Терешковой, Владимира Комарова, Константина Феоктистова, Бориса Егорова, Павла Беляева и Алексея Леонова.

С 17 июля миниатюру скульптуры «К звездам!» можно будет увидеть в столичном Музее космонавтики на выставке «Во имя мира и прогресса», которая рассказывает о международном сотрудничестве в космосе и приурочена к 45-летию советско-американского экспериментального полета «Союз» — «Аполлон».

Добавить комментарий