Москва — культурный хаб

07.10.2016

Размер в музее не главное. Москве предложили стать мировым культурным хабом

культурный хаб

Роль музеев в городской среде обсудили в рамках Венецианской архитектурной биеннале, которая в этом году проходит с 28 мая по 27 ноября. В конце сентября на выставке состоялся симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». Одной из главных тем обсуждения стала Москва и ВДНХ.

Мероприятие прошло в формате живого общения. Международные эксперты, архитекторы, кураторы, градостроители и политики говорили о задачах и целях музеев и культурных пространств на фоне глобальных, цифровых и демографических проблем XXI века. Симпозиум был организован в сотрудничестве с правительством Москвы. Как сообщает пресс-служба Москомархитектуры, его участниками стали комиссар павильона России, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский; главный архитектор Москвы, куратор павильона России этого года Сергей Кузнецов, а также приглашенные эксперты, среди которых экс-директор музея Виктории и Альберта Мартин Рот, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор МСИ «Гараж» Антон Белов», партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects Лиз Дилер, директор Museum of Applied Arts & Science Долла Мерриллис и другие.

«Европа и Москва как один из ее центров стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами», – отметила на симпозиуме Лиз Дилер и добавила, что есть и глобальные проблемы. Например, то, что площадь частной недвижимости постоянно растет, поэтому одной из первоочередных задач должно стать сохранение общественных пространств. По словам эксперта, они наравне с музеями и культурными центрами могут служить отличными площадками для знакомства с искусством.

Как отметил урбанист и писатель Лукас Файрайсс, одна из причин, по которой люди говорят о музеях как общественных пространствах, – это взаимосвязь человеческой истории и достижений на протяжении многих веков. Он добавил, что музеи – это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику.

Мартин Рот проанализировал работу московских властей. По его словам, они не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, а просто делают свою работу. «Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции – ничто. Фонд – это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых и во время реновации старых музеев», – резюмировал он.

Согласился с ним и директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Он отметил, что важной проблемой на сегодняшний день является не количество музеев, а их качество, «иначе мы никогда не сможем вытащить людей из торговых центров». «Музеи должны создавать связь между избранными мастерами, течениями, которые возникают в мире искусства, и широкой публикой. И дело вовсе не в размерах и масштабах зданий, как думают многие. Можно построить шедевр архитектуры, но тогда туристы будут приезжать и фотографироваться на его фоне, а то, что внутри, уже не будет их занимать», – сказал он.

По словам Сергея Кузнецова, в Москве в последние годы многие музеи и парки получили возможность реализовать новую функциональную модель, более современный подход, привлечь широкую аудиторию. Он привел в пример Пушкинский музей, парк Горького, ВДНХ, Третьяковскую галерею. Напомнил, что в городе были запущены масштабные проекты по реконструкции исторических и культурных объектов, благоустройству улиц и созданию новых точек притяжения на периферии города.

Естественно, важной темой для обсуждения в рамках симпозиума стала ВДНХ, которой посвящен российский павильон на биеннале – V.D.N.H. URBAN PHENOMENON. «Интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности. Здесь каждый день что-то интересное происходит, люди проводят здесь все выходные», – пояснил Сергей Кузнецов.

Куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков даже сравнил ВДНХ с садами Джардини. «Музеи воспринимаются как некие хранилища культурного наследия, однако у нас есть объекты и пространства, которые сами по себе несут мощный исторический бэкграунд. Яркий пример в этом плане – ВДНХ, где как раз это наследие и переосмысливается», – цитирует слова эксперта пресс-служба Москомархитектуры. По словам Дмитрия Озеркова, может быть два пути: первый – зафиксировать прошлое, написать об этом книги, проанализировать и жить дальше. Второй путь предполагает, что какая-то часть прошлого продолжает быть востребованной и используется, хотя и не в полной мере. «ВДНХ своими павильонами отчасти напоминает сады Джардини, здесь можно было бы организовать столичное «экспо»: в разные месяцы принимать искусство, архитектуру, литературу, танцы, музыку, науку и достижения… Если Москва сможет стать таким хабом для разных стран, в том числе азиатских, то это будет большое достижение», – пояснил Озерков.

Кстати, уже в этом году после окончания биеннале проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON отправится в Москву на ВДНХ. Планируется, что он расположится в одном из центральных павильонов выставки, который сейчас реставрируется. Ознакомиться с тем, как представили Россию в Венеции, на ВДНХ можно будет в 2017 году.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

печать