Московский транспортный узел

Птицы высокого полета
Особенности Московского транспортного узла

Московский транспортный узел (МТУ)– один из самых динамично развивающихся в мире: строятся новые станции метро, ж/д платформы, улучшаются дополнительные сервисы, которые повышают качество обслуживания пассажиров. Всего два года назад в городе было запущено Московское центральное кольцо, а на очереди еще один мегапроект – Московские центральные диаметры. «Московская перспектива» выделила главные особенности МТУ.

«Ласточки» и «Иволги»
Перевозить пассажиров по железнодорожным системам МТУ будут два типа поездов. По Московскому центральному кольцу курсируют 42 поезда «Ласточка», которые созданы на основе платформы Siemens Desiro. Это составы повышенной комфортности, максимальная скорость на МЦК – 110 км/ч, средняя скорость — 36 км/ч. На линии Московских центральных диаметров выйдут поезда «Иволга» Тверского машиностроительного завода, которые сегодня можно увидеть на пригородных направлениях столичной железной дороги. Длина таких составов может варьироваться от 3 до 12 вагонов, максимальная скорость – до 160 км/ч. Поезда, которые предназначены для перевозки пассажиров МЦД, будут с пятью вагонами общей вместимостью 1250 человек. При этом 70% мест предназначены для стоящих пассажиров – это оптимально для электрички, которая ходит на небольшие расстояния и часто останавливается. Оба типа поездов оборудованы Wi-Fi и информационными табло, интеллектуальными системами кондиционирования воздуха, розетками и креплениями для велосипедов. В составах поездов отсутствуют тамбуры – проходы по ним сквозные. Эти поезда отличаются плавным ходом и тишиной в вагонах. Такой эффект дают тележки с пневмоподвешиванием. В вагонах установлены современные климатические системы, работающие в автоматическом режиме и поддерживающие стабильную температуру в поезде круглый год. Над выходами из вагона размещены тепловые завесы, работающие в автоматическом режиме: струя воздуха выпускается в момент открытия дверей. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая инфекции и вирусы.

Ставка на пересадку
Сегодня в столице реализуется программа строительства ТПУ. Эти сооружения выполняют функции пересадочного хаба, а также включают в себя парковки и площади для коммерческого использования. Транспортно-пересадочные узлы позволят сделать использование общественного транспорта удобным и комфортной пересадку с одного вида на другой. При этом власти столицы рассматривают ТПУ не только как комфортное пассажирское, но и как активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы: что-то купить по дороге домой, отремонтировать обувь или одежду и даже заняться спортом или сходить в театр. «Наша задача сделать так, чтобы помимо формирования системы комфортной пересадки пассажиров и снятия нагрузки на улично-дорожную сеть ТПУ стали катализаторами развития прилегающих к ним территорий», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. К примеру, ТПУ «Рязанская», который расположится на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и путями МЦК, станет крупнейшим в Европе. Он объединит две станции метро Кожуховской и Большой кольцевой линии, платформы Нижегородская Московского центрального кольца и Карачарово Горьковского направления железной дороги. В его состав войдет подземный транспортный узел площадью более 7 тыс. кв. метров. Здесь появятся общий пассажирский терминал с билетными кассами, залом ожидания и торговыми объектами. ТПУ включает и коммерческие объекты – офисы и апартаменты.

Модернизация железных дорог
За последние годы в столице открылось несколько новых платформ, которые в будущем войдут в состав транспортно-пересадочных узлов. Так, в Нижегородском районе между станциями Калитники и Текстильщики Курского направления железной дороги построили новую платформу Новохохловская. Перейти на одноименную станцию МЦК можно по крытой пешеходной галерее. На Савеловском направлении открылась Окружная. В результате расстояние до МЦК сократилось в пять раз – до 50 метров. На Ярославском направлении железной дороги идут работы по перемещению платформы Северянин на 350 метров ближе к станции МЦК Ростокино. На Павелецком направлении МЖД появится новая остановка Варшавская с пересадкой на станцию МЦК Верхние Котлы. На Рижском направлении построят остановочный пункт с двумя терминалами, один из которых обеспечит пересадку на станцию МЦК Стрешнево. На Горьковском остановку Карачарово перенесут ближе к станции МЦК Нижегородская. Там появятся три пассажирские платформы. Для перехода на МЦК и станцию метро «Нижегородская» построят подземный переход. Все эти платформы кардинально отличаются от старых, большинство из которых построили еще в советское время. Новые объекты включают навесы, защищающие от осадков, эскалаторы, а также возможность перехода на другие станции по принципу «сухие ноги».

Московское центральное кольцо
Открытие Московского центрального кольца стало первым шагом на пути к созданию нового пассажирского транспортного каркаса столицы. МЦК – это совместный проект ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «РЖД». Это маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Запуск пассажирского движения на МЦК состоялся 10 сентября 2016 года. До 2020 года запланировано развитие прилегающих территорий к МЦК. Заброшенные ранее промышленные зоны получат новый виток развития, где построят деловые и торговые центры, отели и жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры доступность многих районов значительно улучшится. Ежедневно в будние дни по МЦК курсируют 177 пар поездов «Ласточка», в выходные – 150. Новая наземная транспортная ветка стала связующим звеном между метрополитеном и железной дорогой. На линии работает 31 станция, она имеет 17 пересечений с 11 линиями метро и 10 пересадок на 9 направлений железных дорог. Новая ветка разгрузила Кольцевую линию подземки. Благодаря появлению нового транспортного контура поездки по городу стали в среднем на 20 минут короче. Ежедневно по МЦК перемещаются около 400 тыс. пассажиров. 6 сентября нынешнего года «Ласточки» перевезли 451 тыс. пассажиров – пока это рекорд для Московского центрального кольца.

Цифровые сервисы
Москва — один из первых городов мира, где общественный транспорт оборудовали бесплатным высокоскоростным Wi-Fi. Он стал появляться в 2013 году и постепенно охватил почти все виды транспорта. Сегодня поймать сеть можно в метро, на МЦК, в автобусах, троллейбусах, трамваях, поездах и терминалах аэроэкспресса, а также в пригородных электропоездах. Подключиться можно и на некоторых остановках: в списке 450 объектов в самых людных местах – у станций метро, автовокзалов и железнодорожных платформ. В прошлом году бесплатный Wi-Fi полностью перевели на единую сеть «Московский транспорт» MT_FREE. Пассажирам необходимо зарегистрироваться в ней только один раз – или в метро, или на МЦК, или в автобусе, трамвае, троллейбусе, или на остановке, предоставляющей услугу. После этого можно пользоваться MT_FREE во время поездок на разных видах транспорта, не проходя повторную идентификацию. При этом для 12 млн пользователей, ранее зарегистрированных в сети MT_FREE, повторное прохождение идентификации не требуется. По оценкам экспертов, в Москве создана крупнейшая в Европе зона единого доступа к беспроводному интернету на транспорте. Каждый день Wi-Fi пользуются несколько миллионов пассажиров. Через сеть в вагонах метро, например, передается до 100 терабайт трафика в сутки. Все новые поезда железнодорожных направлений оснащены цифровыми табло и розетками для зарядки гаджетов. В столице работает приложение «Московский транспорт» и аналоги, при помощи которых можно построить маршрут от двери до двери, а также отследить движение автобусов.

Анна Левченко

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»