Минэк рассчитывает оцифровать процесс создания российских законов к 2020 году

На конференции CNews представитель Минэка рассказал о перспективах и
преимуществах перевода нормотворческого процесса чиновников в электронный вид,
а также представил два пока не утвержденных связанных с этой и множеством других тем федеральных
проекта, сформированных в развитие программы «Цифровая экономика». В материале
представлены его презентация и видеозапись выступления.

СЭД длянормотворчества

Переход чиновников федеральных органов исполнительной властиРоссии (ФОИВ) на электронный документооборот в процессе разработки нормативных правовыхактов может состояться в ближайшие два года. Сейчас нормотворческий процесс угосударства исключительно бумажный. Об этом на конференции CNews «ИКТ вгоссекторе 2018: цифровое будущее» рассказал замдиректора департаментагосударственного управления Минэка АнтонЛебедев.

С его точки зрения действующий в данной сфере бумажныйдокументооборот существенно усложняет и замедляет рабочий процесс. «Мы тольконедавно с коллегами обсуждали, что при внесении нормативного правового акта вПравительство требуется предоставить оригиналы писем о согласовании ФОИВами, —приводит он пример. — По факту вроде работает уже МЭДО (система межведомственногоэлектронного документооборота; — прим. CNews), и все эти письма видит, но вот нужен оригинал. Казалосьбы мелочь, но она в реальной жизни, может означать, что внесение законопроектарастягивается на годы».

Как можно было заключить из общения CNews с Антоном Лебедевым, электронный документооборот между ФОИВами — это лишь самый простой и очевидный элемент цифровизации сферы регуляторных решений. Для его реализации не требуются масштабные изменения в законодательстве. Существенно сложнее будет осуществить выбор технологической платформы. Однако в целом все это можно сделать в течение 2019-2020 гг., максимум с задержкой еще на год. Правда любое расширение числа участников взаимодействия, например, за счет региональных госорганов, займет еще какое-то время.

lebedev600.jpg

Антон Лебедев: Сейчас нормотворческий процесс у государства исключительно бумажный

При этом круг потенциальных задач на данном поле значительношире. В частности предполагается перевод данных, которыми оперируютчиновники-нормотворцы, в машиночитаемый вид. Это задача на гораздо болееотдаленную перспективу, указывает Лебедев. Хотя бы по той причине, что пока неткаких-либо четких требований к тому, что именно машиночитаемость должна собойпредставлять.

Сейчас она всеми понимается по-разному. Возможно вопроспрояснится после того как в «Сколково» завершится разработка некоего техзаданияпо переводу данных в машиночитаемый вид, отмечает чиновник. При этом он подчеркивает, что окончательный фронт работ в указанном направлении пока не определен — паспорта так называемых федеральных проектов в развитие «Цифровой экономики» (подробнее о них — ниже) еще не утверждены.

Что именно может датьСЭД в нормотворчестве

По оценкам Антона Лебедева, сейчас от начала разработки законопроектадо внесения его в Правительство в лучшем случае проходит полгода, до внесения вГосдуму — год. Электронный документооборот этот процесс несколько ускорит,однако полагать, что время на процедуры сократится в разы, было бы неверно.Главное достоинство СЭД перед бумагой в данном случае заключается в большейпонятности и прозрачности процесса.

Например, важной является появляющаяся возможностьотслеживать версии документа в ходе его корректировки. «А не так, что документна regulation.gov.ru (федеральный портал проектов нормативных правовых актов; —прим. CNews) появился в одной редакции, а внесен потом после каких-тонепонятных пертурбаций совершенно в иной, — рассуждает Лебедев. — Даже органывласти не всегда знают, где, на каком этапе были приняты решения, и как онибыли внесены».

Еще одно изменение — возможность в СЭД совместной работы наддокументами в режиме online, что принципиально невозможно реализовать сбумагой.

Презентация Антона Лебедева (кликните для пролистывания)

«Честно скажу, вопрос не самый простой, — признаетсяЛебедев. — Потому что, как все решения, требующие повышения качества работыгосаппарата, они вызывают дискуссии. В том числе внутри самого госаппарата. Номы считаем, что это задача важная. Ее решение позволит ускорить и сделать болеекачественным нормотворческий процесс, о который мы все с вами в конечном итогеспотыкаемся».

Электронноенормотворчество в контексте «Цифровой экономики»

На конференции CNews общей темой выступления АнтонаЛебедева были вопросы нормативного регулирования цифровой экономики и цифровогогосуправления, которые были заданы в так называемом майском президентском указе(от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развитияРФ на период до 2024 г.») и нашли отражения в двух федеральных проектах. Одиниз них получил наименование «Нормативное регулирование цифровой среды», другой— «Цифровое государственное управление». Подробнее о них можно узнать из опубликованныхздесь презентации и видеозаписи выступления Антона Лебедева.

Видеозапись выступления Антона Лебедева

Примечательно, что рассматриваемая выше задача оцифроватьнормотворческую деятельность относится ко второму из проектов, но существенноевлияние ее решение могло бы оказать на первый — внесение и принятие новыхзаконов. «Одна из проблем, связанных с реализацией программы “Цифроваяэкономика”, если говорить откровенно, в том, что когда ты начинаешь готовить ипытаешься вносить документ по каким-то четким установленным сейчас процедурам,это может занять очень много времени», — отмечает Лебедев.