Москвичи выбирают название для строящейся линии метро

27.06.2017

Золотое кольцо всевластия

Москвичи выбирают название для строящейся

На портале «Активный гражданин» открылось голосование по выбору названия для масштабного инфраструктурного проекта – Третьего пересадочного контура (ТПК), который должен разгрузить Кольцевую линию и радиальные ветки столичной подземки. Первые станции новой линии метро должны открыться буквально через несколько месяцев, поэтому времени на ребрендинг осталось в обрез. Впрочем, первые результаты показывают, что пока москвичи не склонны к переменам: большинство проголосовавших устраивает нынешняя аббревиатура – ТПК.

Голосование на интерактивном портале открылось всего лишь 21 июня, однако в нем уже приняли участие десятки тысяч человек. Более трети респондентов высказались за сохранение уже ставшего привычным названия – Третий пересадочный контур, хотя власти считали его тяжеловесным и не слишком-то благозвучным. Многие предложили собственные названия, в основном связанные с кругом: «Большое кольцо», «Вторая кольцевая линия», «Третье кольцо». Кроме того, в названиях присутствуют следующие эпитеты: «Новое», «Внешнее», «Золотое», «Деловое», «Серебряное», «Московское» и даже «Обручальное».
Автором одного из предложений, вероятно, является фанат Толкиена, предложивший назвать линию «Кольцом всевластия».

В мэрии отметили, что голосование на «Активном гражданине» запущено в преддверии открытия первых станций Кольцевой, на которых должно быть указано его официальное название (ТПК пока является рабочим). Ко Дню города планируется начать движение на участке от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк», который строится более четырех лет. Ранее предполагалось, что первые поезда по новому контуру поедут сразу до «Нижней Масловки», однако в связи с поздним началом работ и сложными условиями строительства открытие этой станции перенесено на 2018 год. Впрочем, уже в текущем году «Нижняя Масловка», расположенная под площадью Савеловского вокзала, сможет работать как оборотный тупик. Ее готовность составляет более 80%. Основные конструкции, находящиеся под землей, практически выполнены. Остаются работы на поверхности – сооружение вестибюлей, монолитные работы.

В столичном стройкомплексе напоминают, что «Нижняя Масловка» станет одной из последних станций так называемого глубокого заложения – тоннель здесь проходит на глубине 120 метров. Соседние станции – «Савеловская» и строящийся «Петровский парк» – заметно выше. Но «американских горок» в метро устраивать не будут. Тоннели к «Нижней Масловке» специально удлинили, чтобы наклон был едва заметным. Преобразится благодаря новой станции и сама Савеловская площадь. Она станет сложным транспортным узлом. Уехать отсюда можно будет во все стороны: с железнодорожного вокзала на север на электричке, от метро «Савеловская» – на юг, с «Нижней Масловки» по Третьему пересадочному контуру – сначала на запад, а потом, когда его полностью достроят, на восток. Кроме того, на площади сделают остановки 13 маршрутов наземного городского транспорта.

Одновременно с «Нижней Масловкой» в 2018 году планируется запустить весь верхний полукруг нового кольца. На прошлой неделе Сергей Собянин проинспектировал ход строительства перегона от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной», который пройдет через районы Марьина Роща, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора и Лефортово. «Сооружение второго кольца – это крупнейшая стройка московского метро. Сегодня в активной фазе находится строительство всей северной дуги будущей кольцевой линии – свыше 25 км тоннелей, включая сооружение первой очереди северо-восточного участка ТПК от «Рубцовской» до «Авиамоторной». Этот участок крайне необходим, поскольку к нему будет примыкать новая Кожуховская линия метро», – рассказал градоначальник.

Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин уточнил, что Кожуховская ветка стартует от станции «Нижегородская» ТПК и дойдет до «Некрасовки»: соответственно жители новых кварталов, двигаясь в обратном направлении, смогут «подняться» по второму кольцу на северо-восток и дальше на север. Сейчас активные работы в этой части ТПК ведутся на перегонах «Авиамоторная» – «Рубцовская» и «Нижняя Масловка» – «Стромынка». «Думаю, что верхний полукруг кольца будет готов в 2018 году, тогда пассажиры смогут им пользоваться», – заявил Хуснуллин. Он отметил, что параллельно начинается строительство кольца с запада на юг – от станции «Хорошевская» в сторону «Мичуринского проспекта» и «Каховки». «От «Каховки» идем к юго-востоку наверх, чтобы выйти в итоге на «Нижегородскую» и тем самым замкнуть кольцо целиком», – пояснил Хуснуллин.

К строительству трех станций западного (нижнего) полукруга кольца недавно подключилась китайская строительная корпорация China Railway Construction Corporation (CRCC). «Силами китайского подрядчика будут выполнены основные строительные работы. А инженерное наполнение – установку и тестирование систем контроля движения и других точных транспортных систем – станут вести уже российские подрядчики», – уточнил глава департамента строительства Андрей Бочкарёв. Для проведения прокладки тоннеля в Москву из Китая доставят четыре тоннелепроходческих комплекса диаметром 6 метров каждый. Кроме того, в российскую столицу прибудут в общей сложности около 500 китайских инженеров. По словам Бочкарёва, китайцы уже приступили к первым работам в тоннеле. До конца 2020 года им необходимо построить 3,7 км путей, а также три станции: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». Контракт с CRCC в начале этого года заключил единый оператор строительства метро – «Мосинжпроект», напомнил чиновник.

Полностью завершить работы на ТПК планируется в 2020–2021 годы. Время в пути между станциями соседних веток сократится в разы. К примеру, на дорогу от «Калужской» до «Севастопольской» пассажиры потратят всего 10 минут вместо 35. Столько же займет путь от «Сокольников» до «Электрозаводской», а доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» можно будет за 18 минут вместо нынешних 40. «Кольцо на 10–20% разгрузит радиальные линии, соединит между собой поперечными связками многие районы Москвы и даст возможность присоединять новые радиальные направления», – отметил Сергей Собянин. Уже известно, что помимо Кожуховской линии к ТПК будут цепляться ветки, ведущие в ТиНАО, а также в Рублево-Архангельское. На днях Москомархитектура выпустила распоряжение о подготовке в 2017 году проекта планировки новой радиальной линии от станции «Шелепиха», входящей в первый пусковой комплекс ТПК, до станции «Рублево-Архангельское». Предполагается, что на этом отрезке разместятся еще несколько станций – «Улица Народного Ополчения», «Живописная», «Троице-Лыково» и «Ильинская». Линия пройдет от Пресненского района до района Кунцево, а также затронет территории подмосковного Красногорска.

В горадминистрации подчеркнули, что строительство Третьего пересадочного контура – это самый масштабный проект за всю более чем 80-летнюю историю московского метростроения и кандидат на звание самой длинной в мире кольцевой линии подземки. Сейчас рекордсменом считается линия № 10 пекинской подземки: ее длина – 57 км, все 45 станций можно проехать за 104 минуты. Востребованность ТПК, по расчетам специалистов, будет существенно выше, чем у Московского центрального железнодорожного кольца. Если МЦК сегодня ежедневно пользуются 200 тысяч человек, то суточный пассажирооборот новой кольцевой ветки составит примерно миллион пассажиров. Напомним, что всего столичная подземка перевозит 6,5 млн человек в день.

Екатерина Шмелёва

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»