Мосотделстрой № 1

08.02.2017

«Мы готовы участвовать в любом конкурсе на строительство объектов метро». Владимир Егоров о преданных сотрудниках, выходе из кризиса и грядущих изменениях на предприятии

Владимир Егоров

10 февраля Государственное унитарное предприятие города Москвы трест «Мосотделстрой № 1» празднует свое 80-летие. К концу 2000-х годов одно из передовых предприятий Москвы в советское время превратилось практически в банкрота – резкое сокращение объема заказов привело к долгам по налогам, заработной плате, необходимости продавать активы. В тяжелое время в 2012 году трест возглавил Владимир Николаевич Егоров – знаковый для строительной отрасли человек, прошедший путь от мастера до руководителя одного из старейших предприятий столицы. Именно ему удалось вывести «Мосотделстрой № 1» из кризиса, превратить его в процветающую компанию с выручкой по итогам 2016 года свыше 2 млрд рублей. Накануне 80-летнего юбилея предприятия его руководитель Владимир Егоров рассказал корреспонденту «МП» Анастасии Бушуевой о том, что помогло добиться успеха и вернуть предприятию устойчивое положение на рынке.

Владимир Николаевич, четыре десятилетия ваша жизнь тесно связана со строительством. Вы работали в Минстрое Таджикистана, возводили объекты для саммита АТЭС во Владивостоке, первую очередь аэропорта «Внуково». Все это были вполне успешные объекты. Что же вас привлекло в «Мосотделстрой № 1», которое к моменту вашего прихода растеряло многое из своего успешного прошлого?

– Если честно, ничем не привлекало. Было открыто делопроизводство о признании треста банкротом. От трех с лишним тысяч работников осталось только шесть человек плюс огромные долги – 22 миллиона рублей. На балансе оставалось только одно здание, но и оно готовилось к продаже. Предприятие, которому на тот момент исполнилось 75 лет, которое получило орден Трудового Красного Знамени и другие награды, стояло на грани ликвидации. Но никому до этого дела не было. В моей жизни это второе предприятие, которое было в свое время награждено таким же орденом. А ордена просто так не даются. Я тогда начинал мастером, видел, как люди работали, с какой самоотдачей. И для меня было дико, как могли прошлые руководители треста так относиться к своим предшественникам. Когда я пришел в компанию, правительством Москвы было принято решение о реанимации «Мосотделстроя № 1» и еще трех ГУПов. Ведь предприятие даже не состояло в СРО, соответственно, не могли оформлять договора, брать заказы. Мы вступили в СРО. Вот с этого и началось возрождение компании.

 Как вам удалось вывести компанию из столь серьезного кризиса?

– Естественно, если бы мы ограничились только прежней специализацией – предприятие занималось отделкой, – невозможно было бы его реанимировать. Я искал объект для строительства на уровне генподряда. Это и были первые шаги к выходу из кризиса – поиски партнера, который доверил бы нашей организации крупный и заметный проект. Таким партнером стало АО «Мосинжпроект», оно уже тогда являлось генеральным подрядчиком-заказчиком многих объектов транспортной инфраструктуры Москвы. На тот момент компания осуществляла строительство электродепо «Митино». «Мосотделстрой № 1» получил заказ на возведение мотовозного цеха. Успешно реализовав проект, мы стали расширять портфель заказов. Выиграли тендер на большой объем работ в рамках строительства станции «Спартак» и на полный комплекс работ по электродепо «Солнцево».

 Нелегко было собрать команду? Ведь предприятие с огромными долгами не могло котироваться как достойное место работы?

– Где бы я ни работал, со мной всегда были преданные делу, высокопрофессиональные коллеги – в Казани, в Перми, здесь, в Москве. Они откликнулись на мою просьбу – и пришли без всяких условий. Мне было предложено составить структуру компании, за каждым пунктом, за каждой должностью подразумевались конкретные специалисты, готовые приехать и начать работу.
Когда мы только начинали выводить компанию из кризиса, была очень большая задолженность перед сотрудниками по заработной плате, которых мы никогда прежде не видели. Были жалобы, долги по налогам, судебные иски. Мы рассчитались по всем долгам «от и до». В том числе и с поставщиками материалов, хотя ни поставщиков, ни материалов также никто никогда так и не увидел. Тем не менее это были долги предприятия, и все расчеты мы произвели.

 Что привлекает работников к вам сегодня?

– Во-первых, теперь зарплата всегда выплачивается вовремя. Помимо этого соцпакет включает в себя оплачиваемый отпуск, материальную помощь, премии по результатам работы. Кроме того, у работников предприятия есть полисы добровольного медицинского страхования. Организована доставка сотрудников предприятия на строительную площадку.

Подавляющее большинство работников пришли в трест за последние пять лет. Текучки среди ИТР практически нет, людям нравится у нас работать, даже коллеги из смежных организаций к нам приходят. Сложность в другом: многим соискателям приходится отказывать.

К юбилею предприятия мы хотим собрать ветеранов, работавших здесь ранее, сделать им памятные подарки. У людей столько эмоций, когда мы их приглашаем на юбилей! Они радуются, но при этом и удивляются, что компания еще работает.

 Над какими объектами «Мосотделстрой № 1» работал в последнее время? Что сделано?

– Недавно прошло совещание у первого заместителя руководителя департамента строительства города Москвы Петра Аксёнова, посвященное итогам 2016 года. Наше предприятие все, что должно было сделать, выполнило. Так, в декабре мы сдали электродепо «Митино». В нем «Мосотделстрой № 1» изначально возводил только один цех, который составлял десятую часть от всего объекта, а в итоге мы выполнили более 75% всех работ. Объект запущен в эксплуатацию. В электродепо «Солнцево» на июнь запланирован ввод первой очереди и до конца года – второй. Это очень интересный объект. Любое депо представляет собой огромный завод, а тут будет завод в заводе. В частности, рельсосварочное производство. Дело в том, что стандартная заводская длина рельсов – 12,5 метра, а в метрополитене используют стыкованные – до 25 метров. Раньше все это изготавливалось практически кустарным способом на участках укладки. Здесь же будет отдельная станция, где рельсы станут сваривать в заводских условиях. Заводское изготовление гарантирует высокое качество работ и строгий контроль, соответственно, это положительно скажется на движении самих поездов и безопасности.

Еще одна особенность нового депо – сюда пройдет действующая железнодорожная ветка. По железнодорожному пути, который будет строиться в районе станции Новопеределкино, в депо будут поставляться рельсы для сварки, новые поезда, вагоны метро с завода в Мытищах. Кроме того, на сегодняшний день это самое большое электродепо в Европе.

Есть у вас планы по строительству новых объектов?

– Мы планируем участвовать в программах департамента строительства, правительства Москвы. Сейчас все процедуры проходят через торги, и мы к ним готовы. У нас есть и опытный производственный персонал, и управленческий, и техническая база, чтобы участвовать в любом конкурсе на строительство любого объекта метрополитена. Когда я сюда пришел, на балансе ГУП было два автомобиля – один полуразвалившийся KIA Cerato и «Газель». За время работы мы за счет собственных средств купили технику более чем на 100 млн рублей. Сейчас у нас мощные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы.
Основной наш партнер – заказчик АО «Мосинжпроект». У нас налажены очень хорошие производственные отношения. А поскольку «Мосинжпроект» – предприятие города, «Мосотделстрой № 1» – предприятие города, наш основной заказчик – метрополитен – также принадлежит городу, сейчас мы работаем только на объектах правительства Москвы. Необходимости искать что-то еще я не вижу. Есть хорошие объекты, есть стабильный заказчик. Поскольку сейчас у нас в Митине все работы закончились, в Солнцеве – подходят в завершению, будем участвовать в новых конкурсах на аналогичные заказы. Вся информация открыта. Будет ли это станция метро, депо – для нас разницы нет, наши возможности позволяют качественно строить эти объекты. Может быть, примем участие в конкурсах на строительство мостов. Там специфика немного другая, но стройка есть стройка.

 Будет ли ГУП «Мосотделстрой № 1» расширяться, закупать новую технику?

– Делать это просто так, без привязки к конкретным объектам смысла нет. Вот если мы получим крупный объект, для которого понадобятся новые специалисты, будем увеличивать штат. Если новые объекты, например мосты, потребуют специализированной техники, приобретем. На данный момент у нас есть все необходимое для качественного строительства объектов метро. Команда складывалась не один год, есть специалисты по всем направлениям. Многие сотрудники владеют несколькими строительными специальностями, что позволяет оперативно решать многоуровневые задачи.

Ожидаются ли в ГУП «Мосотделстрой № 1» какие-либо изменения в год 80-летия?
– Распоряжением департамента городского имущества города Москвы «О приватизации Государственного унитарного предприятия города Москвы трест «Мосотделстрой № 1» наш ГУП преобразуют в акционерное общество «Мосотделстрой № 1». Последний год мы очень плотно занимались этим вопросом. К концу марта должны получить документы об изменении формы собственности. В дальнейшем мы уже будем акционерным обществом, где 100% акций принадлежит правительству Москвы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ГУП города Москвы трест «Мосотделстрой №1»: юбилей – новая ступень развития

В феврале 2017 года государственное унитарное предприятие города Москвы трест «Мосотделстрой № 1» отмечает свой 80-летний юбилей. Одна из старейших организаций столичного стройкомплекса поначалу специализировалась преимущественно на отделочных работах. Предприятие вносило ощутимый вклад в создание облика Москвы XX века, его специалисты были задействованы на множестве городских объектов. Первого февраля 1957 года трест «Мосотделстрой № 1» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Президиум Верховного Совета СССР отметил высокие производственные показатели мероприятия. Во время расцвета предприятия численность его сотрудников превышала три тысячи человек.

Однако на рубеже столетий компания пережила непростой период и к концу 2000-х находилась на грани исчезновения, было открыто производство по делу о признании предприятия банкротом. Все это вынудило продать активы. Не стало собственной производственной базы и общежития, машин и оборудования, автопарка, но главное – были потеряны люди, практически всех пришлось сократить.

2012 год, когда трест возглавил Владимир Николаевич Егоров, ознаменовал начало нового этапа развития предприятия. Спектр деятельности компании расширился. В сотрудничестве с АО «Мосинжпроект» последние несколько лет ГУП «Мосотделстрой № 1» принимает деятельное участие в реализации программы развития Московского метрополитена. В числе объектов предприятия – станция «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, электродепо «Митино», электродепо «Солнцево», которое на данный момент является самым крупным не только в Москве, но и в Европе. Кроме того, в послужном списке компании – реконструкция Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Сегодня «Мосотделстрой № 1» представляет собой оснащенную на высоком уровне, стабильно развивающуюся строительную организацию. Профессиональная компетенция специалистов компании позволяет находить решения задач любой степени сложности, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов различного назначения. Предприятие обладает большим потенциалом, который наверняка еще долгие годы будет востребован на стройках Москвы.

За успехи в деле возрождения треста «Мосотделстрой № 1» Владимир Николаевич Егоров награжден Почетной грамотой департамента градостроительной политики города Москвы и стал лауреатом премии Межрегиональной организации предпринимателей «Руководитель года». Также Всероссийским комитетом по общественным наградам и званиям Владимир Егоров был награжден орденом «Почетный гражданин России». В 2014 году руководитель ГУП города Москвы трест «Мосотделстрой № 1» был удостоен благодарности мэра Москвы за вклад в строительство станции метро «Спартак». В декабре 2016 года Владимиру Николаевичу была вручена благодарность Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации.

Андрей Уваров, главный инженер:

– Я пришел в «Мосотделстрой № 1» в 2014 году, еще до сдачи станции метро «Спартак». Занимал должность генерального директора подрядной организации, которая зашла на стройку в 2013 году, мы участвовали во всех работах, которые делались на объекте. Как оказалось, главный инженер ГУП «Мосотделстрой № 1» закончил трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, и Владимир Николаевич предложил мне занять это место. Само предложение было очень интересно сделано. Мы работали в ночные «окна», так как станция возводилась на действующей линии метрополитена. Вот в одно из таких «окон», примерно в три часа ночи, Владимир Николаевич отловил меня на площадке и озадачил возможностью стать главным инженером «Мосотделстроя № 1». Я предложение с удовольствием принял, но раздумывал дня три, так как это и нагрузки другие, и ответственность. Принял потому, что на тот момент достаточно неплохо знал Владимира Николаевича именно как руководителя, у нас сложились хорошие деловые и человеческие отношения. Я ценю в нем то, что он человек слова, жесткий руководитель – как сказал, так и сделал. О своем решении абсолютно не жалею.

Самое ценное, что, на мой взгляд, есть на предприятии, это кадры. Если люди подобраны и расставлены правильно, то и дело идет. Не менее, конечно, важно, чтобы у предприятия был пакет заказов, возможность планирования своей дальнейшей работы. Конечно, везде есть свои сложности. На любом объекте, вне зависимости от того, какой он, если ничего не делать, то и проблем не будет, а если им заниматься, то они неизбежны. Качество работы руководителя определяется тем, насколько успешно решаются эти проблемы. Если удается их решать оперативно, с минимальными экономическими затратами, то это говорит о том, что руководитель отлично знает свое дело.

Основной наш объект на сегодняшний день – это электродепо «Солнцево». До этого нам поручили исправить в депо «Митино» все недостатки, которые были допущены предыдущими подрядчиками. Эту работу мы закончили. Сейчас электродепо – фактически завод, там идет установка, наладка оборудования. Возможно, в будущем мы станем работать на электродепо «Саларьево». Учитывая наш опыт, то, что мы никогда не подводили, нас рассматривают как основных претендентов на участие в конкурсе. Удобно здесь, например, то, что оно находится рядом с «Солнцево», так что перебазировка окажется несложной. Перспективы мероприятия я также вижу в строительстве объектов метрополитена. На мой взгляд, человек должен выполнять ту работу, к которой он профессионально подготовлен, нельзя браться за то, что ты никогда не делал. Конечно, мы можем выполнить любое строительство, но лучше делать именно то, что у нас получается. Поэтому мы как начали заниматься объектами метрополитена, так, наверное, целесообразно и идти в этом направлении, у нас уже есть определенные наработки, опыт, знания, представления.

Александр Вахрин, директор по строительству:

– В компанию я пришел в 2012 году. Тогда я знал, что она работает давно, но стоит на грани банкротства. Именно в то время и началась ее реанимация, появились большие планы, перспективы. Большую их часть мы реализовали, но немало работы ждет и впереди. Тем более подземка сейчас активно строится, а объекты метрополитена – одни из самых сложных, так как к ним предъявляются самые жесткие требования. Но у «Мосотделстроя № 1» есть все, чтобы качественно выполнить работу и закончить ее в срок. Электродепо «Солнцево» мы планируем полностью сдать в конце года. Я надеюсь, что «Мосотделстрой № 1» и в дальнейшем будет также активно развиваться, появятся новые проекты, что город нас не оставит без объектов метрополитена. А мы будем работать и воплощать проекты в жизнь. Кстати, в прошлом году сотрудники «Мосотделстроя № 1» получили почетные грамоты департамента градостроительной политики города Москвы за плодотворный и долголетний труд на благо города. Надеюсь, награда далеко не последняя.

Максим Мартынов, коммерческий директор:

– В ГУП города Москвы трест «Мосотделстрой № 1» я пришел в марте 2012 года. Тогда дела у компании шли не лучшим образом, но я много времени уже работал с Владимиром Николаевичем на различных объектах. Например, на Дальнем Востоке, на острове Русский, в Перми, Казани… Так что когда он мне предложил, я не раздумывал. В «Мосотделстрое № 1» в мои обязанности входит анализ рынка и полное обеспечение строительными материалами, проведение и участие в торгах, поиск поставщиков и подрядчиков. За последние пять лет компания закончила работы на станции метро «Спартак», в электродепо «Митино», один объект у нас в стадии завершения – это электродепо «Солнцево». Ставятся задачи, мы их выполняем. Пока есть что строить – работаем. Мы надеемся, что наш дружный коллектив сохранится и все у нас будет стабильно. Мы настолько сработались за пять лет, что расставаться не хочется. Так что рассчитываю, что впереди – новые объекты.