Москва снова возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок

Награждение победителей Национального рейтинга прозрачности закупок состоялось 16 декабря в формате онлайн-конференции.

Москва является бессменным лидером рейтинга прозрачности государственных закупок с 2006 года. Удержать эту лидирующую позицию городу удается за счет непрерывного совершенствования и цифровизации закупочных процессов, поддержки малого и среднего бизнеса, а также просветительской работы с поставщиками. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Высокую оценку экспертов город получает уже много лет подряд. В этом году размер экономии госзаказчиков Москвы составил более 42 миллиардов рублей — что составляет 4,5% всего объёма закупок. При этом общий объем экономии, достигнутый на торгах по госзакупкам за последние 10 лет, уже превысил 1 трлн рублей — то есть средний размер годового бюджета Москвы на закупки для государственных нужд. Во многом повысить эффективность закупочных процедур, прозрачность системы закупок в городе и упростить работу заказчиков удалось в том числе за счет стандартизации процессов. С 2015 года в Москве стандартизировано уже 258 комплектов типовой закупочной документации, что охватывает 67% видов госзакупок города. В результате количество процедур, проведенных с использованием типовой закупочной документации, за пять лет выросло в 25 раз. За 11 месяцев текущего года проведено уже свыше 45 тысяч процедур с использованием типовой документации общим объемом 414 млрд рублей», — отметил вице-мэр.

В свою очередь руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков добавил, что применение единых стандартов не только повышает прозрачность закупочных процедур и позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, но и увеличивает конкуренцию между участниками, которая за 10 лет выросла с трех до пяти участников на лот, а доля конкурентных закупочных процедур с единственным участником сократилась с 36 до 12 процентов. «Если до 2010 года в госзакупках участвовали в основном только юридические лица, крупные компании, то сегодня процедура открыта для всех: до 80 процентов поставщиков Москвы — представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане. Более 21 процента контрактов от общего объема закупок за последние 10 лет было заключено с представителями малого и среднего предпринимательства, их сумма составила 1,7 триллиона рублей. За 11 месяцев этого года с субъектами малого предпринимательства московскими заказчиками было заключено 264 тысячи сделок на 306 миллиардов рублей», — сказал глава ведомства.

Благодаря тому, что все закупочные процессы проходят в электронном виде на электронных торговых площадках, в период ограничений этого года работа заказчиков и поставщиков не останавливалась и проходила в прежнем режиме.

Анализ претендентов авторы Национального рейтинга проводили по 40 критериям. Особое внимание исследователи уделяли использованию современных инструментов при закупочных процессах и способам поддержки среднего и малого бизнеса.

В ходе торжественной церемонии оглашения победителей рейтинга участники дискуссии особо подчеркнули большой вклад в развитие конкуренции при проведении государственных закупок в Москве Портала поставщиков, который был создан в 2013 году для автоматизации процедур закупок малого объема.

В топ-10 Национального рейтинга среди государственных заказчиков регионального уровня с гарантированным уровнем прозрачности также вошли партнеры московского Портала поставщиков — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Тамбовская область, Чувашская Республика — Чувашия, Республика Саха (Якутия), г. Севастополь, Тюменская область и Архангельская область.

Справка:

Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок. Существует с 2006 года.

Целью ежегодного проведения проекта НРПЗ является получение полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Результаты исследования позволяют в динамике увидеть состояние системы госзаказа в России, получить конкретные количественные оценки финансовых потерь государства в условиях низкой конкурентности, участия СМП, распределение госзаказа по видам экономической деятельности.

В этом году мероприятие прошло при поддержке «Опоры России» и Корпорации МСП.